РУСАЛ рассматривает инвестиции в развитие Сибири на перспективу 20–30 лет, рассказала Елена Безденежных. Фото фонда «Росконгресс»
Благодаря повороту России на восток на многие системные проблемы Сибири стали обращать больше внимания. А их немало: отток населения, неразвитость транспортной инфраструктуры, слабость перерабатывающей промышленности, отсутствие газификации и т.д. Правительство в начале года приняло Стратегию социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. Но это общий документ, который нуждается в детализации. Более глубоко разработанные долгосрочные предложения есть у бизнеса. Каким должно быть новое освоение Сибири, обсудили участники дискуссии, состоявшейся на Петербургском международном экономическом форуме.
О новом освоении Сибири активно заговорили в связи с разворотом России на восток. Но пока этот разворот заключается лишь в переориентации сырьевых потоков, указала вице-президент РУСАЛа Елена Безденежных. «Только сырье и сборочные производства мы переориентируем с Европы на Китай. За последний год компании перенаправили в Китай нефть, газ, уголь, древесину, металлы на 30% больше, чем ранее. При этом поставки из Китая в Россию того самого оборудования, которого нам не хватает в связи с закрытием импорта из Европы, выросли на 70%», – отметила топ-менеджер РУСАЛа.
Другими словам, к нам по-прежнему завозят то, что мы сначала «добыли» здесь, а затем кто-то переработал и произвел у себя. К примеру, в мае 2023 года 40% автомобильного рынка приходилось на продажи новых автомобилей китайских марок, притом что год назад было всего 6%. «Исходя из того, что мы завозим, становится понятно, что нам самим нужно производить», – заметила Елена Безденежных.
При таком качестве разворота на восток говорить о том, что он способствует полноценному всестороннему развитию Сибири, преждевременно. А потенциал региона не просто значителен – колоссален. В Сибири находятся крупнейшие запасы таких металлов, как никель, марганец, золото, свинец – более тысячи месторождений, больше, чем в любом другом регионе страны, а также более 80 видов рудных и нерудных полезных ископаемых. Но пока, по словам Елены Безденежных, не удается переработать даже 6% того, что добывается, да и то перерабатывается до полупродукта.
Такая ситуация сложилась в силу ряда причин. Взять, к примеру, энергетику: с одной стороны, потенциально богатейший с этой точки зрения регион, с другой – нет сетей, способных обеспечить все его производства доступной энергией (в первую очередь речь идет о необходимости газификации). Не развита транспортная инфраструктура, нет облегченного доступа на рынки сбыта – хотя географическое местоположение позволяет рассчитывать на азиатский рынок с населением более 4 млрд человек. Остро стоит проблема нехватки рабочей силы, особенно квалифицированной.
Частично эти проблемы могут решить законодательные преференциальные режимы, подобные тем, что ускорили развитие Дальнего Востока, – свободные экономические зоны, территории опережающего развития. «К сожалению, мы этого не сделали в Сибири. Сейчас бы мы не имели такой проблемы, как с пропускной способностью Восточного полигона, – уверена Елена Безденежных. – Сейчас механизмы компенсации издержек на инфраструктуру есть только на Дальнем Востоке – почему бы их не распространить на Сибирь? У нас в Сибири инфраструктура еще дороже, чем на Дальнем Востоке: им до Китая рукой подать, а нам еще надо дотянуться – через Монголию, Киргизию, Таджикистан. Нам надо выходить в Иран, на его порты, а это значит – создавать железнодорожные пути, строить Транссиб 2.0, а мы этого не делаем».
Один из недостатков существующих преференциальных режимов – то, что они не ориентированы на жесткие сроки, считает Елена Безденежных. По ее словам, чтобы обеспечить транспортное и энергетическое развитие Сибири, требуется около семи лет. «Зачем, например, такой критерий, как создание рабочих мест, если у нас в Сибири и так огромная нехватка кадров? Я бы предложила сделать критерий времени основополагающим, – сказала она. – Деньги у инвесторов есть, и многие не знают, куда их вложить. Но если инвестиционный проект не укладывается в период семи лет – значит, его надо выводить из льгот. А для того что укладывается в этот период – создавать максимальные меры поддержки».
