Главе Минцифры Максуту Шадаеву надо будет создать экономику данных. Фото РИА Новости
Формирование в России двух новых нацпроектов означает для бюджета страны и появление двух новых финансовых приоритетов. В пресс-службе правительства подтвердили «НГ», что расходы на новые нацпроекты – по беспилотным авиационным системам (БАС) и по экономике данных – найдут отражение в проекте бюджета на 2024–2026 годы. Однако сам перечень нацпроектов, которых сначала было 13, потом 14, а теперь теоретически должно стать 16, на период после 2024 года пока прорабатывается, о чем сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина. При этом и чиновники, и аудиторы говорят о преимуществах нацпроектного подхода для решения поставленных задач: расходы увязываются с результатами и ответственными за их достижение.
Минфин до 1 октября внесет в Госдуму проект бюджета на следующую трехлетку. Тем самым крайний срок смещен на две недели, изначально он был установлен на 15 сентября. Как пояснил глава министерства Антон Силуанов, за это время появятся отчетные данные за полугодие и август. «Это даст возможность сделать более точные прогнозы и оценки 2023 года и соответственно на этой базе параметры будущей трехлетки», – сказал он в интервью ТАСС.
Учитывать придется не только свежую статистику, но и ситуацию со «старыми» и новыми нацпроектами. «Вопрос перечня нацпроектов на период после 2024 года в настоящее время прорабатывается в правительстве», – сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина, сославшись на указ президента от 2018 года о национальных целях развития, по которому сроки реализации нацпроектов были определены до 2024 года. Отметим, однако, что в 2020 году новый указ о национальных целях определял период их достижения до 2030 года.
«При этом на 2025–2026 годы уже заложены расходы по мероприятиям действующих нацпроектов, носящим «длящийся» характер, – продолжили в Минфине. – К таким мероприятиям относится, например, предоставление социальных выплат по нацпроекту «Демография». Будут ли эти расходы и дальше отражаться в рамках национальных проектов или же будут как расходы на мероприятия госпрограмм – будет зависеть от итогового решения по перечню нацпроектов, подлежащих реализации после 2024 года».
Национальные проекты состоят из федеральных проектов, предусматривающих конкретные результаты и финансовое обеспечение. А сами эти федеральные проекты являются структурными элементами государственных программ (ГП), в рамках которых они реализуются.
«По другим расходам – на мероприятия, не носящие длящегося характера, – решения будут приниматься в установленном порядке в рамках формирования проекта федерального бюджета», – добавили в Минфине.
«Старые» нацпроекты охватывали такие направления, как здравоохранение, образование, культура, наука, экология, демография, жилье, малый и средний бизнес, автомобильные дороги, цифровая экономика, производительность труда, международная кооперация и экспорт, магистральная инфраструктура. Постепенно к ним добавился нацпроект, посвященный внутреннему туризму.
Но на этом новации не закончились. В конце минувшего года президент Владимир Путин поручил утвердить нацпроект по развитию беспилотной авиации на период до 2030-го, а в середине июля 2023-го предложил подготовить в течение года нацпроект по формированию экономики данных тоже на период до 2030-го.
«Бюджетные расходы на реализацию новых национальных проектов найдут отражение в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2024-й и плановый период 2025–2026 годов и будут внесены в составе документов в Государственную думу для рассмотрения», – сообщили в пресс-службе правительства.
Паспорт нацпроекта, посвященного развитию БАС, должен быть утвержден до 1 сентября. Как пояснили «НГ» в пресс-службе Минпромторга, «в развитии новой отрасли БАС принимают участие заинтересованные органы власти, наука, бизнес и экспертные организации». «Сейчас ведется работа над разработкой нацпроекта. Уже сформированы основные положения проекта, сейчас дорабатываются его параметры», – добавили в ведомстве Дениса Мантурова.
В правительстве простимулируют и производство отечественных беспилотников, и спрос на них. Фото РИА Новости |
Ведется работа и над нацпроектом «Экономика данных». Как сообщается на сайте Минцифры, его цель – «перевести всю экономику, социальную сферу, органы власти на качественно новые принципы работы, внедрить управление на основе данных, выйти на новый уровень в логистике, телемедицине, онлайн-образовании, предоставлении госуслуг». Судя по сообщению ведомства Максута Шадаева, нацпроект сфокусируется на таких аспектах, как сбор, передача, хранение, безопасность, обработка, анализ данных, стандарты и протоколы работы с данными.
При этом в правительстве подчеркивают высокую эффективность подхода, предполагающего решение поставленных задач через нацпроекты. «Средний уровень достижения существующих национальных проектов за 2022 год составил 98,68%. Кассовое исполнение национальных проектов составило 98,72%», – сообщили «НГ» в пресс-службе правительства. И в том, и в другом случае показатели за год увеличились.
