0
4423
Газета Экономика Печатная версия

19.07.2023 20:53:00

Минфин не видит рисков в нарастающем дефиците бюджета

Финансовая зависимость регионов от Центра увеличивается

Тэги: минфин, силуанов, бюджетная устойчивость, регионы, госдолг, ненефтегазовые доходы


минфин, силуанов, бюджетная устойчивость, регионы, госдолг, ненефтегазовые доходы Глава Минфина Антон Силуанов рассказал сенаторам о бюджетной стабильности регионов. Фото с сайта www.council.gov.ru

Правительственные чиновники отчитываются о своих успехах на фоне «беспрецедентного давления». Глава Минфина Антон Силуанов, выступая в среду в Совете Федерации (СФ), заявил, что в таких непростых условиях российские регионы продемонстрировали бюджетную устойчивость. Этой устойчивости, впрочем, регионы добились благодаря трансфертам из федерального бюджета. Эксперты не исключают дальнейшего роста дефицита федерального бюджета, предлагая властям пересмотреть критерии допустимого уровня. Тем более что, как рассказал и сам министр, наличие дефицита – это еще не признак того, что «плохи дела».

Антон Силуанов, представляя сенаторам итоги исполнения бюджета-2022, заявил, что, несмотря на сложности, регионы прошли прошлый год достаточно устойчиво. А собственные доходы субъектов по итогам года выросли на 13%. Впрочем, расходы регионов увеличились на 16% по итогам года, сообщали в Минфине.

Министр считает, что регионы РФ в целом «устойчиво исполняли бюджеты». По его словам, 35 регионов исполнили бюджет с профицитом, остальные – с дефицитом. При этом Силуанов подчеркнул: наличие дефицита бюджета у региона не говорит о том, что у него «плохи дела». Дефицит – это нормально, если он был спланирован. «Куда опаснее, если он зашкаливает и его невозможно обслуживать», – отметил министр.

Однако подчеркивается, что финансовая устойчивость субъектов РФ была обеспечена в первую очередь за счет федерального бюджета. Капитальные вложения выросли почти на 48% по сравнению с 2021 годом.

При этом у регионов остались ликвидные бюджетные остатки – 2,6 трлн руб. «Сейчас ликвидность у субъектов составляет около 4 трлн руб., мы видим, что есть запас прочности», – отметил Силуанов.

Нагрузка по поддержке людей, экономики, предприятий также по большей части легла на федеральный бюджет, отметил Силуанов. «Целый ряд программ, которые касаются поддержки семей с детьми, повышения зарплат, МРОТ, прожиточного минимума, – все это было профинансировано за счет федерального бюджета через поддержку субъектов РФ», – сказал Силуанов.

Глава Минфина уточнил, что поддержка из федерального бюджета в 2022 году выросла почти на 9%. «Мы, несмотря на все ограничения, продолжили все программы, которые начинали, особенно в части инфраструктурных проектов», – добавил он.

Число субъектов РФ, исполнивших бюджет с дефицитом, увеличилось с 19 в 2021 году до 50 в 2022 году, количество регионов, исполнение бюджетов которых сложилось с профицитом, снизилось с 66 до 36 регионов, сообщили, в свою очередь, в Счетной палате (СП). В ведомстве обращают внимание и на рост зависимости регионов от финансовой помощи из федерального бюджета. «Продолжается тенденция увеличения количества целевых межбюджетных трансфертов: с 230 в 2017 году до 447 в 2022 году. Госдолг субъектов вырос до 2,8 трлн руб. (на 314 млрд руб.).

При этом госдолг РФ составил 22,8 трлн руб. (14,9% ВВП). Сумма на обслуживание государственного долга в 2022 году составила 1,3 трлн руб. Фонд национального благосостояния на конец года составил 10 трлн руб.», – сообщила в среду, выступая в СФ, исполняющая обязанности главы СП Галина Изотова. Она также считает, что исходя из такой динамики необходимо бережнее относиться к резервам.

В СП подчеркивают: по итогам 2022 года доходы 29 субъектов РФ более чем на 40% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов по сравнению с 2021 годом выросли на 40,3 млрд руб. и составили 758,6 млрд руб.

В целом же доходы федерального бюджета выросли по отношению к 2021 году на 10%, сообщила в среду Галина Изотова. Расходы же, достигнув 31 трлн руб., выросли на 25,7%.

Сохраняется значительная зависимость региональных бюджетов от предоставления финансовой помощи из федерального бюджета, соглашаются эксперты «НГ». Руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая обращает внимание, что с 2019 года правительство предоставляет регионам бюджетные кредиты для погашения коммерческой задолженности с целью снизить долговую нагрузку на региональные бюджеты. «Так, доля коммерческих кредитов в объеме государственного долга субъектов РФ снизилась с 27,2% в 2019 году до 4,5% в 2022 году, а доля бюджетных кредитов увеличилась с 41,9 до 71%. По данным СП, регионам были предоставлены бюджетные кредиты для погашения коммерческой задолженности в объеме 386,4 млрд руб., а также бюджетные инфраструктурные кредиты в объеме 250 млрд руб.», – сообщает эксперт.

