Перефразируя известное изречение, можно сказать, что все успешные компании похожи друг на друга, а каждая неуспешная – неуспешна по-своему. Точнее говоря, аутсайдеры всегда находят множество разнообразных причин, чтобы объяснить свои провалы, тогда как лидеры – эти причины не ищут, они просто их исключают. Впрочем, в непростые кризисные времена появляется все больше желающих «записаться» в ряды неудачников и, неуверенно запинаясь, объяснять обществу и государству: почему не реализован тот или иной проект, сокращен поток налогов в бюджет, не выплачены дивиденды…. Пусть даже дела идут не столь плохо, как на словах, и репутация страдает – зато удается сохранить капиталы…
Увы, такие примеры сегодня не редкость. Вспомним, к примеру, что «Газпром» отказался от выплат финальных дивидендов за 2022 год и ограничился только промежуточными… По такому же пути пошли ВТБ, «Россети», «Атомэнергопром», «Алроса». Любопытно, что к этой когорте примкнули и все крупные металлургические холдинги («Северсталь», «Русал», «Норникель», НЛМК, ММК, ТМК, Мечел), которые имеют одну из самых низких налоговых нагрузок среди всех отраслей отечественной экономики.
Доверие дороже денег
На этом печальном фоне резко выделяется одна «счастливая» компания «Роснефть», которая 30 июня на годовом собрании акционеров подтвердила свое намерение сохранить прежнюю дивидендную политику. Безусловно, флагману отрасли, принявшей на себя самый большой вал западных санкций, было бы несложно подыскать вполне весомые аргументы и обосновать отказ от выплаты дивидендов. Никто бы за это не осудил. Но репутация оказалась дороже…
Итак, по итогам 2022 года «Роснефть» выплатит дивиденды в размере 17 руб. 97 коп. на одну акцию. С учетом промежуточных дивидендов, начисленных за счет прибыли за первое полугодие 2022 года, общая сумма дивидендов достигнет 38 руб. 36 копеек. В совокупности на выплату акционерам будет направлено 406,5 млрд рублей, что эквивалентно 50% чистой прибыли по стандартам МСФО. То есть компания четко придерживается ранее взятых на себя обязательств по выплате половины прибыли в качестве дивидендов. Это правило ни разу не нарушалось и даже нынешние непростые времена – не повод, чтобы отступать от данного акционерам слова!
В итоге дивидендная доходность акций «Роснефти» за 2022 год составляет 10,1%, что является очень высоким показателем для отечественного рынка. К примеру, у «Новатэка» данный параметр равен 6,1%, Сургутнефтегаза – 3%, НКНХ – 1,6%, «Норникеля» – 6,7%, «Полюса» – 5%, «Фосагро» - 8,9%, «Русгидро» - 9,2%.
И практика показывает, что «инвестиции в репутацию» себя с лихвой окупают. Так, с сентября прошлого года акции «Роснефти» подорожали на бирже на 90%! Это, с одной стороны, свидетельствует о том, что рынок верит в эффективность деятельности компании, в успешность ее бизнес-модели. А с другой стороны, говорит о растущем доверии к дивидендной политике компании, которая щедро делится с акционерами своими прибылями.
В компанию верят не только рядовые акционеры, но и финансовые аналитики. Например, аналитики Sber CIB Investment Research – в своем свежем отчете по нефтегазовой отрасли РФ повысили рекомендацию по акциям «Роснефти» сразу на 49%, до 520 рублей за акцию, и дали рекомендацию «покупать». Для сравнения, по остальным компаниям отрасли целевые цены были повышены от 3% до 23%. При этом Sber CIB признает, что в отечественном нефтегазе только «Роснефть» способна продемонстрировать в нынешнем году высокую чистую прибыль, которая может увеличиться почти на 42%, до 1,15 трлн рублей. А рост операционной прибыли прогнозируется на 4,1%, до 1,77 трлн рублей. В результате дивиденды компании по итогам нынешнего года, согласно оценкам Сбера, могут составить до 52 рублей за акцию, а дивидендная доходность может превысить 12%.
Еще более оптимистичные оценки приводит банк «Ренессанс капитал», который в своем майском отчете озвучил прогноз цены акции «Роснефти» на уровне 640 рублей за бумагу.
