Большинство сельских дорог не выдерживают критики. Фото PhotoXPress.ru
Россия опять откладывает строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, концентрируя внимание на насущных транспортных нуждах – увеличении пропускной способности коридоров на восток и юг, ремонте автодорог и поддержании авиасообщения на импортной технике в условиях санкций. В среду на правительственном часе депутаты Госдумы предлагали и другие варианты улучшения сообщения внутри огромной страны по земле, воде и воздуху.
Решения о строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) пока не принимаются, поскольку все проекты очень капиталоемкие, заявил министр транспорта Виталий Савельев на правительственном часе в Госдуме. «У нас есть всего три проекта по высокоскоростному движению – прежде всего «Москва – Санкт-Петербург», он наиболее глубоко проработан, «Москва-Казань» и «Москва-Адлер», – отметил Савельев. Для первой ВСМ (проектирование которой начато еще в СССР в конце 1980-х) даже найдены небюджетные источники, рассматривается возможность использования Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Министр отметил, что страна нуждается в высокоскоростном движении, так как это даст толчок развитию новых технологий. «Это будут новые технологии, новые поезда, вагоны. Если поезд будет идти со скоростью около 400 км/ч, это не только сократит время пути между столицами до чуть более двух часов. Это даст изменение вообще парадигмы развития огромных мегаполисов», – сказал Савельев. Все небольшие города на этой трассе резко оживут, добавил он. Однако на проект нужно около 2 трлн руб. «Мы должны понимать, откуда мы их берем, как мы это возвращаем, чтобы проект был самоокупаемый», – заключил министр. Для сравнения, Китай в 2022 году ввел в эксплуатацию 4,1 тыс. км железных дорог и чуть более 2 тыс. км из них – это ВСМ.
Недавно замглавы Минтранса Дмитрий Баканов рассказывал о приостановке еще одного крупного железнодорожного проекта. Финансирование Северного широтного хода (СШХ) в Арктике за счет инвестпрограммы «Российских железных дорог» (РЖД) может быть рассмотрено после 2025 года, отмечал он, пояснив, что сейчас необходимо концентрировать средства на развитии Восточного полигона (БАМ и Транссиб) и ж/д сети Азово-Черноморского бассейна. То есть на расширении пропускной способности торговых путей в Китай и на юг, в Иран, Индию и далее везде.
В среду Савельев отчитался перед депутатами о подписании в мае 2023 года межправсоглашения о строительстве на территории Ирана недостающего участка железнодорожной линии Решт-Астара, благодаря которому должен заработать западный маршрут транспортного коридора «север-юг». Это еще один международный «долгострой», обсуждение которого шло 20 лет (см. «НГ» от 21.05.23 и 22.12.22). «Ожидаем выполнения строительства в полном объеме к 2028 году», – сообщил Савельев депутатам.
По данным РЖД, которые в начале июля сообщили о корректировке программы модернизации Восточного полигона, к 2025 году на БАМе и Транссибе будет построено 280 объектов, будут выполнены основные работы по электрификации, и провозная способность полигона вырастет до 180 млн т в год. На следующий этап модернизации планируют выделить еще около 0,5 трлн руб. в основном под вывоз угля в порты на Тихом океане, откуда он прямиком идет в КНР. До 2030 года провозная способность сети должна увеличиться уже до 210 млн т в год, а к 2032 году – до 255 млн.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал не забывать о нуждах населения, не вовлеченного в стратегические экспортные проекты. Спикер парламента предложил министру транспорта решить вопрос замены тепловозов на электровозы, чтобы пассажиры не теряли времени при перецепке. «С территории Тамбовской области идет тепловоз, а поближе к Москве его перецепляют на электровоз. Час времени люди теряют», – привел пример Володин.
Председателю комитета Госдумы по контролю Олегу Морозову не понравилось, что у транспортников сохраняется импортозависимость по железнодорожным контейнерам, подвижному составу, путевому и сигнальному оборудованию, но понравилось, что у отрасли есть потенциал в этом вопросе. «Доля отечественного оборудования в общем объеме закупок по транспортному коридору Европа – Западный Китай в 2022 году составила 99% при плане в 64%. По проекту «Развитие морских портов» – 95% при плане 20%. Это просто прорыв», – сказал он.
«В 2022 году построено и реконструировано 1,6 тыс. км автомобильных дорог, а в 2023 году планируем построить и реконструировать 2 тыс. км», – сообщил депутатам Савельев. Он проинформировал, что всего протяженность таких дорог в РФ составляет 1,75 млн км, из которых федеральных – 64,5 тыс., региональных – больше 500 тыс. и местных – более 1 млн. Огромные деньги уходят на поддержание этого хозяйства в относительно рабочем состоянии: 1,5 трлн руб. было направлено на ремонт и содержание дорог из федерального бюджета и 1,7 трлн – из региональных.
«У нас действительно сейчас замечательные автобаны, а с них съедешь чуть в сторону – в селе дороги нет или подъехать невозможно к райцентру», – отметил Володин. Он предложил минтрансу внести законодательную инициативу, чтобы транспортный налог оставался на районном уровне.
Первый зампред комитета по экономической политике Николай Арефьев считает, что Минтрансу надо больше заниматься региональными проблемами. По словам депутата, сегодня более 70% граждан страны «отрезаны от жизни». Депутаты обратили внимание министра на недостаток финансирования для субсидирования авиаперелетов на Дальний Восток. В отрасли вообще не наблюдается положительных изменений: большая часть авиапарка в России импортная, речной и городской транспорт пребывают в упадке, заметил Арефьев.
«Главное, что нам удалось сохранить авиапарк, позволяющий летать как по внутренним маршрутам, так и за границу. Мы уже «раскатились, авиация почувствовала себя», – парировал Савельев. «В 2022 году воздушным транспортом было перевезено 95,2 млн пассажиров. В этом году планируем перевести более 100 млн, несмотря на продолжающееся закрытие 11 аэропортов юга», – рассказал министр.
Болевой точкой остается и речной пассажирский транспорт. «Должен развиваться речной пассажирский транспорт, – сказал Володин. – Сегодня, кроме круизных теплоходов, которые ходят по Волге, пригородного, межрегионального сообщения пассажирского нет. Это недопустимо. Мы должны сделать все для того, чтобы проблему эту решать», – отметил председатель Госдумы.
По данным Росморречфлота, в 2023 году объем перевозок грузов водным транспортом вырастет до почти 120 млн т, а объем пассажироперевозок – до 11 млн. Протяженность судоходных водных путей России составляет более 101 тыс. км, поэтому развитию водной инфраструктуры уделяется большое внимание, рассказывал в феврале зампред правительства Марат Хуснуллин.