0
4000
Газета Экономика Печатная версия

25.07.2023 20:10:00

Сигналы чиновников наконец дошли до топливного рынка

Рост оптовых цен на бензин приостановился

Тэги: топливо, оптовые цены, регулирование, нефтепродукты, экспортеры


топливо, оптовые цены, регулирование, нефтепродукты, экспортеры Вице-премьер Александр Новак обещает жесткие меры регулирования бензинового рынка. Фото сайта government.ru

Правительство определилось с квазирыночными мерами, которые, с одной стороны, позволяют говорить, что государство продолжает политику отказа от регулирования цен на топливо, но с другой – посылает сигнал рынку, что регулирование есть. Чиновники заявили, что будут ограничивать круг экспортеров нефтепродуктов. Кроме того, нефтекомпании должны будут увеличить поставки продукции на биржу в РФ. Биржа сигналы услышала, во вторник там цены впервые за много недель перестали ползти вверх. Одни эксперты «НГ» говорят, что правительство слишком медленно реагирует на ценовой всплеск, а другие считают, что история далеко не закончена, так как продолжение давления на нефтяников не балансирует все уравнение, в котором представлены интересы бюджета и населения.

Во вторник на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) цены на бензины развернулись вниз впервые за месяц, после того как почти ежедневно брали за одной рекордной высотой другую. Так, 25 июля стоимость Аи-92 по итогам торгов составила 62,8 тыс. руб. за тонну, снизившись примерно на 2%, Аи-95 и дизельное топливо подешевели почти на 1%, до 69,3 и 57,8 тыс. руб. соответственно.

Сказались, как можно судить, решения правительства. В частности, накануне Минэнерго сообщило, что вице-премьер Александр Новак поддержал предложение ведомства по ограничению количества экспортеров бензина, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поздно вечером в понедельник сообщила, что в правительство отправлен проект постановления о новом уровне нормативов продаж нефтепродуктов на бирже – они вырастут на 1 процентный пункт (п.п.), до 13% по бензину и до 9,5% по дизелю. Новация может вступить в силу с 1 сентября. Выполнять требования должны все компании, получающие демпфер, подчеркнула служба.

На самом деле суть предложений была известна уже с прошлой недели, но тогда этот сигнал не прошел и цены на бирже продолжали бить рекорды.

155-4-1480.jpg
Лоббисты предлагают сократить экспорт

бензина и солярки.

Фото Сергея Куликова/PhotoXPress.ru

Рост цен там начался с мая, но к июлю ситуация стала вопиющей, а правительство реагировало довольно вяло (см. «НГ» от 11.07.23). В конце июня прошло очередное совещание, на котором Новак поручил Минэнерго и ФАС выработать до 3 августа контрмеры. Постоянное муссирование вариантов и должно было остановить рост цен, но этого до вторника не происходило. Кроме того, могли сработать и другие рычаги, ведь, как также сообщало Минэнерго, оно проводит работу с нефтяными компаниями по «увеличению объемов продаж моторного топлива на рынке».

Затяжка с реакцией привела к тому, что во вторник Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) обратился с письмом напрямую к главе кабинета министров Михаилу Мишустину с просьбой принять срочные меры. «Принципы ценообразования на рынке моторного топлива нарушены, нужны срочные меры для стабилизации ситуации», – написали авторы письма. Они подчеркнули, что оптовые цены на бензины выросли на 46% (АИ-95) и 55% (АИ-92) по сравнению с прошлым годом, а в рознице рост составил только 3,6%, в результате оптовые цены практически сравнялись с розничными.

РТС поясняет, что рост цен связан с сокращением предложения на бирже, где объем продаж сократился примерно на 12%. При этом в стране в связи с ростом деловой активности, развитием внутреннего туризма, увеличением грузоперевозок заметно повысился спрос на бензины. Падение же предложения произошло из-за того, что произошло наращивание поставок бензинов за рубеж, так как экспорт стал выгоден для производителей на фоне падения курса рубля. РТС приводит такие данные: с начала 2023 года экспорт увеличился на 41,5% (на 840 тыс. т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только в июле зафиксирован уже рост экспорта на 45,5 тыс. т, или на 55,3% год к году.

«Речь идет о поиске баланса интересов бюджета, нефтяных компаний и потребителей на «квазирынке», где осуществляется к тому же квазиконтроль», – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «У нас нефтяной рынок является олигопольным, на нем действует менее десяти крупных производителей, конкуренция несовершенная. Прежнее руководство Федеральной антимонопольной службы выдвигало инициативы по дроблению компаний по примеру того, как поступали с монополистами в США, однако от нынешнего руководства ФАС таких инициатив не слышно. При этом, если сравнивать наши внутренние цены в долларах, получается, что ничего страшного, цены ниже, чем во многих странах. И они рыночные: автаркии, закрытости, полной их зарегулированности нет. На бирже действует «чистый» рынок, там на бензин устанавливаются именно цены. В отличие от, например, газа, на который ФАС просто своим решением подняла тарифы на 8% с июля 2024 года и на столько же с июля 2025-го», – говорит эксперт.

Минфин сейчас старается компенсировать потери доходов бюджета за счет увеличения фискального давления на нефтяников, растут налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), с 1 сентября этого года планируется снизить вдвое демпфер (выплаты за проданный на внутреннем рынке бензин, компенсирующие разницу с экспортной стоимостью). На цены в рознице влияют и постоянно растущие акцизы, с начала 2023 года они планово выросли на 4% на бензин и дизельное топливо. Компании пытаются компенсировать потери как за счет вывоза продукции на экспорт, так и за счет повышения стоимости контрактов на бирже в РФ, поясняет эксперт.

