Граждане пока осторожно относятся к крупным покупкам. Фото агентства «Москва»
Россияне не вышли из режима экономии. Почти 40% граждан, опрошенных холдингом «Ромир», отказались от крупных покупок, каждый пятый – от дорогостоящего лечения и обучения. Любой кризис приводит к сокращению расходов граждан. Однако есть и различия. Разные кризисы и потрясения делают актуальными неодинаковые стратегии выживания. Например, сейчас почти каждый пятый (18%) рассчитывает на свой огород и собирательство. Несколько лет назад на этот вариант надеялся почти каждый третий.
Летом 2023-го почти 40% россиян выбирают стратегию отказа от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования, показало исследование холдинга «Ромир», посвященное актуальным подходам к преодолению экономических трудностей (опрос проводился в июне среди 2,8 тыс. человек).
Столько же – 39% респондентов – готовы урезать расходы на отдых и развлечения. Перераспределяют бюджет в пользу покупки еды и самого необходимого 36% респондентов. А 16% сокращают расходы даже на это. Около 30% опрошенных отметили поиск дополнительных источников дохода как способ преодоления экономических трудностей. При этом 21% назвали таким способом отказ от дорогостоящих услуг на лечение и образование, 9% – продажу имущества и недвижимости, которыми не пользуются.
За последний год более чем у трети (38%) россиян изменились покупательские стратегии, свидетельствует также летний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В том числе 34% отметили, что стали реже приобретать дорогостоящие товары. Хотя у 57% россиян ничего не изменилось. Более того, не состоялся и предрекавшийся в пору бушевания ковида уход офлайн-торговли: хотя шопинг в интернете прочно вошел в повседневность россиян, однако, когда дело касается дорогих покупок, российские потребители по-прежнему отдают предпочтение традиционному ретейлу – его выбирает каждый второй россиянин (48%).
При этом социологи выявили и некоторые признаки адаптации граждан к кризису, вызванному событиями 2022 года. Так, судя по данным «Ромира», с начала 2023 года доля граждан, отказывающихся от дорогостоящих покупок, снижается. «Мы видим высокий уровень адаптивности и проявление социального оптимизма по поводу преодоления экономических трудностей. Первые места рейтинга способов их преодоления занимают стандартные, социально понятные решения. Значительная доля потребителей сейчас делает акцент на базовой покупательской корзине и поиске наиболее выгодных решений при ее наполнении», – отметила старший директор по работе с клиентами «Ромира» Ксения Пайзанская.
Между тем самый простой способ выживания – жизнь за счет сбора овощей и фруктов в собственном огороде на даче, а также грибов и ягод в лесу – с годами, судя по всему, становится не так популярен. Если летом 2023-го «Ромир» получил ответ о таком способе выживания от 18% россиян, то, например, в 2017-м РАНХиГС фиксировал подобные ответы почти от трети опрошенных. Хотя, уточним, такое сравнение разных результатов можно делать все же с определенными оговорками, ведь у разных исследовательских центров могут заметно отличаться методики.
По данным июньского опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), об улучшении материального положения за последние два-три месяца заявили только 10% опрошенных россиян (19% – среди молодых), а более 70% респондентов изменений не отмечают. Тем не менее, как показывает еще один опрос ФОМ, результаты которого были опубликованы на этой неделе, 27% россиян полагают, что через полгода-год жизнь в нашей стране улучшится, 42% изменений не ожидают, а 16% все-таки думают, что жизнь ухудшится. В краткосрочной перспективе улучшения в своей жизни прогнозируют треть опрошенных, ухудшения – 7%, а 43% считают, что все останется по-прежнему.
При этом некоторые тренды и изменения в поведении потребителей, которые выявляют социологи и эксперты, можно трактовать двояко. Допустим, снижение продаж пакетов в магазинах. Только ли это следствие более глубокого проникновения экологических стандартов в повседневную жизнь? Другой пример – около 73% россиян в случае выхода из строя каких-либо предметов обихода предпочитают их отремонтировать, узнали во ВЦИОМ. Но только ли это дань моде на осознанное потребление?
