0
3569
Газета Экономика Печатная версия

02.07.2023 20:47:00

Декретный отпуск может стать непередаваемой привилегией для мужчин

В России желание отцов посидеть с детьми пока практически невыполнимо

Тэги: семья, роли, отец, декретный отпуск, соцопрос, пособие

On-Line версия

семья, роли, отец, декретный отпуск, соцопрос, пособие Мужчины «в декрете» остаются экзотикой в РФ. Фото с сайта www.freepik.com

Половина российских отцов готовы уйти в отпуск по уходу за детьми вместо жен, показывают социологические опросы. При этом мужчин в РФ не особенно смущает и гендерный разрыв в зарплатах. Однако мечты о мужском декретном отпуске разбиваются о жестокую реальность. По официальной статистике, доля отцов, берущих отпуск по уходу за чадами, сохраняется в РФ на уровне ниже 2%. Во многих странах Европы эта доля иногда в десятки раз больше. Чтобы сократить гендерный разрыв не в зарплатах, а в возможности общения с детьми, Общественная палата предлагает организовать «непередаваемые» отцовские отпуска по уходу за ребенком. Такие инициативы могут увеличивать рождаемость, считают специалисты.

Практически половина (48%) опрошенных «Ромир» родителей из всех регионов РФ положительно относятся к тому, что мужчины могут уходить в «декрет». Нейтрально относятся к такому распределению ролей в уходе за маленькими детьми 45% респондентов-мужчин и 48% респондентов-женщин, отрицательное – 7% и 5% соответственно.

Среди мужчин, у которых уже есть как минимум один ребенок, 49% ответили, что при рождении еще одного потенциально готовы уйти в отпуск по уходу за ребенком. Однако тех из них, кто эту возможность для себя даже не рассматривают, оказалось больше – 51%. Из них около 65% не готовы делать это из экономических соображений. Еще 32% сомневаются в своих педагогических возможностях, они ответили, что опасаются, что не смогут обеспечить детям должный уход. Еще 29% честно сказали, что считают присмотр за младенцем женским делом.

Между тем все больше российских мужчин понимают ценность общения со своими детьми. В 2015 году опрос портала «Суперджоб» показывал, что около 39% отцов потенциально готовы оставить работу ради своего ребенка. Однако на практике эта готовность, как правило, не реализуется.

По данным Минтруда, в 2022 году ежемесячное пособие по уходу за ребенком получили около 1,7 млн человек. И традиционно только около 2% из них – это отцы. Конечно, отцы «в декрет» уйти не могут, это право по природе остается мамам. Они получают отпуск по беременности и родам на 140 дней, если ждут одного ребенка, а если нескольких, то отпуск увеличивается до 194 дней. А вот отпуск по уходу за ребенком, который в общей сложности длится до возраста трех лет, может взять не только мама, но и отец. За отцом в это время работодатель обязан сохранить место (кстати, такая же возможность есть и у других родственников, в первую очередь у бабушек или дедушек). Любой из родителей или опекунов может работать неполный день. Тогда они получают и зарплату, и пособие по уходу (до полутора лет).

«Одобрение мужчинами возможности пользоваться отпуском по уходу за ребенком и тем более готовность к «уходу в декрет» я оцениваю положительно, – сказал «НГ» председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии Сергей Рыбальченко. – Многие исследования показывали, что во время таких отпусков отцы более глубоко проникаются вопросами ухода и воспитания детей, в итоге такая вовлеченность и помощь супруге помогает женщине легче принимать решение о рождении следующего ребенка и способствует росту рождаемости и числа детей в семьях. Кроме того, таким образом отцы помогают супругам не «выпадать из жизни» – заканчивать обучение, продолжать карьеру».

Низкий процент отцов, которые реально берут отпуск по уходу за ребенком, объясняется в основном отношением работодателей, которые редко идут мужчинам навстречу, поясняет Рыбальченко. Кроме того, мужчины традиционно являются более высокооплачиваемыми работниками, чем женщины, и отказ от отцовского «декретного отпуска» – это способ не отвлекать кормильца семьи от основной задачи – зарабатывания денег. По словам эксперта, во многих странах проблему такого гендерного разрыва решили благодаря так называемому «непередаваемому отцовскому отпуску», которым может воспользоваться только мужчина. «Поначалу таким отпуском тоже пользовался небольшой процент отцов, но со временем доля мужчин, взявшихся за воспитание младенцев, выросла в разных странах до 20–30%», – говорит он.

«В России работодатель обязан предоставить работнику, у которого родился ребенок, отпуск до пяти календарных дней, но им не все пользуются, потому что отпуск этот без сохранения зарплаты. Общественная палата предлагает увеличить его для многодетных отцов до 14 дней. Ведь если мама поехала в роддом, перинатальный центр, кто-то ведь должен быть с другими детьми. Причем оплачивать такой отпуск предлагается из средств социального фонда», – говорит Рыбальченко.

