Премьер Михаил Мишустин и председатель Социального фонда Сергей Чирков обсудили в том числе досуг пожилых. Фото РИА Новости
Неработающие пенсионеры в основном тратят деньги на еду. На продукты у них уходит почти половина расходов, а на непродовольственные товары – менее четверти. Даже неполные или многодетные семьи могут позволить себе больше разнообразия, направляя на продукты 37% расходов, а на непродовольственные товары – около трети. Кроме того, каждому четвертому домохозяйству, состоящему из неработающих пенсионеров, денег хватает в принципе только на еду и не более, следует из новых данных Росстата. В случае с пожилыми объяснений несколько. Даже повышенная после увеличения пенсионного возраста пенсия, видимо, не выводит пенсионеров из уязвимой категории. Хотя эксперты говорят еще о том, что у пожилых объективно иные потребительские предпочтения, чем у молодых.
Российские домохозяйства в среднем направляют почти треть своих расходов на продукты питания и напитки (не включая алкогольную продукцию). На покупку непродовольственных товаров уходит около 36% расходов, на оплату различных услуг – немногим более 27%. Питание вне дома и покупка алкогольных напитков занимают 4% от всех расходов.
Такие цифры приводятся в статистическом бюллетене, в котором представлена информация о доходах, расходах и потреблении россиян, полученная по итогам Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Сейчас Росстат обнародовал данные за первый квартал 2023 года.
Однако это усредненная картина. В зависимости от типов домохозяйств ситуация заметно меняется. Сказывается все: где семья проживает, сколько в ней детей, работающих или неработающих взрослых, получателей соцпособий и т.п.
Кроме того, показатели могут скачкообразно меняться в зависимости от того, какой период анализируется. Допустим, домохозяйство, состоящее из одного работающего взрослого без детей, в первом квартале этого года направляло на продукты питания 35% своих расходов, на непродовольственные товары – почти 30%, на оплату различных услуг – около 31%.
Но это разительно отличается от показателей первого, шокирующего квартала 2022 года. Тогда такое домохозяйство тратило на еду 20% расходов, а на непродовольственные товары – сразу более 56%, еще около 21% составляли расходы на оплату услуг.
Тем не менее есть домохозяйства, которые особо выделяются из всего многообразия данных, – имеющие в своем составе только неработающих пенсионеров. Такие ячейки общества основную часть своих расходов направляют на продукты питания – почти половину, 47%. Это максимальное значение, если сравнивать с другими домохозяйствами, классифицированными по социально-демографическому типу, – в частности, с многодетными, неполными, молодыми семьями или семьями, в составе которых есть инвалиды. Потому что они в первом квартале 2023-го направляли на еду соответственно примерно 37, 37, 31 и 43% расходов.
При этом неработающие пенсионеры меньше всего по сравнению с другими типами домохозяйств тратят на непродовольственные товары – 23% своих расходов. Тогда как многодетные семьи на эти товары направляют 35% расходов, неполные – 28%, молодые – 40%, семьи с инвалидами – 27%.
Если брать детальную разбивку по расходам, то видно, что неработающие пенсионеры направляют меньшую, чем другие упомянутые типы домохозяйств, долю своих расходов на одежду и обувь (4% против 5–7% у других) или, допустим, на досуг – менее 2% против 2–5% у других.
Зато неработающие пенсионеры заметно больше других тратятся на здравоохранение, направляя на лечение около 8% своих расходов (выше только у семей с инвалидами – около 10%), или на жилищные и коммунальные услуги – почти 19% против 10–18% у других.
Кроме того, как сообщается в бюллетене, в первом квартале 2023-го около 27% от оценивших свое финансовое положение домохозяйств, состоящих из неработающих пенсионеров, сообщили, что им денег хватает только на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги для них затруднительно. В целом среди всех домохозяйств доля давших такой ответ составляет около 13%, среди многодетных семей она 15%, среди неполных – 21%, среди молодых – около 8%, среди семей, в составе которых есть инвалиды, – примерно 16%. То есть наиболее сложная ситуация, как можно судить, именно у неработающих пенсионеров.
