Граждане при покупке часто предпочитают бывшие в употреблении машины. Фото PhotoXPress.ru
В России увеличиваются продажи подержанных легковых автомобилей. При этом доля самых дешевых – стоимостью до 500 тыс. руб. – б/у легковушек на рынке снижается. Бюджетные варианты перестают быть бюджетными. Связано это с тем, что цены на легковые автомобили с пробегом растут в разы быстрее официальной инфляции. За год стоимость б/у легковушки в РФ выросла на 16,5% против официальной инфляции в 3,25% по итогам июня.
Как сообщает аналитическое агентство «Автостат», в России снижается доля рынка подержанных легковых автомобилей стоимостью до 500 тыс. руб. Так, по итогам пяти месяцев этого года такие авто заняли 42% вторичного авторынка страны. Год назад они занимали ровно половину этого рынка. Основная причина снижения доли дешевых подержанных машин – рост цен.
При этом практически во всех остальных ценовых сегментах отмечается рост рыночной доли на 1–2 процентных пункта. В результате 27% рынка подержанных авто сегодня занимают б/у автомобили стоимостью от 0,5 до 1 млн руб., 12% у легковушек в диапазоне 1–1,5 млн руб. Доля оставшихся ценовых категорий составляет менее 10%.
Аналитики при этом обращают внимание на изменение динамики затрат. Здесь, по оценкам «Автостата», лидируют подержанные автомобили стоимостью 0,5–1 млн руб. Их доля составляет 20% от всей емкости вторичного авторынка. То есть на авто в этом диапазоне россияне тратят больше всего денег. А меньше всего – на легковые автомобили в диапазоне 3–4 млн руб. (их доля в затратах около 10%). Год назад картина была иной. По итогам пяти месяцев 2022 года граждане больше всего – около 23% – тратили на самые дорогие машины стоимостью от 4 млн руб. В этом году их доля просела до 18%, сообщают эксперты.
К слову, в июне средняя цена автомобиля с пробегом в России составила 1,4 млн руб., что на 1,7% выше, чем месяцем ранее, и на 16,5% дороже, чем в июне 2022-го. Заметим, официальная годовая инфляция в июне составила 3,25% (см. «НГ» от 16.07.23).
При этом в целом рынок подержанных автомобилей уверенно растет. По итогам первого полугодия 2023 года россияне купили 2,7 млн подержанных легковых автомобилей, что на 27% больше, чем годом ранее. Для сравнения: за первые шесть месяцев этого года продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей выросли на 10%, до 428 тыс., следовало из данных Ассоциации европейского бизнеса (см. «НГ» от 06.07.23). При этом только в июне подержанных легковушек было продано свыше 500 тыс. штук, новых – в 20 раз меньше, свыше 24 тыс.
Рост вторичного рынка автомобилей в «Автостате» объясняют низкой базой прошлого года. Так, в январе-июне 2022-го было продано 2,17 млн единиц, что на 22% меньше, чем в 2021-м. Весной прошлого года ежемесячные объемы рынка автомобилей с пробегом оказались наименьшими за последние три года, обращают внимание эксперты.
Отмечается, что граждане РФ в целом больше предпочитают иномарки, пусть и подержанные. Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ ранее сообщила, что импорт подержанных автомобилей, ввозимых для личного пользования через Владивостокскую таможню, в первом полугодии 2023 года увеличился в два раза. «Физлица продолжают активно везти подержанные автомобили через Дальний Восток – в основном японские и корейские. Владивостокская таможня за январь-июнь 2023 года оформила более 130 тыс. авто для личного пользования. Это в два раза больше, чем в первом полугодии прошлого года», – говорилось в сообщении ФТС. Подчеркивается, что 80% поставок приходится на автомобили из Японии. Для сравнения: ввоз подержанных автомобилей через порт Владивосток (основной пункт ввоза импортных автомобилей на Дальнем Востоке) в 2022 году вырос в 1,7 раза, до почти 200 тыс.
Агентство «Автостат» дает несколько иные данные. Как сообщал исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов, по итогам шести месяцев этого года в РФ было импортировано 227 тыс. новых легковых автомобилей, что в 3,2 раза больше, чем годом ранее. Ввоз автомобилей с пробегом за тот же период увеличился, по его словам, в 2,9 раза, до 220 тыс. штук. Подчеркнем: «Автостат», как и АЕБ, в своих замерах теперь используют также статистику компании «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК), которая является оператором системы электронных паспортов на автомобили. Данные ППК включают информацию о продажах всех представленных на рынке автомобильных брендов, а также учитывают объемы параллельного импорта.
Снижение доли самых бюджетных авто, по мнению экспертов, в первую очередь говорит о росте цен в этом сегменте. «Граждане рассматривают подержанные автомобили как более доступный вариант для покупки, поэтому мы можем видеть спрос в этом сегменте», – говорит доцент РЭУ им. Плеханова Мария Ермилова. Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напоминает, что подержанные автомобили покупают не только для того, чтобы на них ездить, но и на запчасти, чтобы они стали источником деталей для ремонта других транспортных средств.
Последние полтора года из-за дефицита предложения цены на автомобили, в том числе подержанные, растут темпами, существенно опережающими инфляцию, что отражается и на ценах в нижних сегментах ценового ряда, подчеркивает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.
Ценообразование на рынке автомобилей с пробегом напрямую зависит от стоимости новых авто, подчеркивает директор по продажам автомобилей с пробегом компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов. «А насколько вырастут цены – зависит от средней стоимости автомобиля. На продажи авто с пробегом влияют утилизационный сбор и курсы валют», – замечает он.
По словам эксперта, в России продажи автомобилей с пробегом приблизительно в восемь раз превышают объемы продаж новых авто. «На рынке актуален дефицит ликвидных автомобилей в хорошем состоянии (от 1 до 4 лет использования). Эти модели поступают в дилерские центры по программе trade-in при покупке клиентами новых китайских автомобилей, – сообщает Желобов. – Автомобили стоимостью до 500 тыс. руб. вымываются с рынка по аналогичному принципу».