Беленькая при этом не считает дефицит бюджета критическим. «В 2022 году дефицит консолидированного бюджета составил 2,1 трлн руб., а за январь-май 2023 года – 2,36 трлн руб. Назвать критическим уровень бюджетного дефицита затруднительно. В 2020 году дефицит консолидированного бюджета составил 4,3 трлн руб. (4% ВВП), и даже этот уровень не стал критическим», – подчеркивает экономист.

Важную роль в формировании доходов региональных бюджетов играет фискальная политика в части перераспределения отчислений по отдельным налогам и сборам, трансферты из федерального бюджета и капиталовложения инвесторов, замечает доцент РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили. По ее мнению, рост доли межбюджетных трансфертов в региональных бюджетах не является критическим, если не носит хронического характера. «Кроме того, важно понимать, какие именно трансферты запланированы. С точки зрения эффективности использования и повышения ответственности региональных органов власти самым правильным видом трансфертов являются субвенции, так как они имеют четко обозначенную цель использования, а в случае отклонения от цели средства подлежат возврату в федеральный бюджет», – поясняет она.

Кроме того, продолжает эксперт, если говорить о благосостоянии местных жителей того или иного региона, имеющего дефицит бюджета, то тут также беспокоиться не о чем. Большая часть социальных обязательств перед гражданами осуществляется за счет средств федерального бюджета, на выполнение отдельных переданных полномочий или исполнение социальных гарантий все регионы получают соответствующие межбюджетные транферты. Все социальные статьи расходов бюджетов защищены от секвестра в силу конституционных норм, закрепляющих статус России как социального государства, резюмирует Валишвили.

«Еще в 2019 году в правительстве определяли предельно допустимый уровень дефицита бюджета для России в 2,1% от ВВП. Выше этого показателя, как тогда оценивало Минэкономразвития, потребуется принимать дополнительные меры по стабилизации экономики. При этом для ненефтегазового дефицита бюджета (то есть для превышения расходов над бюджетными доходами, кроме нефтегазовых) устанавливались и в Бюджетном кодексе, и в прогнозах Минэкономразвития разные предельные уровни значений – от 4,7 до 7,7%. Предполагалось, что ненефтегазовый дефицит бюджета может быть профинансирован за счет нефтегазовых доходов. Но все это ушло в прошлое после февраля 2022 года и произошедших в 2022 году тектонических изменений в структуре экспорта российских углеводородов», – сообщает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

Теперь все наоборот, продолжает она, ненефтегазовые доходы стали основным источником финансирования бюджетного дефицита, поскольку государство в первом полугодии 2023 года все еще недополучало нефтегазовые доходы. Она считает, что критерии оценки критичного уровня дефицита госбюджета должны быть пересмотрены. «Мы не исключаем, что дефицит бюджета по итогам 2023 года может составить 4–5 трлн руб., то есть примерно 2,7–3,5% от ВВП. И наверняка при таком дефиците бюджета экономика не сорвется в спираль неуправляемого кризиса. На экономический рост скорее всего такой дефицит не сильно повлияет, поскольку экономика РФ сегодня растет за счет гособоронзаказа и импортозамещения. Просто обесценится рубль, и инфляция будет выше запланированных рамок в 5–7% в 2023 году и 4% в 2024 году», – рассуждает Мильчакова.

Не исключено, что бюджетный дефицит в России будет нарастать. Министр финансов Антон Силуанов сообщил в среду, что расходы казны в следующем году превысят уровень, заложенный в законе о бюджете на трехлетний период на данный момент. «Могут (превысить. – «НГ») и превысят. Мы в правительстве обсуждаем сейчас (увеличение расходов. – «НГ»)», – рассказал он. Основная причина – улучшение макроэкономических показателей. «Видим, что в этом году с доходами будет получше и в следующем получше, поэтому и расходы увеличатся», – ожидает министр. В Минфине сообщают, что план по ненефтегазовым доходам в 2023 и 2024 годах будет перевыполнен.

Напомним, по итогам 2022 года нефтегазовые доходы бюджета составили 11,6 трлн руб. против ожидавшихся 9,5 трлн. Ненефтегазовые поступления составили 16,2 трлн против запланированных 15,4 трлн руб. В январе-июне 2023 года, по предварительным данным Минфина, бюджет был исполнен с дефицитом 2,5 трлн руб. По данным портала «Электронный бюджет», на 15 июля доходы бюджета РФ составляли 12,6 трлн руб., а расходы – 16,2 трлн, дефицит, таким образом, составил более 3,5 трлн руб. Силуанов ранее не исключал, что в 2023 году возможны отклонения дефицита федерального бюджета от планового уровня в 2% ВВП. «Экономика подвижна, дефицит тоже может чуть-чуть измениться. Но это как в одну, так и в другую сторону», – говорил он. 


Читайте также


Фото недели. Зарево пожара у города Торопец

Фото недели. Зарево пожара у города Торопец

0
2699
К 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке исполнили его Первую симфонию

К 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке исполнили его Первую симфонию

Марина Гайкович

Концерт-реконструкция прошел в рамках возрожденного фестиваля "Современная музыка"

0
4604
Региональная политика 16-19 сентября в зеркале Telegram

Региональная политика 16-19 сентября в зеркале Telegram

0
2061
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
6808

Другие новости