Газета Экономика Печатная версия

10.07.2023 18:45:00

"Роснефть" повторяет уникальные исследования гидробиолога Дерюгина в Белом море

Ученые узнают, как изменилась Арктика за 100 лет

Тэги: арктика, белое море, уникальные исследования, роснефть, экологический проект, иннопрактика, шидробиология, константин дерюгин

арктика, белое море, уникальные исследования, роснефть, экологический проект, иннопрактика, шидробиология, константин дерюгин Участники экспедиции берут образцы, которые позволят оценить экологическое состояние Белого моря. Фото с сайта www.rosneft.ru

В Белом море стартовал первый сезон полевых работ в рамках масштабного экологического проекта компании «Роснефть» и негосударственного института развития «Иннопрактика». В западную и восточную часть акватории моря направились два исследовательских судна – «Профессор Зенкевич» и «Картеш», которые воспроизведут океанологическую съемку, выполненную 100 лет назад одним из основателей отечественной гидробиологии Константином Дерюгиным.

Ученые возьмут пробы бактерио-, фито-, ихтио- и зоопланктона, причем сделают это в тех же точках и с применением тех же методов, которые использовал гидробиолог Константин Дерюгин, изучавший беломорскую фауну в 1922–1926 годах. Участники проекта «Роснефти» и «Иннопрактики» в своей работе опираются на труды великого предшественника и повторяют его опыты, чтобы гарантировать сравнимость результатов экспедиционных работ, между которыми прошло 100 лет. Это позволит дать научно обоснованный ответ на вопрос о том, какие климатические и экологические изменения случились в Арктике за минувшее столетие.

По словам научного руководителя проекта, директора Беломорской биологической станции МГУ, доктора биологических наук Александра Цетлина, экспедиция не просто дань памяти человеку, который во многом открыл Арктику для мира и заложил основу изучения экосистем северных морей. «С научной точки зрения качество монографии Дерюгина «Фауна Белого моря и условия ее существования» такое, что ею легко пользоваться и по сей день. Она выполнена на высочайшем уровне, – говорит ученый. – Важен и объект исследования – Белое море. Дело в том, что в большинстве морей Российской Арктики лед многолетний, тогда как на Белом море он однолетний. А это принципиально разные структуры и экосистемы. Но сейчас из-за глобального потепления однолетнего льда в Арктике становится все больше. Соответственно результаты исследований на Белом море становятся все более и более актуальными для всей Российской Арктики и именно для анализа климатических изменений».

Ученые не остановятся только на повторении действий Дерюгина и параллельно будут использовать современное оборудование и инновационные технологии. Например, они проведут обследование дна Белого моря с использованием подводных дронов, а также проведут молекулярно-генетический анализ обнаруженных организмов. В этом им поможет единственный находящийся за полярным кругом секвенатор (прибор, с помощью которого выполняется секвенирование – автоматизированное определение последовательности нуклеотидов в цепи ДНК). Подобные исследования позволят ученым получить новые данные о фауне морских экосистем Арктики и, возможно, открыть еще неизвестные науке виды. Как отмечают организаторы экспедиции, проект «Роснефти» и «Иннопрактики» позволит создать обширную базу научных данных и отработать алгоритмы, нужные для того, чтобы организовать долгосрочное планирование устойчивого развития Арктического региона РФ, выявить многолетние тренды и составлять достоверные прогнозы. Чтобы выполнить подобный масштабный проект, потребовалось создать эффективную систему кооперации профильных специалистов из ведущих научно-исследовательских центров России. В частности, в проекте участвуют биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Центр морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, биологический факультет СПбГУ, Зоологический институт РАН.

Как отмечают исследователи, по своим природным характеристикам Белое море – своеобразный естественный полигон, идеальная модель, позволяющая составить общее представление об экологическом состоянии арктических морей. При сравнении «переписи» обитателей Белого моря, сделанной Дерюгиным, и современных данных ученые смогут точно определить, какие изменения произошли в Арктике за век и чем были вызваны – естественными причинами или, например, деятельностью людей.