Пенсионеры значительную часть своего дохода тратят на еду. Фото агентства «Москва» |
То есть можно утверждать, что, оценивая расходы домохозяйств, состоящих из неработающих пенсионеров, мы говорим прежде всего о финансовом положении пожилых. Важное уточнение: это именно неработающие пенсионеры, которые, по крайней мере официально, живут исключительно на свою пенсию.
При том что именно неработающие пенсионеры в отличие от работающих должны были в полной мере ощутить на себе все выгоды от повышения в стране пенсионного возраста – за счет опережающей индексации пенсий. Так, по данным СФР на 1 апреля, у работающих пенсионеров по старости пенсия составляет в среднем лишь 16,4 тыс. руб., тогда как у неработающих – почти 22 тыс. руб.
Как пояснила «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Елена Киселева, «у большинства неработающих пенсионеров уровень пенсий таков, что вынуждает жестко экономить и избегать необязательных трат». «Финансовая возможность потреблять непродовольственные товары у неработающих пенсионеров сильно ограничена», – считает она.
Между тем замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Марина Карцева обратила внимание на терминологические тонкости: «В настоящее время уровень пенсий позволяет пенсионерам без дополнительных доходов (работа, предпринимательство) находиться выше официально установленной черты бедности. И в этом смысле пенсионеры не самая уязвимая группа». Наиболее уязвимы с точки зрения сползания в бедность в России в настоящее время семьи с детьми, особенно многодетные, говорит эксперт.
Кроме того, аналитики призывают учитывать такие факторы, как потребительские предпочтения и образ жизни, которые с возрастом могут меняться. Например, порой молодая семья вынуждена тратить больше своих средств на ремонт только что купленной в ипотеку квартиры. Семья с детьми снова и снова покупает то игрушки, то канцелярские товары, а также одежду и обувь растущим детям. Неработающие пожилые от некоторых трат «освобождены» по объективным причинам.
«Пенсионеры в принципе больше склонны сберегать, даже при небольшом размере пенсии, – уточнили эксперты ИКСИ. – Нередко они сокращают свои расходы, чтобы помогать деньгами детям и внукам, либо сами откладывают средства на черный день. Да и потребности в старших возрастах иные: нет такой гонки за модными новинками, будь то одежда или гаджеты».
Но даже с учетом этого Карцева подчеркивает: «Потребительские предпочтения у разных поколений, безусловно, различаются. Однако говорить о том, что пожилые любят только продукты, а молодые – развлечения, неверно. Невысокий уровень располагаемого дохода – самая главная причина однообразия расходов пенсионеров».
Так, расходы на еду – это расходы на жизнеобеспечение. «Пенсионеры не могут сократить расходы на питание в разы, с учетом размеров пенсий они и так вынуждены расходовать свой бюджет крайне экономно, – пояснила она. – Расходы на питание, жилищно-коммунальные услуги, лекарства «выбирают» значительную часть пенсионных доходов, поэтому покупка товаров длительного пользования проблематична». И в этом смысле пенсионеры действительно в уязвимом положении.
Профильные ведомства, ответственные за выплаты пособий, тоже по-своему заботятся о разнообразии жизненных предпочтений пожилых. Во вторник председатель СФР Сергей Чирков на встрече с премьером Михаилом Мишустиным рассказал о некоторых итогах работы нового – объединенного – ведомства за полгода. «Сейчас фонд сопровождает наших граждан фактически от момента беременности до назначения пенсии... Создано единое окно для предоставления всех федеральных мер социальной поддержки. Благодаря объединению были упорядочены даты доставки разных пособий», – перечислил он. «От объединения мы видим и дополнительные эффекты: в высвобождаемых... помещениях мы начали пилотный проект, способствующий общению между пожилыми людьми, – сказал Чирков. – Так называемые центры общения старшего поколения, где организуется досуг и работа с населением старшего возраста».