0
4411
Газета Экономика Печатная версия

25.07.2023 20:35:00

Экономический рост становится вопросом национальной безопасности

Плюс 2% в год – перспектива ВВП России на следующую трехлетку

Тэги: нацбезопасность, экономика, ввп, цб, кредиты, налоговые льготы


нацбезопасность, экономика, ввп, цб, кредиты, налоговые льготы Наилучшие перспективы сейчас у того малого и среднего бизнеса, который сможет встроиться в производственные цепочки. Кадр из видео с сайта www.своепроизводство.рф

Чтобы обеспечить национальную безопасность, нужно провести «перегруппировку всей структуры экономики», сообщили в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Но какой экономический рост должна предполагать эта перегруппировка? Во вторник президент Владимир Путин сообщил, что по итогам 2023 года ВВП РФ прибавит более 2%. При этом Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) ожидает, что и дальше, вплоть до 2026-го, экономика РФ будет расти в среднем примерно на 2% в год. Ответ на вопрос, как это оценивать – как успех или застой, – не столь однозначен.

ЦМАКП улучшил оценки экономического роста для России на 2023 год. Теперь речь идет о росте на 1,5–1,8% против ранее ожидавшегося увеличения на 0,8–1,1%. Тем не менее, во вторник на совещании по экономическим вопросам президент Владимир Путин сообщил: «Уже со второго квартала прошлого года ВВП России начал прибавлять примерно по 0,5–0,7% ежеквартально… Рассчитываем, что по итогам года ВВП прибавит более 2%»

Кроме того, как можно судить по обнародованным данным ЦМАКП, эксперты пока не фиксируют особых драйверов ускорения роста для следующей трехлетки – периода 2024–2026 годов. В июльской версии прогноза указано, что в 2024-м рост российского ВВП может составить 1,5–1,7%, в 2025-м – 2–2,3%, а в 2026-м – 2,1–2,5%. То есть речь идет о росте в среднем на 2% в год. Июльские оценки в этом случае не отличаются от июньских и майских.

Директор ИНП РАН Александр Широв, обсуждая во вторник в интервью РИА Новости экономические последствия событии 2022 года, призвал осознать следующее: «Чтобы обеспечить национальную безопасность, мы так или иначе вынуждены произвести сейчас перегруппировку всей структуры экономики». И с учетом этого о чем тогда свидетельствует ожидаемый двухпроцентный экономический рост?

«Требование даже не развития, а безопасности» – это рост на 3–3,5% в год, предупреждали в ИНП РАН и ЦМАКП весной этого года (см. «НГ» от 23.04.23). Такие темпы необходимы для «воспроизводства экономики», обеспечения национальной безопасности. Не говоря уже о необходимости решать множество стоящих перед страной задач по импортозамещению, привлечению инноваций и кадров, завоеванию и удержанию новых рынков.

Однако ответ на вопрос о том, как воспринимать рост в среднем на 2% в год – как успех или застой, – оказался не столь однозначен. Тем более что не сошлись эксперты друг с другом и при выяснении, завышен или занижен такой прогноз.

Например, как считает профессор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Александр Чепуренко, обсуждаемый прогноз «посчитан исходя из довольно благоприятных ожиданий в отношении уровня цен, курса рубля и безработицы». По всем трем пунктам ситуация меняется молниеносно и порой ежедневно, причем далеко не всегда в лучшую сторону.

И одновременно с этим, допустим, директор департамента компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов назвал прогноз по двухпроцентному росту ВВП крайне консервативным. Главным драйвером ускорения экономического роста сейчас стало импортозамещение, отметил он. Об импортозамещении как драйвере говорит и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

При этом, как говорит член генсовета «Деловой России» Алексей Порошин, рост ВВП в среднем на 2% в год «сложно назвать развитием». Такой показатель основан на двух важных факторах. «Это прежде всего денежно-кредитная политика Центробанка. Недавнее решение поднять ключевую ставку, по сути, перечеркнуло все усилия правительства по росту российского ВВП», – приводит свое мнение Порошин. Второй немаловажный фактор, по его словам, – «снижение в силу ряда причин количества трудоспособного населения».

Замдиректора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина расставляет акценты иначе: «На первый взгляд рост в 2% действительно можно рассматривать с умеренным пессимизмом – хотелось бы, чтобы восстановление российской экономики от санкций шло быстрее. Однако все не так однозначно».

Возьмем для сравнения оценки Международного валютного фонда (МВФ). Он ожидает увеличения глобальной экономики в 2024 году на 3%. Между тем, согласно июльской версии прогноза, которая была обнародована МВФ во вторник, рост ВВП США составит в следующем году лишь 1%, а еврозоны – 1,5%. То есть, как уточнила Федюнина, «экономика РФ под санкциями, как ожидается, будет расти быстрее, чем страны, которые эти санкции ввели».