По словам технического руководителя проекта, исполнительного директора Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова Николая Шабалина, исследования, проводимые «Роснефтью» и «Иннопрактикой» в Белом море, позволяют решить важнейшие для РФ и всего мира задачи сразу в трех сферах: экономической, научной и экологической. «Арктика – это четверть российского ВВП, пятая часть экспорта и 28% территории, – говорит Шабалин. – Также Российская Арктика – самая густонаселенная часть этого региона в мире: здесь живут 3 млн человек. Нам нужно их обеспечивать, для этого нужен Северный морской путь. Кроме того, Арктика – это глобальный регулятор погоды, влияющий на климат, например, в Москве и Петербурге. Но нельзя забывать и о биоразнообразии: очень много видов рыб, птиц, животных зависит от состояния северных экосистем».

Как считает Шабалин, для того чтобы отслеживать происходящие в Арктике процессы, требуются совместные усилия и ученых, и бизнеса, и государства. «Мы надеемся, что этот проект станет хорошим примером такой кооперации и, по сути, кирпичом в фундамент долгосрочного устойчивого развития Российской Арктики», – отмечает Шабалин.

Поддержка бизнеса позволила обеспечить ученых всем необходимым для проведения как классических, так и самых современных гидробиологических исследований за полярным кругом. Начальник рейса на судне «Профессор Зенкевич», руководитель лаборатории гидробиологии Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Кокорин рассказывает, что Дерюгин во время своей съемки работал почти исключительно тралом и измерял температуру при помощи термометра. «Мы для отбора проб по GPS-навигатору выходим ровно на те же точки акватории и работаем тем же орудием лова, что и он. Это нужно, чтобы обеспечить сравнимость результатов», – сообщил Кокорин. – Но кроме того, у нас есть зонды для гидрологического профилирования водной толщи, батометры, планктонные сети, дночерпатели. Есть возможность обследовать придонный ландшафт при помощи подводных дронов, а уже в лаборатории проводить анализ ДНК».

Александр Цетлин называет единственный в мире находящийся за полярным кругом секвенатор гордостью Беломорской биологической станции. Однако для проведения исследований нужно не только оборудование, но и квалифицированные специалисты, которые могли бы использовать в Арктике подобное оборудование и профессионально оценить получаемые результаты. В анализе проб планктона для проекта «Роснефти» и «Иннопрактики» участвует специалист-планктонолог с мировым именем Ксения Кособокова – доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории экологии планктона Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Как объясняет Кособокова, комплексное использование методов разных научных дисциплин дает возможность получить всестороннее представление как о каждом обитателе Белого моря, так и об экосистеме, которую они образуют. А она, в свою очередь, влияет на глобальный природно-климатический баланс на всей планете. «Планктон составляет основу пищевой цепи для большинства водных животных, он встроен в глобальную трофическую сеть, – говорит планктонолог. – Фитопланктон поедает зоопланктон, его поедают личинки и мелкие рыбы, а их – крупные рыбы, которыми питается человек. Все взаимосвязано, и важен баланс. Морские экосистемы очень толерантны к изменениям, но до определенного момента. Если температура воды в Арктике поднимется на несколько градусов, последствия могут быть катастрофическими».

Участники экспедиций «Роснефти» и «Иннопрактики» полагают, что их исследования не только приведут к открытию новых видов, но и станут новой точкой отсчета для изучения и экологического мониторинга Арктики. Используемый подход позволит ученым «выйти за пределы одной человеческой жизни», наблюдая за тем, что произошло за столетие. «Хочется верить, что у нас будут последователи, которые продолжат потом наблюдать за тем же самым, – отмечает Кособокова. – Может быть, уже новыми методами. Но у них будет основа: они смогут использовать наши данные как реперные точки».

Таким образом, от результатов экспедиции, работающей при поддержке «Роснефти» и «Иннопрактики», смогут отталкиваться следующие поколения ученых. «Студенты, участвующие в проекте, приобщаются к этому тяжелому труду, учатся, получают практику и навыки командной работы, – говорит Александр Цетлин. – Так формируются новые научные коллективы, чьи великие открытия еще впереди».

Как уже сообщала «Независимая газета» (см. номер от 25.06.23), научно-экологический проект в Белом море лишь часть комплексной научно-исследовательской программы «Роснефти» в Российской Арктике. За 10 лет в регионе уже организовано более 40 комплексных экспедиций, были проведены масштабнейшие по географическому охвату гидрометеорологические, геологические, биологические исследования. Например, развернута наблюдательная сеть автоматических метеостанций и сейсмостанций, проведены самое северное стратиграфическое бурение и лабораторный анализ полученного керна, ведется экологический мониторинг состояния животных-биоиндикаторов, таких как белый медведь, атлантический морж, северный олень и белая чайка.