Доступ на внешние рынки может быть облегчен упрощением процедур. «Одной из главных мер могло бы стать подписание двусторонних соглашений со странами, которые являются для нас дружественными, – это Индия, Китай, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, страны Африки. Надо заключать соглашения о торговле, поддержке инвестиций, рассмотрении споров, применении валют, в том числе цифровых (а у нас, кстати, нет законодательства, регулирующего их полноценное применение даже внутри страны). Если мы не можем быстро построить дорогу, то хотя бы заключить соглашение и договориться о деньгах мы можем быстро», – считает представитель РУСАЛа.
Многое из того, о чем говорила Елена Безденежных, перекликалось с выступлениями других участников дискуссии. Одна из самых болезненных тем – отсутствие достаточной транспортной инфраструктуры. «Все однозначно заявляют о том, что она должна двигаться с опережающим развитием. Сибирь показала бы совершенно другие результаты, если бы транспортная инфраструктура хотя бы удовлетворила те потребности, которые на сегодня уже существуют у нашего бизнеса», – уверен губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.
«Экономика Сибири – это экономика тяжелых грузов, поэтому снятие логистических ограничений, создание новых логистических инфраструктур – то, без чего нам никакой потенциал не реализовать», – признал заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков. «Транспортный вопрос для Сибири и вообще для страны сейчас – один из самых важных. Банк готов эти вопросы финансировать концессионными механизмами», – сообщил заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов.
Еще одна ключевая проблема – отток населения. Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач назвал приоритетными для Сибири инициативы социального развития. «У нас программы и стратегии – про проекты и кластеры. А надо, чтобы и люди приезжали, и не только за деньгами, но и оставались. Это тот же материнский капитал: он есть по всей стране на второго ребенка, а на Дальнем Востоке есть и на третьего, на Сахалине – на всех детей. Нужна социальная программа, которая учитывает специфику Сибири, то, что здесь все дороже по продуктам, по логистике», – сказал эксперт.
«Главное – привлечь в Сибирь людей. У нас везде непростая демографическая ситуация. Но люди в Сибирь не едут в том числе из-за тяжелых климатических условий, из-за отсутствия достойной инфраструктуры. Уровень зарплат ниже, качество городской среды, к сожалению, ниже среднероссийского», – констатировал депутат Госдумы Александр Дроздов.
Дмитрий Вахруков рассказал о принятой правительством Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. По его словам, в целом в сибирских кластерах действует 185 инвестиционных проектов, за счет которых в регионе планируется создать 180 тыс. рабочих мест. Но стратегия еще нуждается в очень подробном плане реализации, признал он.
Пока на федеральном уровне такого плана нет, а вот у бизнеса, кажется, более четкое видение будущего. «Инвестиции в развитие Сибири мы рассматриваем на перспективу 20–30 лет – на этот период можно рассчитать возврат и окупаемость вложений, которые необходимо сделать не только нам как инвесторам, но и государству, а также нашим иностранным партнерам, оставшимся в стране», – рассказала Елена Безденежных.
РУСАЛ активно занимается диверсификацией, вкладывает средства в инфраструктуру и последующие переделы и переработки. «Мы заключили много соглашений в области науки и образования, потому что понимаем, что без отечественных научных открытий в области переработки нашей продукции мы не создадим следующий передел переработки. Нам никто их сейчас не принесет, не даст, не подарит и даже не продаст. Тогда не будет той самой добавленной стоимости, ради которой вся продукция производится. А мы хотим ее оставить здесь, оставить людям – строить жилье, медицинские и спортивные центры, привлекать в Сибирь людей», – сказала Елена Безденежных.
«Сейчас только РУСАЛ строит в Сибири несколько современных, экологически чистых производств. Другие компании тоже связывают свои надежды с этим регионом. Есть полная уверенность, что у Сибири хорошее будущее», – подчеркнула она.
комментарии(0)