Фронтальное сокращение расходов, по словам министра финансов Антона Силуанова, не затронет ни соцобязательства, ни всего, что касается фронта. Фото РИА Новости |
Почти 10 трлн руб. – примерно в такую сумму можно оценить дополнительные средства, которые способен изыскать в следующем году Минфин для выполнения всех обязательств.
Накануне своего доклада перед сенаторами об исполнении бюджета-2022 министр финансов Антон Силуанов рассказал журналистам о некоторых деталях бюджетного процесса, которые станут актуальны в ближайшем будущем. В частности, он объяснил, что именно подразумевается под фронтальным сокращением расходов на 10%.
«Это равномерное снижение расходов по всем министерствам и ведомствам… Очень важно понимать, что фронтальное сокращение относится к расходам, не имеющим социального характера, которые не только не сократятся, но и, как правило, возрастут, – пояснил Силуанов в интервью «Аргументам и фактам». – Это в первую очередь пенсии, зарплаты, пособия, то есть обязательства перед гражданами».
«Естественно, под фронтальное сокращение не попадут расходы, необходимые для фронта, для победы, – продолжил министр. – Эти статьи расходов бюджета отнесены к защищенным».
Перераспределение 10% на новые, важные в текущий момент для страны мероприятия – не такая страшная процедура, добавил министр. «У нас объем расходной части бюджета – чуть более 29 трлн руб., но к статьям, которые попадают под фронтальное сокращение, отнесено всего 4,5 трлн руб., – сообщил он. – Все остальное финансируется в полном объеме».
Из этих данных можно сделать вывод, что анонсированное фронтальное сокращение расходов на 10% позволит перераспределить внутри бюджета около 450 млрд руб. При этом эксперты считают, что пока остается только гадать, какие именно расходы пойдут под нож.
«Оптимальным вариантом стало бы сокращение неэффективных государственных программ, несвойственных государству функций и т.д. Однако в ситуации, когда решения нужно принимать оперативно, определить их перечень сложно», – комментирует директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов. Поэтому, по его мнению, чиновники и предлагают пропорциональное сокращение бюджетных расходов, хотя и с определенными оговорками.
Он уточнил, что, во-первых, не все расходы можно сокращать без законодательного подкрепления – в первую очередь такие, как выплата пенсий. Во-вторых, есть группа расходов, которые не подпадают под сокращение, но в то же время не относятся и к публичным нормативным обязательствам. В качестве примера он привел финансирование подготовки к Олимпийским играм в Сочи. Определить перечень таких неотменяемых расходов – «наиболее сложная задача для правительства», считает эксперт.
И, безусловно, есть такие расходы, которые можно более или менее равномерно сокращать по самым разным направлениям, добавил Климанов, уточнив, что предлагаемые Минфином 10% «уже были отработаны в предыдущие годы и понятны распорядителям бюджетных средств».
Напомним, ориентир для сокращений на уровне 10%, иногда 15% чиновники действительно уже давно знают и отчасти испробовали даже на себе. Допустим, как анонсировала в доковидном 2019 году теперь уже бывший первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, центральный аппарат власти должен был с 2020 года сократиться на 10%, а штат чиновников территориальных органов власти сначала, в 2020-м, должен был уменьшиться на 5%, а в 2021-м еще на 10%.
Хотя, как при этом предположил начальник отдела экспертов компании «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев, сейчас сокращения, вероятно, коснутся таких разделов бюджета, как общегосударственные вопросы и национальная экономика.
В пресс-службе Минфина сообщили «НГ», что, во-первых, итоговая сумма перераспределения средств пока не определена. «Решение о том, какие статьи расходов будут оптимизированы и на сколько, субъекты бюджетного планирования примут самостоятельно совместно с курирующими заместителями председателя правительства», – уточнили в ведомстве.
А во-вторых, как сообщили «НГ» в Минфине, важно отметить, что «оптимизация не коснется расходов бюджета на социальную сферу, выплату зарплат бюджетникам, межбюджетные трансферты и другие защищенные статьи».
Пенсионеров сокращение расходов бюджета не затронет. Фото агентства «Москва» |
Но всего этого, судя по всему, будет недостаточно. Минфин, как заявила во вторник замминистра финансов Ирина Окладникова, будет увеличивать объем госдолга, но планирует остаться в пределах установленных 20% ВВП РФ. Сейчас, как она сообщила, госдолг РФ составляет 22,8 трлн руб., это 14,9% ВВП по итогам 2022 года.
«Мы понимаем, что в условиях текущей ситуации мы долг будем наращивать, это безнадежная ситуация, и мы должны будем это делать, потому что у нас растет расходная часть», – приводят слова Окладниковой информагентства. «Нужно поддерживать экономику, мы должны поддерживать военный блок, и наши четыре новых региона нуждаются в существенной поддержке», – перечислила она, уточнив, что «будем стараться оставаться в безопасных границах». «У нас безопасная граница, которую мы сами для себя наметили, – это 20% ВВП… Это тот предельный долг, который мы в самой пессимистичной ситуации не должны перешагнуть», – пояснила Окладникова.
В законе о бюджете на 2023–2025 годы прописывалось, что в 2024-м ВВП страны прогнозируется в размере почти 160 трлн руб. Значит, 20% от этой суммы составят примерно 32 трлн руб. Другими словами, с учетом текущих показателей госдолга страна может дополнительно занять максимально еще около 9 трлн руб. И, как можно ожидать, это будут заимствования прежде всего внутри страны, так как уже сейчас свыше 80% госдолга РФ составляет именно внутренний долг.
«Основным инструментом государственных заимствований были и остаются облигации федеральных займов, размещаемые на внутреннем рынке капитала», – подтвердили «НГ» в пресс-службе Минфина.
Возможностей мобилизации ресурсов не так много, говорит руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая. Тем более что Госдума уже и так обсуждает законопроект о единоразовом сборе со сверхдоходов (сейчас он принят в первом чтении), при этом в финансовом блоке есть понимание, что фронтальное повышение налогов только навредит экономическому росту. В дополнение к этому Фонд национального благосостояния тоже уже и так достаточно активно расходуется.
Отсюда – готовность увеличивать госдолг, тем более что, как отметила Беленькая, даже 20% ВВП – «по мировым меркам очень низкий уровень». «Но проблема связана с тем, что для Минфина фактически закрыты внешние рынки и все заимствования приходится привлекать внутри страны, – говорит эксперт. – Это, а также повышенный уровень страновой риск-премии и неопределенность среднесрочных параметров бюджета обуславливают очень высокую стоимость госдолга».
Напомним, последние несколько лет ключевыми покупателями российского госдолга выступали не просто локальные инвесторы, а прежде всего системно значимые кредитные организации (см. «НГ» от 23.03.21, 20.12.22). Весной этого года, как сообщал Центробанк, повышенную активность в скупке ценных госбумаг проявили некредитные финансовые организации – преимущественно государственные компании – в рамках доверительного управления (см. «НГ» от 30.05.23).