0
5608
Газета Экономика Печатная версия

12.07.2023 20:51:00

В России растет доверие к частной медицине

Врачам в государственных клиниках не хватает навыков правильного общения с больными

Тэги: здравоохранение, госмедицина, соцопросы, фом, частная медицина, подготовка, медкадры


здравоохранение, госмедицина, соцопросы, фом, частная медицина, подготовка, медкадры Фото freepik.com

У россиян накопилось немало претензий как к государственной, так и к частной медицине. Однако к первой доверие снижается, а ко второй – растет, следует из результатов опросов социологов. Граждане чаще всего недовольны долгими сроками ожидания, проблемами записи к врачам и их низкой квалификацией в госклиниках. При этом недоверие к частным клиникам вызвано высокими рисками обмана пациентов из-за стремления к наживе. По мнению экспертов, возможность получить требуемую медуслугу «завтра», а не через несколько месяцев является решающим фактором при выборе места лечения. Президент Владимир Путин на встрече с главой Минздрава Михаилом Мурашко в среду потребовал следить за подготовкой и переподготовкой медицинских кадров в стране.

Россияне с годами все меньше доверяют государственным медучреждениям, тогда как доверие к частным клиникам выросло за 10 лет в полтора раза, следует из результатов июньского социологического опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ). В 2023 году 46% россиян сообщили о том, что больше доверяют государственным медицинским учреждениям. В 2012 году, когда стартовали такие опросы, о доверии госучреждениям говорили 52%, а пик показателя пришелся на 2015 год – тогда о доверии говорили 65% опрошенных.

Уверенность связана с тем, что, по словам граждан, именно в госучреждениях лучшие специалисты, качественнее медицинские услуги и есть госконтроль и за исполнением этих услуг.

Основная претензия к частной медицине – обман пациентов и стремление заработать на них. При этом сегодня уже каждый четвертый россиянин заявляет, что больше доверяют именно частным медучреждениям. По мнению сторонников частной медицины, там оказываются более качественная помощь, внимательное, вежливое обращение с пациентами и более ответственное, добросовестное отношение к работе. Примечательно, что число сторонников частной медицины среди опрошенных пациентов выросло за десятилетие в полтора раза: и в 2012-м, и в 2015-м таких было только 17–18%.

Исследование ФОМ также показало, что за последние полгода-год 33% россиян вообще не обращались за медпомощью, а если и шли, то 55% шли в госучреждения, в частные – 27%. Из тех, кто пошел лечиться в местную поликлинику, треть сообщила, что не испытала никаких проблем. При этом каждый десятый жаловался на сложности записи к специалисту и долгие сроки ожидания в очереди. Также среди недовольств указывались низкая квалификация врачей и некачественно оказанные услуг. Среди других жалоб – нехватка врачей, невнимательное отношение к пациентам. В целом 18% посетителей госклиник оставались недовольны местной медициной, однако каждый третий не имел претензий к работе госмедицины.

Примечательно, что из тех, кто обращался в частные клиники, 14% делали это вынужденно, так как не могли получить необходимую услугу в госучреждении. 11% – по своему желанию. Но и в частных клиниках процент удовлетворения услугами не поражает воображение – 22% заявили, что все было хорошо в большинстве случаев, а 4% чаще не были удовлетворены и там.

144-4-1650.jpg
Доля ответов (в %) на вопрос: «Каким медицинским

учреждениям вы доверяете больше – государственным

(в их числе и ведомственные) или частным?»  Источник: ФОМ

По мнению экспертов, значительные инвестиции в здравоохранение, строительство и ремонт госбольниц, закупки оборудования могут игнорироваться пациентами, если они остаются недовольны общением с врачом и «логистикой», то есть самой возможностью попасть к врачу. Запись к узким специалистам растягивается на месяцы, тогда как в частных клиниках за 3–5 тыс. руб. можно получить консультацию, что называется, завтра.

Второй важнейший момент, который отличает государственную и частную медицину сегодня, – время приема. В поликлиниках на одного пациента врач имеет право выделить 10–12 минут, не успевая толком разобраться с диагнозом и лечением. Именно по этой причине, считают эксперты «НГ» россияне начали сомневаться в квалификации врачей – по данным другого опроса ФОМ, более 40% россиян считают, что большинство современных врачей в РФ имеют низкий уровень квалификации (см. «НГ» от 28.06.23). В частных клиниках заявляют интервалы по 20 минут, а фактически без давления очередей врач исследует пациента и по полчаса.