«Такого уровня исполнения национальных проектов удалось достичь благодаря их четкому целеполаганию, измеримости показателей и результатов проектов, закреплению персональной ответственности должностных лиц за достижение таких показателей и результатов, а также наличию системы управления и мониторинга, включающей федеральный и региональный уровни», – пояснили в кабмине. В частности, в правительстве действует государственная автоматизированная система мониторинга национальных проектов.
«Предусмотрен очень важный принцип, обеспечивающий «финансовую прослеживаемость» до конкретного результата проекта, – отметили также в пресс-службе кабмина. – Благодаря чему стало возможным отследить, на какое мероприятие направлен каждый рубль, вложенный в проект».
«Впервые в российской практике при формировании национальных проектов была обеспечена увязка измеримого результата и объема финансового обеспечения его реализации. Это позволило добиться в том числе прослеживаемости бюджетных ассигнований до держателя контракта – организации, являющейся непосредственным исполнителем конкретного результата. Также была установлена персональная ответственность за достижение каждого результата», – прокомментировали в Минфине.
Аудиторы тоже высоко оценивают нацпроектный подход. «Одно из преимуществ национальных проектов – уже с момента начала их действия расходы на реализацию каждого мероприятия нацпроекта увязываются с определенными результатами и ответственными за их достижение. Этим в том числе обусловлен особый контроль, особое внимание к национальным проектам со стороны различных министерств и ведомств, контрольно-счетных органов, общественных организаций», – сообщили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты.
«На сегодняшний день уже в рамках государственных программ в целом выделяются как проектная, так и процессная части. Отдельные механизмы работы с национальными проектами были распространены и на государственные программы», – добавили аудиторы.
Хотя, конечно, не обходится и без замечаний. Например, в Заключении Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за 2022 год отмечены отдельные недостатки в части планирования значений показателей, результатов государственных программ и их структурных элементов на год.
Добавим к этому, что нацпроекты время от времени подвергались критике, причем не только со стороны экспертов, но и тех ведомств, которые должны были отвечать за их реализацию. Обычно поводом становились и базовые, и целевые показатели, как, например, в случае с нацпроектом по жилью.
Как заявлял теперь уже экс-глава Минстроя Владимир Якушев, «по паспорту нацпроекта ввод должен был составить на 31 декабря 2018 года 86 млн кв. м жилья, мы с вами уже выпадаем на 10–11 млн кв. м». «Эта цифра будет требовать серьезной корректировки», – утверждал он в конце 2018 года. Более того, он заявлял, что «сама цифра 120 млн кв. м жилья, которую мы должны достигнуть к 2024 году, под знаком вопроса» (см. «НГ» от 28.01.19). Корректировать приходилось в том числе сроки реализации: пандемия отодвинула час икс с 2024-го на 2030 год.
Тем не менее, плюсы перевешивают. Но если нацпроектный подход настолько хорош и эффективен, почему же тогда в стране не появляется нацпроектов еще больше – вслед за возникающими задачами, вызовами и проблемами?
Ведь есть и другие важные направления: повышение реальных располагаемых доходов населения, развитие сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности, обеспечение импортозамещения во всех сферах, развитие авиапрома и автопрома, создание спутников и развитие космических технологий и т.д.
В ответ на это в пресс-службе правительства напомнили, что еще один инструмент достижения национальных целей – государственные программы. Они утверждаются правительством и охватывают все отрасли экономики, в том числе перечисленные направления и задачи. «Доля расходов федерального бюджета на реализацию «открытых» государственных программ составляет более 50%, – сообщили изданию в пресс-службе правительства. – Национальные проекты в отличие от государственных программ определяются президентом и являются инструментом президента. Доля расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов составляет около 10%».
«Действующие государственные программы предполагают реализацию мероприятий, направленных в том числе на повышение реальной заработной платы (госпрограмма «Содействие занятости населения»), сельского хозяйства (ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»). Развитие автопрома и авиапрома входит в государственные программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Развитие авиационной промышленности» соответственно, – пояснил «НГ» главный специалист направления «Бюджетная политика» Центра стратегических разработок Никита Андриевский. – Эти вопросы имеют более глобальный характер. Они соответствуют скорее программному, чем проектному подходу».
В настоящее время нацпроекты занимают особое место в системе государственного управления. Ключевой принцип – приоритетность их финансирования.
«Фактически это определение ключевых приоритетов в государственной политике по разным направлениям с закреплением объемов бюджетного финансирования. Именно поэтому они не покрывают всю деятельность органов исполнительной власти (для этого есть инструмент госпрограмм), а становятся сосредоточением наиболее важных, значимых шагов, мер, содержание которых может меняться со временем, – комментирует директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов. – Это, в свою очередь, определяет и то, что набор национальных проектов может меняться. К первоначальному списку добавляются новые, да и внутренняя структура существующих нацпроектов изменяется». n