0
4549
Газета Экономика Печатная версия

01.08.2023 20:51:00

Утильсбор добавит стоимости автомобилям в РФ

На каждую новую легковушку в стране приходится семь-восемь старых

Тэги: параллельный импорт, утилизационный сбор, автомобиль, розничная цена


параллельный импорт, утилизационный сбор, автомобиль, розничная цена Подержанные авто становятся все популярнее. Фото Reuters

Правительство добавляет факторы, которые ведут к росту стоимости автомобилей. С начала августа к закрытию заводов и сложнейшей логистике импорта, в том числе параллельного, добавляется увеличение утилизационного сбора практически в два раза, что добавит к розничной цене легковушек до 10% стоимости. Россияне, однако, не хотят отказываться от удобств, которые дает личный автомобиль, и наращивают закупки авто с пробегом, потратив на это в июне рекордную за последние три года сумму – почти 0,5 трлн руб. На один новый автомобиль в РФ покупается почти восемь бывших в употреблении, среди которых больше половины – машины старше 10 лет.

С начала августа в РФ проиндексирован утилизационный сбор на автотранспорт. Мера в том числе затронет обычных граждан с их легковыми авто.

В среднем ставку для них проиндексируют в 1,7–3,7 раза. Индексация не затрагивает электромобили, а также граждан, которые ввозят для личного пользования автомобили с объемом двигателя до 3 л. Они продолжат оплачивать утильсбор по льготному тарифу – 3,4 тыс. руб. за автомобили до трех лет и 5,2 тыс. руб. за автомобили старше трех лет. Однако организации и граждане, которые ввозят больше одной машины (очевидно, на продажу), а также те, кто планирует в течение года перепродать импортную машину, «попадают» на новый тариф сбора.

Повышение утильсбора на дефицитном автомобильном рынке может добить этот рынок, считает вице-президент и исполнительный директор Ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Вячеслав Жигалов, хотя он и признает значимость этой меры в стремлении стимулировать иностранные автозаводы (речь прежде всего о Китае) к переносу производств в РФ. Ведь под угрозой оказываются как параллельный импорт, так и официальные поставки машин из Китая. Цены на импорт начали расти еще на новостях о введении новых тарифов утильсбора, а после 1 августа ожидается дополнительный рост вплоть до 500 тыс. руб. на некоторые модели, предупреждал он.

Для всех импортных автомобилей коэффициенты утилизационного сбора повысили практически в два-три раза: для машин с мотором объемом меньше 1 л – с 48,2 тыс. руб. до 81,2 тыс., для моделей с двигателями от 2 до 3 л – с 281,6 тыс. до 844 тыс. руб., отмечала директор по коммуникациям АвтоСпецЦентра Анна Уткина. Станут дороже все автомобили – как новые, так и с пробегом, поясняла она, ведь дополнительные расходы будут заложены в итоговую стоимость. При этом резкого скачка цен на новые и подержанные машины не будет, так как потребители с учетом нестабильности экономики не готовы сразу платить за автомобиль на 10% больше, поясняет эксперт.

«Инициатива по повышению утильсбора введена для того, чтобы автомобиль переходил в собственность конечному покупателю, а не к перекупщикам. Из-за повышения сбора будет невыгодно ввозить автомобили с большим литражом двигателей, утильсбор на которые составит 1 млн руб. и более. После повышения курса с 80 до 100 руб. за евро автомобили уже прибавили 20% к стоимости. Цены растут в динамике 2–3 млн за полгода, – рассказал «НГ» директор департамента Автодома и АвтоСпецЦентра Владимир Желобов. По его словам, в ближайшее время на рынке будет краткосрочный рост продаж авто с пробегом, так как клиенты захотят купить дорогие автомобили по старой цене. «После этого клиентская активность снизится, поскольку покупателям необходимо будет привыкнуть к новой стоимости, которая вырастет из-за курса и нового утилизационного сбора. Далее спрос переориентируется на автомобили китайского производства, так как те, кто привык ездить на новых авто, будут продолжать их покупать. Однако и китайские автомобили, которые поставляются в РФ официально, могут прибавить в цене», – говорит Желобов.

Число предложений по параллельному импорту снижается, поскольку покупатели не готовы приобретать автомобили за сумму, которая включает все расходы на их поставку по такому импорту. В дальнейшем все авто – и новые, и с пробегом – станут дороже примерно на 20%, так как помимо утильсбора на стоимость повлияют курсы валют и логистические издержки, говорит эксперт.

По данным агентства «Автостат», средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в России по итогам первого полугодия 2023 года составила 2,68 млн руб. – это почти на 13% больше, чем в начале этого года. Россияне продолжают активно скупать подержанные авто. По данным исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, за 5 месяцев 2023 года в РФ было реализовано 2,25 млн легковых машин с пробегом, что в 7,1 раза больше, чем продано за тот же период новых легковушек. То есть на 1 новый автомобиль приходится 7 подержанных. Хуже статистика была только в 2022 году, когда автомобилей с пробегом было продано почти в 8 раз больше, чем новых.

В июне на покупку автомобилей с пробегом жители нашей страны потратили более 490 млрд руб. – это рекордная сумма за последние три года, отмечают эксперты «Открытие Авто». Это на 67% больше, чем в июне 2022 года (294,2 млрд руб). При этом за месяц было куплено 501,9 тыс. автомобилей с пробегом – на 42% больше, чем в июне прошлого года (352,8 тыс. шт.).

Эксперты обращают внимание, что уже несколько месяцев подряд больше всего денег тратится на самые возрастные, от 10 лет, автомобили. В июне на них россияне потратили 184,6 млрд руб., что составляет 37,6% от общей суммы. Год назад доля таких машин в финансовой емкости рынка составляла 34,4%. При этом с относительно «свежими» автомобилями (в возрасте до 5 лет) тенденция обратная: если в июне 2022 года они занимали наибольшую долю (37%), то теперь – наименьшую (31%).

По данным экспертов «Автостата», которые сравнили показатели возрастных групп бывших в употреблении (б/у) авто за 5 месяцев 2022 и 2023 годов, автомобили от 10 лет и старше остаются самым крупным возрастным сегментом на вторичном рынке, его доля за год выросла с 66% до 68%. При этом у более «молодых» машин (в возрасте до 3 лет) она сократилась с 6% до 3%.

Больше всего денег, как показало исследование, по-прежнему тратится на подержанные машины европейских марок (в июне – 178,4 млрд руб.), которым немного уступают «японцы» (166,8 млрд). Далее с огромным отставанием следуют б/у автомобили корейских и российских брендов (72,5 млрд и 35 млрд руб.). 



Читайте также


В краю, где протекает Озерна. История одного стихотворения

В краю, где протекает Озерна. История одного стихотворения

Максим Лаврентьев

0
5355
Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Ольга Соловьева

Планы развития автомобильного туризма в России будут готовить до следующего года

0
2492
Победители Кубка мэра столицы по стендовой стрельбе получили автомобили "Москвич"

Победители Кубка мэра столицы по стендовой стрельбе получили автомобили "Москвич"

В мегаполисе активно развивается спортивная инфраструктура

0
6049
Илон Маск обещает показать свое роботакси в сентябре

Илон Маск обещает показать свое роботакси в сентябре

Михаил Сергеев

Американские компании отказываются от разработок автономных автомобилей

0
2639

Другие новости