0
3725
Газета Экономика Интернет-версия

12.07.2023 20:22:00

Кто виноват в росте цен на бензин

Стоимость топлива зависит не от нефти, а от налогов

Тэги: топливоЮ бензин, подорожание топлива, энергетика, бизнес, дизтопливо


топливоЮ бензин, подорожание топлива, энергетика, бизнес, дизтопливо Фото Reuters

Рост стоимости топлива в РФ волнует и автомобилистов, и экспертов. В то время как оптовая цена автомобильного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бьет рекорды, котировки АИ-95 обновили исторический максимум, а бензин АИ-92 подорожал до максимума за последние 6 месяцев. Как уже отмечала «Независимая газета» (см номер от 12. 07. 23), заявления федеральных чиновников об ограничении экспорта нефтепродуктов в случае подъема внутренних цен, пока не возымели действия.

Особенно заметен рост цен в восточных регионах России, где цены на бензин растут на 1,5 руб. за литр в неделю, причем стимулом для подорожания топлива стало ослабление рубля. Кроме этого, причинами роста цен называют также рыночные факторы, связанные с повышенным спросом летом и ограниченное предложение на рынке в связи с плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Как отмечает в своей колонке заместитель председателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, хотя, по словам министра энергетики Николая Шульгинова, объем переработки с начала 2023 года увеличился примерно на 4,6%, рост оптовых цен на бензин наблюдается с середины апреля. Потребители, замечая рост топлива, начинают искать виноватого. «В большинстве случаев в повышении стоимости автомобильного топлива винят нефтяные компании, – констатирует Гусев. – Мол, нефтяники жируют и наживаются на высоких ценах на АЗС. Однако насколько заправки свободны в выборе цен? И влияют ли они на стоимость бензина и дизельного топлива?»

Эксперт попытался разобраться, всегда ли в росте цен виноват продавец, как обычно полагают граждане. «Если начать разбираться в ситуации, то становится очевидно, что около 65% в стоимости любого литра топлива составляет налог на добычу полезных ископаемых, акциз, налог на добавленную стоимость. Это базовые налоги для пополнения бюджета, и государство лишь один раз (в 2018 году) решилось на короткий промежуток времени снизить акцизы. Кроме того, еще и ставка НДС была поднята с 18 до 20%», – констатирует Гусев.

Таким образом, получается, вопросы по поводу изменения правильнее адресовать Белому дому, поскольку именно правительство России определяет правила игры на топливном рынке, устанавливая налоги и их ставки, ведь топливо является важным источником для пополнения налоговой базы.

Эксперт рассматривает, к примеру, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), привязанный к стоимости нефти на иностранных рынках. «Если растет стоимость нефти и/или падает курс рубля – растут и налоги, а точнее их доля в литре бензина. Самое удивительное, что по факту на стоимость бензина больше влияет Центральный банк и Министерство финансов, нежели Министерство энергетики России», – отмечает Гусев.

По его словам, еще одна важная проблема – отсутствие связи между переработкой нефти, оптовым (биржевым) рынком топлива и розничным рынком – рынком АЗС, на котором заправляются граждане. «С 2018 года рост цен на заправках так называемым «Протоколом Козака» ограничен уровнем инфляции. Причем, индексировать цены можно ежеквартально. Соответственно, какой уровень инфляции – а от нефтяников он не зависит – такая и будет цена на заправке», – напоминает аналитик.

Таким образом, биржевые и розничные продажи как будто не связаны друг с другом. При этом работают ли тут правила рынка? А ведь согласно экспертным оценкам, маржа независимых автозаправок близится к нулю. «Выходит, что и нефтяники, и независимые продавцы топлива не имеют большой прибыли, а выживают зачастую благодаря продажам сопутствующих товаров, еды и напитков», – отмечает Гусев. По его словам, в 2022 году, когда инфляция в России составляла почти 12%, самый ходовой бензин – АИ-92 – стал дороже лишь на 0,2%. Таким образом, в прошлом году по отношению к другим группам товаров бензин даже подешевел, особенно, если зарплата потребителя была проиндексирована.

Гусев обращает внимание на еще одну значительную причину подорожания топлива – постоянно растущую налоговую нагрузку на нефтяной сектор. «Кроме непосредственных налогов на топливо существует множество других, от НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых – до экспортных пошлин. Все налоги и сборы идут в доход государства. От тонны добытой и переработанной нефти для оператора – нефтяной компании – остается значительно меньшая доля доходов, нежели, чем государству, причем, это не зависит от того, частная нефтяная компания или государственная. Поэтому обвинения нефтяникам как основной причине роста цен на нефть несколько бессмысленны – основной доход оператору скважин, нефтеперерабатывающих заводов и АЗС не остается», – замечает эксперт.

При этом, по словам Гусева, гражданам важно помнить, что бензину в РФ всегда есть альтернативы, например – газ. Потребители могут использовать массу вариантов – пропан и бутан, компримированный метан, сжиженный метан. Обычно газ в 1,5-2,5 раза дешевле, чем дизтопливо и бензин, а на установку, к примеру, метанового оборудования сейчас выдается госсубсидия. При этом стоимость газа в 15-19 руб. за литр выглядит привлекательно. «Если правительство нашей страны дает возможность за счет дорогого бензина и дизельного топлива ездить на дешевом газе – нужно к этому прислушиваться, а не сетовать на стоимость моторного топлива», – констатирует эксперт, который все же напоминает: стоимость бензина зависит не от нефти, а от налогов, которых в стоимости литра более двух третей.


Читайте также


Бытовой майнинг угрожает отечественной энергетике

Бытовой майнинг угрожает отечественной энергетике

Ольга Соловьева

В регионах предлагают снизить нормативы потребления электричества в шесть раз

0
2991
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
2399
Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Ольга Соловьева

Высокоскоростные магистрали стали еще одним приоритетом политики технологического суверенитета

0
2535
Россия как самодостаточная цивилизация

Россия как самодостаточная цивилизация

Михаил Ковальчук

Необходимо напомнить миру, что он состоит не из интернет-пузырей

0
5096

Другие новости