Согласно исследованиям Высшей школы экономики (ВШЭ), обобщившим данные по рынку труда за 1996–2021 годы, разница в оплате труда мужчин и женщин в России варьируется в диапазоне от 5,3 до почти 70% и в среднем составляет 37,3%. Женщины, как правило, получают «штраф» за материнство, а мужчины «зарплатную премию» за отцовство, отметили в ВШЭ. К неравенству приводит, в частности, «отраслевая и профессиональная сегрегация», то есть неравномерное распределение мужчин и женщин по видам экономической деятельности и профессионально-квалификационным группам.

По подсчетам Минтруда, неравенство в оплате труда очень медленно, но сокращается, правда, называемые там цифры значительно лучше тех, что дает ВШЭ. Показатель гендерного неравенства в зарплатах в России выше, чем в Европе, разница заработков мужчин и женщин на схожих позициях составляет 29%, признавал в 2021 году министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Институт экономики РАН приводил данные, согласно которым с 2012 по 2019 год неравенство в оплате снизилось на 5–8 процентных пунктов до 27–28%, что они связывали с принятием «Майских указов», благодаря которым зарплаты врачей и особенно учителей (где доля женщин гораздо выше, чем мужчин) была поднята до 200% от прожиточного минимума по региону. Первый замминистра труда и социальной защиты Ольга Баталина также говорила о сокращении разрыва в зарплатах мужчин и женщин. Она говорила о том, что за последние пять лет список работ, на которых ограничен женский труд, уменьшился с 450 до 100 позиций, а уровень занятости женщин 20–49 лет с детьми в возрасте до шести лет вырос на 67,8%. При этом она говорила о том, что разрыв в зарплатах мужчин и женщин по-прежнему остается высоким – 28%.

Ученые из ВШЭ связывают надежды на более активное вовлечение женщин в экономику и возможное снижение неравенства в зарплатах с переходом экономики от производства к сферам обслуживания и ИТ-технологий, изменением структуры традиционно «мужских» и «женских» видов деятельности.

Проблема неравенства в доходах интернациональная. По данным аналитиков агентства Moody's, Сокращение гендерного разрыва в уровне заработной платы между мужчинами и женщинами поможет повысить мировую экономическую активность примерно на 7%, или на 7 трлн. долл. Расчет аналитиков основан на данных о прибавке к заработной плате, которую женщины в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в возрасте от 25 до 64 лет получили бы, если бы их зарплата была равна доходам их коллег-мужчин. Впрочем, по мнению исследователей, при текущих темпах на решение проблемы с экономической точки зрения потребуется свыше 130 лет.

Среди ключевых причин гендерного разрыва в зарплатах в отчете указываются «домашние обязанности, которые несут женщины», и отсутствие для них аналогичных возможностей для налаживания нужных связей и продвижения по карьерной лестнице. Исследователи Pew Research Center выяснили, что за последние 20 лет гендерный разрыв в уровне зарплат женщин и мужчин в США практически не изменился: в 2022 году работающие американские женщины получали 82 цента на каждый доллар, заработанный мужчинами.

В мире ситуация с отцами-няньками весьма полярна: в Австралии, Чехии и Польше отцы также составляют около 2% от всех отпускников «по декрету», но в Австрии и Франции их доля в два раза больше – 4%. А в некоторых странах – в Скандинавии или Португалии отцы составляют 40% родителей, которые сидят дома с детьми.

В Норвегии, например, «отцовская квота» составляет 14 недель (столько же, сколько «квота» матери). Кроме того, у родителей есть 18 недель оплачиваемого отпуска, который они могут разделить между собой. В Швеции декретный отпуск – 240 дней, которые родители могут разделить между собой, при этом 60 дней строго зарезервированы для отца, в противном случае они «сгорают».


Читайте также


Законотворчество четко следует за заказом сверху

Законотворчество четко следует за заказом сверху

Иван Родин

Правительство не решилось отвергнуть инициативу депутатов и сенаторов о "студенческих семьях"

0
1665
Чужих детей не бывает?

Чужих детей не бывает?

Елена Логинова

Нормальным быть трудно, опасно, но возможно

0
1664
Театральное импортозамещение

Театральное импортозамещение

Елизавета Авдошина

Труппы из Архангельска, Казани и Омска в ближайшие месяцы приедут в Москву

0
4736
СВО изменила представления о социальной справедливости в стране

СВО изменила представления о социальной справедливости в стране

Ольга Соловьева

Большинство населения не устраивает неравный доступ к медицине

0
3182

Другие новости