«Хорошая новость и в том, что развивающиеся экономики, не присоединившиеся к санкциям, будут расти гораздо более высокими темпами (в июльском прогнозе МВФ – на 4,1%. – «НГ»), – продолжила Федюнина. – Это как раз означает, что у России есть шанс для ускорения экономического роста за счет расширения экономического сотрудничества с быстрорастущими дружественными странами».

Тут, однако, стоило бы напомнить и другой момент. Сравнение с мировой экономикой все еще не в пользу России. Ведь ранее руководство страны несколько раз в качестве национальной цели провозглашало обеспечение темпов роста ВВП не просто не ниже, а выше среднемировых.

Но нельзя не учитывать, что ситуация изменилась – и мы говорим о новой экономической реальности. «Долгие годы двигателями экономического роста РФ были нефтегазовый сектор и иностранные компании. Уход иностранных корпораций открывает широкое поле для отечественных производителей. Первые несколько лет темпы роста ВВП будут невысокими (2–3%), но это нормально, так как часть производственных, логистических и народнохозяйственных связей будет создаваться практически с нуля», – пояснил доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС Даниил Гоненко. И, как считает эксперт, в дальнейшем можно ожидать ускорения роста.

Сейчас происходит попытка уйти от сырьевой модели. «Доля экспортно-ориентированных отраслей должна сократиться, это будет компенсировано увеличением доли обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок, а также IT, строительства, туризма, культуры, здравоохранения, образования. И прогнозируемые темпы роста в 2% можно назвать успехом», – уверен и директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков.

Другой вопрос в том, чьими усилиями обеспечивать трансформацию экономики, о которой ранее много рассуждали в том числе и в руководстве Центробанка (ЦБ). «Государству надо реально помочь бизнесу, дать ему ресурс за счет, допустим, внутреннего заемного финансирования, – пояснил во вторник Широв из ИНП РАН. – Но не большому бизнесу, имеющему отношение к нефтянке, газу или металлургии, у них и так все в порядке, а малому и среднему». Чтобы он мог заняться производством всего того, что сейчас так остро необходимо – выпуском запчастей, комплектующих, обслуживанием, сервисом. Чтобы в итоге в России, как уточнил экономист, начала развиваться система кооперации между различными производствами.

Вклад малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП страны оценивается экспертами примерно в 20%. Потенциал роста и завоевания новых отраслей у него, конечно, есть, но для этого нужны условия. «Для усиления роли малого и среднего бизнеса необходимо развивать и расширять финансовую поддержку МСП: упростить получение кредитов и предоставление отдельных налоговых льгот предприятиям среднего бизнеса. Ведь если у предприятия увеличиваются обороты или число сотрудников, оно лишается практических всех льгот. Следовательно, многие бизнесмены начинают дробить бизнес для того, чтобы пользоваться налоговыми преференциями», – говорит Гоненко.

«Нужно, к сожалению, вносить изменения в налоговую систему. Снизить социальные налоги, что позволит перевести часть экономики в белую зону. Снизить налог на добавленную стоимость для того, чтобы увеличить собираемость, и чтобы предпринимателю было выгодно платить в бюджет, а не оптимизировать механизмы», – отмечает Порошин.

Говорят эксперты и о доступности кредитов – тема болезненная с учетом нового повышения ключевой ставки ЦБ. Бизнесу нужен заемный капитал под доступную ставку. А ставка 7–10% – «это слишком дорогие деньги для начинающих и небольших компаний, зависимых от спроса», уточнили аналитики «Альфа-Капитала».

По новым данным ЦБ, в июне месячный рост корпоративного кредитования в РФ ускорился до 1,3% после роста на 0,8% в мае. В годовом сопоставлении рост ускорился в июне до 19,8%. Как сообщил во вторник Путин, «по предварительным данным, на 1 июля годовой прирост рублевых корпоративных кредитов превысил 21%».

«В основном кредиты выдавались компаниям горно-металлургической, химической, транспортной, телекоммуникационной и финансовой отраслей, а также занимающимся коммерческой недвижимостью и строительством жилья», – перечислил во вторник ЦБ в докладе «О развитии банковского сектора РФ».

Если же говорить про тенденции июля, то в этом случае ЦБ уточнил в еще одном своем обзоре, что оценки предприятиями изменения условий кредитования были неоднородными. «Предприятия сельского хозяйства и электроэнергетики отметили некоторое смягчение условий кредитования. Поддержку кредитованию в этих отраслях продолжают оказывать льготные госпрограммы. Предприятия добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств и сферы услуг сообщили о коррекции условий кредитования из-за влияния фактора неопределенности и имеющихся рисках в их деятельности», – сообщил ЦБ в новом выпуске «Мониторинга предприятий».

А представители малого и среднего бизнеса, по данным ведомства Эльвиры Набиуллиной, «по-прежнему отмечали значимость льготных кредитных программ, реализуемых на региональном и федеральном уровнях». 


Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
1258
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1771
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2347
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
2281

Другие новости