Японские автомобили едут в РФ через Владивосток. Фото с сайта www.vmtp.ru
Продажи новых легковых автомобилей у официальных дилеров выросли, оправившись от провала прошлого года, сообщают в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). С учетом поставок параллельным импортом продажи выросли в 2,5 раза. По итогам первого полугодия завоз иномарок через порты на Дальнем Востоке подскочил в два раза. Однако провалы рубля вряд ли помогут сохранить высокие темпы роста российского автомобильного рынка в будущем.
Продажи новых автомобилей в июне 2023 года выросли на 88,3%, или 24,5 тыс. автомобилей, по сравнению с июнем 2022 года. Такие данные обнародовал в четверг комитет автопроизводителей АЕБ. В первом полугодии 2023 года продажи легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей выросли на 9,9%, до 428 308 штук, сообщила АЕБ.
Эксперты организации сообщили, что теперь в своих данных будут учитывать также статистику компании «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК), которая является оператором системы электронных паспортов на автомобили. «Начиная с июля 2023 года пресс-релиз АЕБ дополнен данными о продажах, предоставленными АО «ППК», включающими в том числе не входящие в статистику АЕБ объемы продаж. Это позволит дать более объективную оценку состоянию рынка продаж новых автомобилей и его динамике», – подчеркнули в ассоциации.
С учетом информации, предоставленной АО «ППК», в июне продажи новых автомобилей увеличились на 133%, или на 49,8 тыс. штук, до 87,3 тыс. автомобилей. «После существенного падения продаж в 2022 году мы видим, что рынок восстанавливается и к концу 2023 года может достичь объема в 1 млн проданных легковых и легких коммерческих автомобилей», – ожидает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев.
Аналитическое агентство «Автостат» днем ранее также отчиталось о росте продаж новых легковых автомобилей в РФ. В июне, согласно их данным, продажи увеличились в 2,5 раза, до 82,4 тыс. штук. Отмечается, что в своих данных агентство также использовало информацию от ППК. Подчеркивается, что статистика ППК включает данные о продажах всех представленных на рынке автомобильных брендов, а также учитывает объемы параллельного импорта. Тогда как данные того же АЕБ не учитывают параллельный импорт, кроме того, некоторые бренды предоставляют в АЕБ данные лишь поквартально.
В целом по итогам первого полугодия в РФ было реализовано 401,5 тыс. легковых автомобилей, что на 14% больше, чем на аналогичный период прошлого года, сообщает «Автостат».
Напомним, в 2022 году после начала украинского конфликта большинство работавших в России мировых автоконцернов стали прекращать поставки в страну автомобилей и компонентов, приостанавливать местные производства. В мае прошлого года российский легковой авторынок достиг наиболее глубокого падения, сократившись, по данным «Автостата», до 27,5 тыс. проданных новых автомобилей.
Растет и выдача автокредитов населению. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), только в мае было выдано 65,5 тыс. новых кредитов, что на 113,2% больше, чем годом ранее (в мае 2022 года – 30,7 тыс. ед.). «Такой рост объясняется радикальным падением выдачи автокредитов весной прошлого года. Это стало следствием первой шоковой реакции рынка розничного кредитования на санкционное давление», – напоминают в НБКИ.
За пять месяцев этого года было выдано автокредитов на сумму почти в 400 млрд руб., что на 58,3% больше, чем годом ранее. В бюро рост выдачи автозаймов объясняют в первую очередь низкой базой прошлого года. В ВТБ сообщают, что в целом по итогам первого полугодия в РФ было выдано автокредитов на 600 млрд руб., что на 13% выше значений 2021 года. На покупку транспортных средств россияне получили около 125 млрд руб. в июне и 118 млрд руб. в мае, указали в банке. «Несмотря на сезон летних отпусков, в июне рынку автокредитования удалось установить исторический рекорд продаж. Это связано с реализацией отложенного спроса прошлого года, когда в сегменте наблюдались серьезные изменения и некоторые клиенты предпочли отложить покупку транспортных средств, дожидаясь стабилизации рынка. В то же время рынок автокредитования «разгоняет» поступление китайских брендов, а также расширение производства отечественной промышленности. Свое влияние оказывает увеличение доли дилеров на рынке машин с пробегом», – поясняли в финансовой организации. Подчеркивается, что «на фоне сохраняющегося дефицита предложения новых автомобилей основной спрос заемщиков концентрируется в сегменте машин с пробегом». Так, на июнь доля таких выдач в самом ВТБ составила 75% сделок.
Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ в своем Telegram-канале сообщила, что импорт подержанных автомобилей, ввозимых для личного пользования через Владивостокскую таможню, в первом полугодии 2023 года увеличился в два раза. «Физлица продолжают активно везти подержанные автомобили через Дальний Восток – в основном японские и корейские. Владивостокская таможня за январь–июнь 2023 года оформила более 130 тыс. авто для личного пользования. Это в два раза больше, чем в первом полугодии прошлого года», – говорится в сообщении. Подчеркивается, что 80% поставок приходится на автомобили из Японии. Для сравнения: ввоз подержанных автомобилей через порт Владивосток (основной пункт ввоза импортных автомобилей на Дальнем Востоке) в 2022 году вырос в 1,7 раза, до почти 200 тыс. «Резкий рост ввоза иномарок произошел в прошлом году из-за ряда факторов: введенных санкций в отношении России, ухода с российского рынка крупных международных автомобильных компаний, выгодного курса валют и дефицита новых автомобилей, что продолжает сохранять динамику ввоза автомобилей на сегодняшний день», – обращают внимание в ФТС.
По мнению экспертов «НГ», динамика продаж легкового транспорта говорит не только об эффекте низкой базы, но и о других причинах оживления. «Заметно изменение поведения потребителей, которые готовы приобретать автомобили, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Часть покупателей решила приобрести авто, опасаясь дальнейшего ухудшения доступности автомобилей на рынке, постепенного схлопывания автомобильного рынка», – рассуждает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Кроме того, продолжает он, продавцы автомобилей смогли найти новые марки для отечественного рынка, а также пути их доставки. «Увеличение продаж автомобилей свидетельствует о том, что участники рынка перестроили свою работу и сохранили свой бизнес, несмотря на смену значительной части ассортимента», – говорит Баранов.
Гендиректор компании «Автодом» Андрей Ольховский при этом сомневается, что с учетом нынешней динамики курса рубля параллельный импорт сохранится в нынешнем объеме. «Фиксируется снижение доступности предложения автомобилей, поскольку потребители не готовы покупать автомобиль за сумму, которая включает в себя все расходы на их поставки по параллельному импорту», – замечает он. Эксперт ожидает, что при стабильном экономическом климате, без существенных изменений в части платежных систем и логистических коридоров, объем продаж может приблизиться к 1 млн штук в этом году. С такой оценкой согласен и гендиректор «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
«Эффект низкой базы сказывается на относительном выражении темпов роста, но не отрицает высоких абсолютных темпов. За прошлый год, когда многие бренды из недружественных стран покинули российский рынок, а отечественные производители существенно сократили выпуск автомобилей из-за нарушения логистических цепочек, банки существенно сократили выдачу кредитов из-за взлетевших процентных ставок. В России накопился значительный отложенный спрос», – замечает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин. Увеличение продаж во многом связано с отложенным спросом тех, кто в прошлом году еще не решался на крупные покупки из-за экономической неопределенности и рисков, а относительное увеличение доходов у некоторых категорий населения, связанное во многом с ростом государственных расходов, способствовало покупке, считает финансовый аналитик Марк Гойхман.