Некоторые европейские концерны активизируют выпуск военной продукции. Фото Reuters
Евросоюз объявил о решении ускорить производство боеприпасов и ракет в 27 странах – членах блока. Этот план утвержден для собственной обороны и помощи Украине. Однако утверждение плана еще не означает реальную поставку техники и боеприпасов. Агентство Bloomberg сообщает, что правительства многих стран предпочитают заключать лишь краткосрочные контракты на закупку вооружений. А промышленные предприятия ЕС пока не готовы брать на себя финансовые риски и вкладывать средства в расширение производства. Сегодня сроки фактического исполнения военных заказов доходят в Евросоюзе до трех лет.
Основной вопрос для европейских оборонных подрядчиков состоит в том, как долго можно откладывать инвестиции в расширение производства. Последние несколько десятилетий правительства стран ЕС сокращали оборонные бюджеты, а также ограничивали закупки новой военной техники. Если политика военных сокращений вернется после завершения конфликта с Россией в ближайшие годы, то нынешние инвестиции в расширение производства вооружений в ЕС обернутся убытками для предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Сегодня предприятия оборонной промышленности Европы в совокупности приносят около 120 млрд евро дохода в год.
Напряженность между европейскими министерствами обороны и компаниями вращается вокруг того, кто должен взять на себя инициативу. В отрасли опасаются, что после затрат на расширение производства предприятия обнаружат, что через три или пять лет новые производственные мощности останутся без соответствующего спроса. В качестве примера таких обстоятельств агентство напоминает, что правительства стран ЕС постоянно отступали от целевых показателей НАТО по накоплению запасов или обещаний тратить на оборону не менее 2% ВВП.
В настоящий момент последний пункт о расходах на оборону 2% ВВП исполняют только страны Прибалтики, Польша, Румыния и Греция, замечает Bloomberg.
При этом правительства многих стран ЕС фактически отказываются сегодня от долгосрочных контрактов на поставку оружия. Чиновники ЕС просто не уверены, понадобится ли оно им в будущем. «Промышленность, которая сталкивается с нехваткой квалифицированной рабочей силы и ключевых компонентов, сделала все возможное, чтобы оптимизировать или расширить производство за счет собственных инвестиций. Теперь сектору нужна прозрачность в отношении того, куда будет направляться государственный спрос в ближайшие годы. Мы хотим, чтобы за словами последовали действия – реальные действия», – цитирует агентство председателя оборонного подразделения бизнес-ассоциации ASD Europe Андреа Нативи. По его словам, в дополнение к долгосрочным контрактам правительства могли бы также принять другие меры, включая прямую помощь в оплате расширенного производства или в предоставлении приоритетного доступа к электроэнергии.
При этом еврочиновники пытаются переложить риски на производственные компании. «С точки зрения бизнеса, они пытаются снизить риски, чтобы выжить, когда спрос упадет. Но я думаю, что бизнес также должен идти на риск», – разъясняет вице-министр обороны Литвы Грета Моника Тучкуте. По ее словам, оборонные компании получают значительную выгоду.
Однако пока перепихивание инвестиционных рисков приводит к увеличению сроков поставок и исполнения военных заказов. Заказанный сегодня военный автомобиль прибудет в войска не раньше 2030 года, сообщает Bloomberg.
Несмотря на крупные пакеты поддержки Украины со стороны западных союзников, общий объем фактических поставок Киеву по новым двусторонним обязательствам весной 2023 года оказался ниже, чем в предыдущие отчетные периоды, утверждается в последнем докладе Кильского института мировой экономики. В целом на сегодня было отправлено чуть более половины обещанных тяжелых вооружений из США, Германии и Великобритании. С другой стороны, страны Центральной и Восточной Европы, такие как Чехия, Словакия и Польша, поставили более 80% обещанных тяжелых вооружений.