Короткие приемы – это следствие нехватки врачей и вообще медперсонала, также отмечали эксперты «НГ». Минздрав должен внимательно следить за подготовкой медиков по всей стране, сбои в этой работе недопустимы, заявил президент Владимир Путин в среду на встрече с министром здравоохранения Михаилом Мурашко. «Не нужно забывать и про подготовку и переподготовку кадров по всей стране. Знаю, что вы занимаетесь этим лично, настойчиво. Здесь, конечно, сбои недопустимы, потому что от этого зависит качество использования новейшего оборудования, а значит, в конечном итоге и качество оказания медицинской помощи», – указал глава государства.

«Порядки и стандарты в медицинских учреждениях регулируются законом, и они не должны отличаться, – сказала «НГ» директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. – То есть клинические рекомендации, оборудование, профессиональные качества врачей при лечении одинаковых болезней одинаковы независимо от формы собственности. Если это не так, то по жалобе пациента вмешивается Росздравнадзор или прокуратура и заведение может лишиться лицензии. Но качество медицинского обслуживания пациенты в основном воспринимают через сигналы коммуникации: как с ними разговаривают, как устроена логистика и даже какой интерьер, вплоть до того, вымыты ли полы. В частных клиниках есть понимание этого, и с персоналом проводятся специальные тренинги, ведь это часть маркетинга, от этого зависит благополучие заведения. В государственных, к сожалению, до сих пор не обучают такой коммуникации, в результате объективные улучшения в этом секторе здравоохранения – улучшение условий, оборудования – не находят отражения в субъективном восприятии населения».

Различие между государственной и частной медициной является искусственным, считает Попович. «Должны быть просто установлены объемы медпомощи, которые осуществляются за счет государственных источников, а кто конкретно оказывает помощь – не имеет значения. У нас и сейчас в частных клиниках работают врачи из «государственной» медицины. В некоторых странах вообще не существует понятия государственного здравоохранения, там есть государственное финансирование. Мне кажется, и в России мы скоро подойдем к такому пониманию этой проблемы», – говорит Попович.

«Основная причина обращения к частникам – длинные очереди в ожидании приема у специалистов и непростая процедура записи к ним, – говорит доцент кафедры статистки РЭУ им.Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. – Отмечается также «отсутствие узких специалистов» и «низкая квалификация врачей». В итоге, большинство граждан обращаются к частной медицине только тогда, когда не могут получить в сжатые сроки необходимую услугу в государственном медучреждении. Однако постепенно популярность частной медицины растет».

«Целевая аудитория коммерческой медицины – преимущественно молодые люди в возрасте до 30 лет, среди 30-45-летних частным медучреждениям доверяют 29%, – продолжает эксперт. – О неплохих результатах работы частных медклиник свидетельствует и уровень удовлетворенности полученной помощью (22%). Но и к платной медицине уровень доверия еще далек от идеала».

«По данным ВЦИОМ, средний балл доверия врачам составляет 3,28 из 5 возможных – этот показатель на 0,5 балла ниже значений в период пандемии. Проблема недоверия давно вышла за рамки пары «врач»-«пациент». В зону недоверия вовлечены и страховые компании, и административные структуры. Фактически, это разрыв доверия на всех уровнях. Часто пациент не знает о значительной части возможностей – услугах в государственных и частных клиниках, праве получить «второе мнение», инструментах урегулирования спорных вопросов», – сказала «НГ» Лебединская.

По мнению эксперта, для повышения уровня удовлетворенности и доверия пациентов необходимо привлечение квалифицированных специалистов, упрощение процедуры записи к врачам, повышение доступности высокотехнологичного оборудования, передовых технологий лечения, решение региональных диспропорций в оказании медицинских услуг. «Многое из этого уже находиться в стадии трансформации», – отмечает Лебединская.



Читайте также


Рост цен идет как по маслу

Рост цен идет как по маслу

Анастасия Башкатова

Некоторые продукты дорожают на десятки процентов в годовом выражении

0
3564
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
4290
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
5597
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
12304

Другие новости