0
4255
Газета Экономика Печатная версия

11.07.2023 20:58:00

Оптовые цены на бензин не подчиняются воле правительства

Ручное управление топливным рынком заходит в очередной тупик

Тэги: бензин, цены, регионы, нефтепродукты, экспорт, квоты, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

бензин, цены, регионы, нефтепродукты, экспорт, квоты, западные санкции Бензин дорожает в России с явным опережением официального уровня инфляции. Фото Сергея Бобылева/ТАСС

Биржевые цены на российский бензин устанавливают исторические рекорды уже который день подряд. Во вторник тонна бензина Аи-95 продавалась на Петербургской бирже по 66,1 тыс. руб., а тонна Аи-92 по 55,4 тыс. руб. Угрозы федеральных чиновников ограничить экспорт нефтепродуктов в случае подъема внутренних цен, о которых «НГ» писала в начале июля, пока не возымели действия. Особенно заметен рост цен в восточных регионах страны, где цены на бензин растут на 1,5 руб. за литр в неделю. Явным стимулом для подорожания топлива стало ослабление рубля.

Объем торгов нефтью на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в первом полугодии 2023 года вырос в 14 раз по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, продажи нефтепродуктов выросли на 3,2% – до 13,8 млн т. «Свыше четверти основных нефтепродуктов, поставляемых на внутренний рынок России, торгуется на СПбМТСБ. По автобензинам доля продаж составила 23,5% за январь–май, а по дизельному топливу – 27,1%», – сообщила биржа во вторник. Объем реализованного там дизтоплива вырос на 5,6% – до 6,6 млн т, однако продажи бензина «Регуляр-92» снизились на 15,1% – до 2,6 млн т, бензина «Премиум-95» – на 3,7%, до 1,6 млн.

Внутреннему рынку не хватает бензина, который дорожает ускоренными темпами. Биржевая цена 92-го бензина в европейской части России третий торговый день подряд обновляет исторический максимум, в понедельник его стоимость впервые поднялась выше 59 тыс. руб. за тонну, следовало из данных биржи. Предыдущий ценовой максимум был достигнут 7 июля – тогда стоимость Аи-92 достигла 58,9 тыс. руб. Биржевые торги бензинами идут как на американских горках, «сопровождаются высокой волатильностью». Цены еженедельно меняются в пределах 2–3%. За первые полгода 2023 года стоимость бензина на биржевых торгах увеличилась более чем на 50%.

Избыток нефтеперерабатывающих мощностей в России из-за снижения экспорта нефтепродуктов из-за обрушения главного рынка сбыта (Европы) и конкуренция нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) привели к снижению оптовых цен на бензин почти в два раза с февраля 2022 по январь 2023 года (с 30,9 тыс. до 16,4 тыс. руб. за тонну), напоминает финансовый аналитик Павел Рябов (автор Telegram-канала Spydell_finance). Обрушение было настолько значительным, что рублевые оптовые цены на бензин достигали критически низкой границы на уровне 3-го квартала 2009-го и были сопоставимы с 2007 годом, то есть с ценами 15-летней давности. При этом, отмечает эксперт, розничные цены на бензин с февраля 2022-го не изменились – примерно 47,5 руб. за АИ-92 и 52 руб. за АИ-95 (по сравнению с 2009–2010 годами рост составил 2,5 раза).

«Буфер – разница между оптовыми и розничными внутренними ценами – оседал преимущественно на счетах посредников, нефтегазовых компаний, компенсируя провал экспортного рынка», – пишет эксперт. С февраля ситуация с оптовыми ценами начала меняться из-за перераспределения потоков экспорта нефти и нефтепродуктов в Азию и Северную Африку.

Главным инструментом властей для сдерживания внутренних цен на топливо является нефтяной демпфер. По нему компаниям «возвращают» из бюджета деньги за недополученную прибыль от тех объемов, что они не экспортировали, а поставили на внутренний рынок. Таким образом, когда экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

В первом полугодии 2023 года бюджет снизил выплаты нефтяным компаниям по топливному демпферу в 2,4 раза, до 542,6 млрд руб., следует из материалов Минфина. В июне нефтяники получили 78,6 млрд против 103,5 млрд в мае (снижение на 24%). По сравнению с июнем 2022 года этот показатель упал в 2,8 раза. В середине июня стало известно, что Минфин предлагает узаконить изменении демпфера, статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов говорил о сокращении демпфера на 50% с 1 сентября.