В совместном расследовании Kyiv Independent, Investigative Desk, Lighthouse Reports, Follow the Money, Diario, Delfi и Libération говорилось, что за период украинского конфликта ни Украина, ни ЕС не реализовали никаких серьезных планов по наращиванию производства боеприпасов. Правительства стран – членов ЕС практически не заключают долгосрочные контракты с производителями, а «выжидательная» военная промышленность не хочет брать на себя финансовые риски.
Эксперты из Международного института стратегических исследований (IISS) отмечают, что готовность некоторых стран осуществлять ежегодные, а не многолетние оборонные закупки – это большая проблема. «Даже коммерчески успешные предприятия могут оказаться перегруженными, если инвестиционные потребности удвоятся или утроятся в течение года или двух», – отмечают в IISS. Государственные оборонно-закупочные организации также имеют ограниченные возможности для дополнительных закупок вооружения, так как бюрократические процедуры, как правило, приспособлены к мирному времени, подчеркивают эксперты. В итоге сроки выполнения военных заказов регулярно указываются в диапазоне от двух до трех лет, сообщают в IISS.
По данным концерна BAE Systems, для возобновления производства гаубиц M777 потребуется 30–36 месяцев. В компании Rheinmetall в конце 2022 года указывали, что для поставок специализированной стали для танковой брони потребуется до 12 месяцев, а сроки изготовления определенных электронных компонентов для производства танков могут составлять до 24 месяцев.
Увеличение производства даже относительно простых систем, таких как артиллерийские снаряды, также оказывается сложной задачей из-за нехватки химикатов для взрывчатых веществ и топлива, сообщали эксперты.
Неудивительно, что производители оборонной продукции неохотно инвестируют без контрактов или твердых обязательств со стороны клиентов, учитывая, что спрос может рухнуть, когда конфликт закончится. «Многие европейские компании выразили разочарование в связи с нехваткой контрактов, несмотря на заявления их правительств о значительном увеличении бюджета и заявления о срочности заполнения пробелов в возможностях», – замечают в IISS.
В случае конфликта высокой интенсивности в ряде европейских стран запасов боеприпасов может хватить в лучшем случае на неделю. Стало очевидно, что европейская оборонная промышленность с трудом может удовлетворить возросший спрос в краткосрочной перспективе, сообщают в IISS.
Впрочем, расширение производств происходит. Так, немецкий оборонный концерн Rheinmetall в прошлом году получил на 18% больше заказов, чем годом ранее. И компания ожидает двузначного роста оборота в ближайшие годы. Как писала Welt, на заводе предприятия в коммуне Унтерлюс тысячи людей работают в три смены «для снабжения оружием Украины». Речь идет о ремонте и подготовке к эксплуатации боевых машин пехоты Marder, танков Leopard 2, самоходных артиллерийских установок Panzerhaubitze 2000 и производстве боеприпасов.
На предприятиях концерна в скором времени будет запущена новая производственная линия. Rheinmetall планирует нарастить мощности до уровня 1980-х годов и в будущем добиться изготовления до 600 тыс. боеприпасов в год, для чего предполагается взять на работу дополнительно сотни новых сотрудников. Концерн при этом рассчитывает, что Германии до 2031 года придется закупить боеприпасы на сумму в 40 млрд евро. Кроме того, немецкий концерн планировал купить испанского производителя боеприпасов EXPAL для дальнейшего увеличения мощностей.
Учитывая то, что все имеющиеся мощности страны Запада сейчас уже используют со 100-процентной загрузкой, кратное наращивание производства потребует строительства новых заводов и обучения персонала, а это расходы, исчисляемые десятками и сотнями миллиардов долларов и евро, считает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Шахурин. «Для компаний такие инвестиции являются весьма рискованными, поскольку в случае, если боевые действия в Украине завершатся или возможности этой страны получать и использовать западное вооружение сократятся, может возникнуть ситуация, при которой построенные заводы останутся без заказов и инвестиции даже не успеют окупиться. Именно поэтому бизнес не спешит переходить к этой стадии, ограничиваясь покупкой уже существующих предприятий и расконсервацией ранее остановленных линий. Владельцы требуют гарантии долгосрочных заказов на вооружения, но правительства не спешат их давать», – подчеркивает эксперт.