В мае 2023-го Росстат пересмотрел долю малоимущих в стране, их впервые оказалось 9,8%, при этом, как подчеркнуло статведомство, с 1992 года показатель ни разу не опускался ниже 10%. Однако группа ученых из МГУ привела другие подсчеты. Если учитывать не только заработок, но также поведенческие и социальные факторы, то в России в 2019–2021 годах к бедным можно было отнести более 60% домохозяйств, написали завкафедрой макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ Андрей Клепач и его соавторы. По этим критериям почти 33% тяготели к среднему классу и 4% – к классу богатых. По мнению ученых, санкционный кризис привел к значительному увеличению бедности и сокращению среднего класса в РФ.
Ситуацию с финансовым самоощущениям граждан в 2022–2023 годах трудно сравнивать с кризисными периодами 2008-го или 2014 года, считает руководитель департамента консалтинговой группы «Полилог» Лариса Гелина. «К 2008 году экономика страны и общий уровень потребление граждан были на высоком уровне. Соответственно случившийся мировой кризис был воспринят как нечто новое, от чего общество отвыкло за два первых срока Владимира Путина. Согласно опросам ВЦИОМ того периода, основные страхи заключались не в росте цен, а в возможной потере рабочего места», – напомнила эксперт.
В 2014–2015 годах страна впервые столкнулась с санкциями, и это тоже было что-то новое для общественности, продолжает эксперт. «Из-за того, что экономика не сразу справилась с внешним давлением, буксовал только появившийся тогда процесс импортозамещения, рубль начал дешеветь, произошел серьезный рост цен на большинство категорий товаров. Государство приложило в 2008 году серьезные усилия по сохранению рабочих мест, поэтому в период второго кризиса, опять же по опросам ВЦИОМ, страхи изменились. Главным стал страх снижения уровня жизни», – поясняет Гелина.
К трудностям 2022 года россияне и российская экономика в целом подошли более подготовленными, считает она. «Во-первых, общество свыклось, что бума доходов и потребления, как в первые восемь лет века, уже не произойдет. Во-вторых, сложились паттерны экономии и потребления российских товаров, а не западных. Нынешние страхи можно описать одной фразой: «Придется затянуть пояса». Проявляется это в отказе от крупных покупок, ремонта, смены автомобиля и поездок за рубеж. Свободные деньги тратятся либо на возникающие в моменте нужды, либо откладываются, к примеру, на покупку квартиры», – говорит Гелина.
«Стратегия поведения людей в условиях кризисов почти не меняется, но у каждого могут быть свои предпочтения, - сказала «НГ» доцент кафедры РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. - Экономить стараются на всем, но если рассматривать структуру, то экономия на продуктах может составлять 10% от расходов на питание, а отказ от путешествий и развлечений может и 100%. Из каждого кризиса люди получают определенный опыт экономии или даже выживания, и в следующий кризис ведут себя уже более рационально. Если сравнивать структуру расходов домашних хозяйств с 2008 по 2022 год, то можно отметить сокращающиеся расходы на питание и рост расходов на услуги. Это общая тенденция, когда с ростом доходов граждан меняется такое соотношение. Сейчас граждане экономят более продуманно. По последним данным можно отметить, что в 2022 году по сравнению с 2021, больше всего сократились расходы на непродовольственные товары, транспорт, отдых. При этом увеличились расходы на питание. Интересно, что за этот период выросли расходы на финансовые и страховые услуги, на покупку мебели и бытовой техники. Это можно объяснить, скорее всего, большой разницей в доходах граждан. Те, кто имеет небольшие доходы, экономят на питании и услугах, а граждане с высокими доходами стараются сохранить свои сбережения».