Рост цен на топливо заметен и в рознице, особенно в восточных регионах страны, где цены на бензин растут на 1,5 руб. за литр в неделю. Все это заставляет власти инициировать запросы в компании, антимонопольная служба говорит о проверках. Но так как окриков главы Минэнерго Николая Шульгинова явно недостаточно, в ход пошла тяжелая артиллерия.


143-4-2-350.jpg
Вице-премьер Александр Новак предлагает
квотировать экспорт нефтепродуктов.
Фото РИА Новости
Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проработать квотирование экспорта нефтепродуктов к 3 августа. Кроме того, ведомства должны принять совместный приказ об увеличении нормативов продаж бензина и дизельного топлива на бирже на 1 процентный пункт (сейчас 12%) и дать предложения о возможности дальнейшего увеличения нормативов по бензинам до 15%.

Ручное управление рынком топлива экономисты из РАНХиГС и Института Гайдара называют особенно опасным в условиях «бюджетной шизофрении», когда власти одной рукой увеличивают топливные акцизы, а другой – выплачивают компенсации из дефицитного госбюджета (см. «НГ» от 20.06.23). В 2022 году нефтяные гиганты получили из федеральной казны около 2,2 трлн руб. при общем бюджетном дефиците в 3,35 трлн руб., то есть бюджетная дыра тогда на 65% состояла из доплат правительства нефтяникам. Кроме того, компании неплохо зарабатывают на ослаблении рубля: бюджетные выплаты нефтяным компаниям увеличились в июне для бензина на 31%, а для дизтоплива – на 51%, подсчитали в Reuters. Чем больше финансовые власти девальвируют рубль, тем больше денег получают нефтяные компании (см. «НГ» от 02.07.23).

«Демпферный механизм остается одним из основных сдерживающих факторов для оптовых цен на бензин, однако ожидания по снижению выплат в два раза уменьшают его эффективность. На наш взгляд, в такой ситуации для контроля внутренних цен Минэнерго должно предложить дополнительные меры, такие, как, например, квотирование экспорта», – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман.

«Введение квотирования на экспорт – это неперспективный в стратегическом отношении шаг и прямой удар не только по компаниям, – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – После таких ограничений на вывоз бензина и солярки могут последовать ограничения на вывоз нафты (легковоспламеняющаяся жидкая углеводородная смесь. – «НГ»), а затем и самой нефти. Компании сократят выручку, снизятся и отчисления в бюджет. В историю с квотированием на долгий период я не верю, этот шаг возможен только в качестве краткосрочного инструмента».

«Российские компании неплохо адаптировались к санкциям и направляют на экспорт большие количества нефти и нефтепродуктов. На этом фоне правительство принимает меры, которые выглядят как увеличение фискального давления на бизнес: нефтяной демпфер сокращается в два раза, значит в таком же масштабе компании недополучат средства от этого механизма с 1 сентября 2023 года. Причем сокращение будет действовать не один год, как объявлялось раньше, а три года. Очевидно, что компании хотят компенсировать эти потери, и один из вариантов – поднятие цен, – поясняет Митрахович. – Не надо забывать, что рынок бензинов у нас олигопольный, тут действует ограниченное количество игроков. Все наши НПЗ находятся в собственности девяти вертикально интегрированных компаний (ВИНК). Да, 40% рынка розничной торговли приходится на независимых продавцов, но они-то получают топливо либо на бирже, либо у тех же ВИНК. Сдерживание розничной цены на уровне не выше инфляции дается им все труднее, и в определенный момент, когда «внутренний жирок» маржи закончится, они могут опять, как это было в прежние годы, прибегать и к нелегальным методам – недоливая или разбодяживая бензин». 


Читайте также


Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Ольга Соловьева

Под разговоры об экологии объем сжигания самого грязного топлива увеличивается

0
3500
Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Игорь Субботин

Иранцев хотят приучить к перебоям электроснабжения

0
3550
Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Анастасия Башкатова

Центробанк пока не может воздействовать на слишком высокие цены

0
3136
Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Ольга Соловьева

Правительственная комиссия облегчит экспортерам невозврат валютной выручки

0
5609

Другие новости