«Экспортом занимаются крупные, вертикально-интегрированные компании, которые ведут также добычу, переработку нефти и продажу топлива, в том числе на АЗС. Они вывозят за рубеж и моторное топливо, и нафту, и сырую нефть. Они наладили поставки в условиях санкций, ценового потолка, нашли альтернативных страховщиков. Цены за рубежом выше, чем внутренние, которые сдерживаются тем самым квазирегулированием: продолжает действовать соглашение с правительством по «протоколу Дмитрия Козака» (бывший вице-премьер. – «НГ»), согласно которому темпы роста цен в рознице не должны превышать темпы инфляции. Есть и обязанность продавать значительную часть от произведенного бензина и дизтоплива на бирже. Еще один механизм для сохранения стимулов для поставок на внутренний рынок – упоминавшийся уже демпфер», – говорит Митрахович. 

Если сравнивать розничные цены на бензин год к году, то их рост пока не превышал инфляцию в полном соответствии с «протоколом Козака». Однако, возможно, в июле это произойдет, но тогда, на мой взгляд, будут использовать тезис, что за последние 1,5 года параметр был в оговоренных рамках, говорит эксперт.

По мнению Митраховича, правительство продолжит посылать сигналы нефтяникам еще два-три месяца, но в итоге какая-то из сторон баланса должна будет понести потери. «Если в ближайшие месяцы станет ясно, что рост цен носит не сезонный характер, уравнять баланс без потерь с какой-либо из его сторон будет невозможно. Не исключено, что действительно будут применены меры по ограничению экспорта за счет количества участников, квот и так далее, но это контрпродуктивная мера, так как производители будут компенсировать потери вывоза топлива за счет увеличения вывоза нафты или нефти. Повысить доходы компаний-экспортеров могла бы дальнейшая девальвация рубля, но это может привести к росту инфляции выше «таргета» ЦБ РФ. Возможно, правительство пойдет на уступки в части сокращения демпфера, что тоже сложно в ситуации дефицитного бюджета и роста расходов из-за СВО. Третий вариант – рост розничных цен», – говорит эксперт.

Однако трудно предположить, что власти откажутся от столь социально чувствительного принципа в такой турбулентный момент да еще накануне большого выборного периода. Александр Новак заявлял, что в 2023 году власти будут стремиться не допустить роста цен выше инфляции. По словам чиновника, удержание роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не выше инфляции является стратегической задачей.

«Кроме рассматриваемых квотирования экспорта нефтепродуктов и увеличения нормативов по продаже топлива на бирже естественным образом на цены может повлиять конец летнего сезона повышенного спроса и завершение ремонта ряда нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), – высказал «НГ» предположение аналитик «Финам» Сергей Кауфман. – На наш взгляд, локально проблема состоит еще и в том, что правительство достаточно медленно начало реагировать на тяжелую ситуацию на топливном рынке, из-за чего рост цен стал критическим для независимых АЗС».

Пока что рост цен в рознице достаточно умеренный, особенно учитывая тот факт, что в 2022 году цены на заправках практически не росли, продолжает эксперт. «На наш взгляд, если правительство примет перечисленные выше меры, то к концу сезона высокого спроса ситуация постепенно нормализуется и рост цен в рознице по итогам года может составить порядка 6-7%», – говорит он. Напомним, что по актуальному прогнозу ЦБ РФ, инфляция в 2023 году будет в коридоре 4,5-6,5%.

«Различные налоги обычно составляют более 60% конечной цены на бензин на заправке. Среди других наиболее значимых расходов можно выделить стоимость нефти, расходы на переработку и затраты на обслуживание АЗС, – поясняет Кауфман. – Ценообразование бензина в РФ сознательно является квазирыночным. Во многом это связано с действием демпферного механизма, в рамках которого нефтяники получают деньги из бюджета, когда экспортные цены выше внутренней индикативной цены и, наоборот, осуществляют выплаты в бюджет, когда внутренние цены превышают экспортные. Такой механизм сглаживает динамику цен внутри РФ и защищает от слишком сильных колебаний мировых цен на нефть. Однако планы по снижению демпферных выплат вдвое с сентября текущего года являются одной из основных причин роста оптовых цен на бензин. Также нерыночности ценам на бензин добавляют действия правительства, например, по нормативам продажи топлива на бирже».



Читайте также


Почему "сделка" Трампа может не подходить Москве и Киеву

Почему "сделка" Трампа может не подходить Москве и Киеву

О столкновении механического и экзистенциального подходов к урегулированию и прекращению конфликта

0
6850
Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Ольга Соловьева

Правительственная комиссия облегчит экспортерам невозврат валютной выручки

0
6631
Зеленский занялся разработкой очередного плана переговоров

Зеленский занялся разработкой очередного плана переговоров

Наталья Приходко

Киев рассчитывает на помощь "сильных Америки и Европы"

0
6146
Может ли Трамп отметить День Победы с Путиным

Может ли Трамп отметить День Победы с Путиным

Андрей Серенко

Празднования 9 Мая способно стать поводом для встречи лидеров США, России и Китая в Москве

0
5252

Другие новости