Помимо роста курса акций, еще одно доказательство укрепления репутации «Роснефти» – стремительное расширение числа акционеров компании. С сентября 2021 года по ноябрь 2022-го их количество выросло в 3,4 раза, до 796,6 тыс. человек. А если считать с мая 2020 года, то прирост оказывается еще более впечатляющим – в 4,2 раза. В последнее время мы много слышим о бегстве капиталов из России, об уходе инвесторов, о недоверии простых граждан к бизнес-структурам. И это опять-таки – любимые отговорки аутсайдеров. «Роснефть» же на своем примере наглядно показывает, что нет плохих времен – есть эффективные и неэффективные компании.
Управленческий талант плюс новые активы
В чем же заключается секрет устойчивости компании? Здесь можно выделить как минимум два основных фактора. Первый из них – это максимально эффективный менеджмент, позволяющий сократить операционные затраты. Приведем только один самый яркий пример: на протяжении многих лет у «Роснефти» отмечается гораздо более низкий уровень себестоимости добычи углеводородов, чем в среднем по отрасли. На конец марта данный показатель составил менее $3 за баррель нефтяного эквивалента. Для сравнения, у нефтяных компаний, работающих в зоне Персидского залива (то есть в регионе, славящемся благоприятными геологическими условиями и крайне низкими издержками на добычу), аналогичный показатель равен как раз $3/барр. А у французской TotalEnergies он достигает $5,5, у британской BP – $6,1, у норвежской Equinor – $6,5, у бразильской Petrobras – $7,5/барр.
Второй фактор роста «Роснефти» – наличие крепкого и перспективного портфеля активов. Здесь тоже ограничимся лишь одним примером, упомянув флагманский проект «Восток Ойл». По оценкам экспертов, его совокупная ресурсная база составляет 6,5 млрд тонн высококачественной низкосернистой нефти (содержание серы менее 0,05%). Реализация этого проекта позволит на протяжении десятилетий обеспечивать углеводородными ресурсами не только нашу страну, но и экономики дружественных государств.
Новые лица
Ну и, наконец, еще одно зримое свидетельство эффективности «инвестиций в репутацию» – это персональный состав совета директоров компании. На годовом собрании «Роснефти» в него было избрано 11 человек, в том числе свои места в совете сохранили главный исполнительный директор компании Игорь Сечин, президент по научно-исследовательским разработкам Qatar Foundation Файзал Алсуваиди, представитель катарского суверенного фонда QIA Хамад Рашид Аль Моханнади, вице-премьер РФ Александр Новак, помощник президента РФ Максим Орешкин, председатель правления «Газпромбанка» Андрей Акимов, директор Московской школы экономики МГУ Александр Некипелов, а также глава компании Oil & Petroleum International Resources Педро Акино мл.
Но главный исполнительный орган компании пополнился и новыми лицами. В него вошли три очень авторитетных зарубежных представителя нефтегазового комплекса. Один из них – Мухамед Бин Салех Аль-Сада, занимающий ныне должности председателя попечительского совета Университета науки и технологий Дохи, члена Консультативного совета Верховного совета стран Персидского залива. Это знаковая фигура для ближневосточного ТЭК. Он обладает более чем 35-летним опытом работы в отрасли, на протяжении семи лет (2011-2018 год) был министром энергетики Катара. В течение 2016 года Аль-Сада был президентом ОПЕК и именно под его председательством была заключена первая сделка по сокращению добычи в формате ОПЕК+.
Вторым «новичком» стал Говинд Коттис Сатиш, управляющий директор индийской компании Value Prolific Consulting Services Pvt Ltd (ValPro). Он почти 40 лет, до 2021 года, работал в одной из крупнейших индийских нефтегазовых корпораций – Indian Oil, где занимал, в частности, должности исполнительного директора по международной торговле, а затем – директора по планированию и развитию бизнеса. Вхождение Говинда Коттис Сатиша в совет директоров – символ стратегического значения Индии для «Роснефти».
Третьим новым членом совета директоров стал ректор РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Виктор Мартынов. Он возглавляет один из ведущих отраслевых университетов уже более 15 лет, является автором более 100 научных и методических работ.
Эти назначения свидетельствуют о том, что даже вопреки колоссальному санкционному давлению «Роснефть» продолжает оставаться глобальным мейджором и несомненным авторитетом на мировом рынке.