РУСАЛ лидирует в развитии производства зеленого металла. Фото с сайта www.rusal.ru
Мировая металлургическая отрасль все большее внимание уделяет сокращению выбросов парниковых газов. Производители металлов находятся под давлением со стороны потребителей, отдающих предпочтение чистой продукции с низким углеродным следом. А уже в близкой перспективе компании столкнутся еще и с трансграничным углеродным налогом ЕС. Российские металлурги не отстают от зарубежных в поиске и внедрении лучших технологий. В отечественной алюминиевой отрасли использование инертных анодов в сочетании с возобновляемой гидроэнергетикой дает не имеющие аналогов в мире результаты сокращения углеродного следа.Произведенный таким образом алюминий под брендом ALLOW INERTA, выпускаемый РУСАЛом на Красноярском алюминиевом заводе (КрАЗ), прошел независимую верификацию показателей выбросов парниковых газов компании TÜV AUSTRIA Standards & Compliance. Согласно подсчетам, удельные выбросы составляют 0,01 т эквивалента CO2 на тонну металла с учетом прямых и косвенных энергетических выбросов (области охвата 1 и 2).
Это в десятки раз меньше, чем среднемировые показатели углеродного следа в алюминиевой отрасли. Таких результатов удалось достичь благодаря сочетанию двух факторов. РУСАЛ использует в производстве алюминия чистую электроэнергию, выработанную на гидроэлектростанциях – это уже позволяет значительно сократить углеродный след: так, для бренда ALLOW он составляет 2,4 т СО2-эквивалента на тонну металла при среднемировых показателях по отрасли 12,3 т.
Еще один удар по углеродному следу нанесла революционная технология – использование электролизеров с инертными анодами вместо классических карбоновых. Благодаря этому в процессе производства выделяется не диоксид углерода, а кислород – один электролизер с этой технологией производит столько же кислорода, как 70 га леса. Таким способом можно получить чистейший алюминий. РУСАЛ выпустил опытную партию такого металла в 2021 году.
Модернизация Красноярского алюминиевого завода позволяет обеспечить безопасность окружающей среды. Фото с сайта www.rusal.ru |
Внедрение новых зеленых технологий, в том числе полностью безуглеродных, – набирающая силу тенденция во всей мировой металлургии. Это связано с растущими требованиями крупнейших потребителей металла – предприятий автопрома, строительной отрасли, машиностроения и т.д. – к экологичности продукции. Уровень углеродного следа алюминия становится обязательным требованием при заключении сделки или выходе на тендер. Причем все чаще клиенты предпочитают металл с показателями выбросов менее 4 т CO2-эквивалента на тонну, что в несколько раз ниже среднемировых показателей.
Такая ситуация не оставляет производителям выбора и требует от них больших инвестиций в новые технологии и производства, хотя в некоторых случаях позволяет заработать тем компаниям, которые имеют конкурентное преимущество и могут поставлять своим клиентам премиальный металл с низким углеродным следом. При этом давление на металлургов увеличивается, и в недалеком будущем требования к углеродному следу выйдут уже на уровень Евросоюза. С 1 октября 2023 года ЕС начинает переходный период введения трансграничного углеродного налога, размер которого будет зависеть от уровня парниковых выбросов при производстве ввозимого товара и от цены на СО2 в Европе. Запустить его в полном объеме планируется с 2026 года. Металлы как продукцию с традиционно немалым углеродным следом – в первую очередь из-за энергоемкости производства – эта мера затронет в первую очередь.
Западные аналитики прогнозируют, что мировой рынок алюминия с низким углеродным следом в долларовом выражении вырастет с 81,89 млрд долл. в 2022 году до 119,97 млрд долл. к 2031 году, прибавляя в среднем 4,3% ежегодно. В McKinsey ожидают, что спрос на зеленый алюминий увеличится более чем в два раза – с 26 млн тонн в 2021 году до 62 млн тонн к 2030 году. По словам партнера McKinsey Анны Мур, выход за рамки уровня менее 4 т CO2-эквивалента на тонну алюминия – рубеж, требующий значительных инвестиций в такие технологии, как инертные аноды. Она уверена в спросе на марки алюминия со сверхнизким углеродным следом (к нему относятся значения менее 0,5 т CO2-эквивалента на тонну алюминия) – притом что такие бренды, по оценке эксперта, будут обладать значительными премиями к цене.
Компании во всем мире стараются нарастить выпуск низкоуглеродного алюминия. Фото Halvor Molland/Hydro |
«Мы видим, что зеленый сдвиг наступил. Клиенты нацелены уменьшить свой углеродный след, и это дает нам возможность получить надбавку за наше стремление вывести углерод из наших процессов», – отмечает генеральный директор норвежской металлургической компании Norsk Hydro Хильде Мерете Аасхейм. В компании отмечают, что спрос на продукцию с низким содержанием углерода исходит от таких «продвинутых» клиентов, как производители автомобилей Porsche и Mercedes. Затраты Norsk Hydro на то, чтобы сделать свою продукцию более устойчивой, исчислялись миллиардами долларов в прошлом году. А Rio Tinto, Alcoa и правительство Канады инвестировали 228 млн долл. в новую технологию безуглеродного алюминия ELYSIS.
В этом году мировые алюминиевые компании намерены нарастить производство металла с низким углеродным следом на 10%. Эксперты и бизнес оптимистично настроены по вопросу дальнейшего роста, хотя признают, что увеличение предложения зеленого металла может сказаться на его цене – большие премии в некоторых сегментах уйдут в прошлое. Российские алюминщики, как видно, даже опережают общемировые тренды и им есть что предложить заинтересованным потребителям. Так что уникальный зеленый алюминий РУСАЛа точно найдет своих покупателей.