Вице-премьер Александр Новак и глава Минэнерго Николай Шульгинов ищут компромисс между федеральным бюджетом и доходами нефтяных компаний. Фото с сайта www.minenergo.gov.ru
Майское совещание правительства с нефтяниками не остановило быстрое подорожание бензина. Цены на автомобильное топливо продолжают рост во многих регионах с большим опережением инфляции. Поэтому теперь правительство РФ угрожает нефтяным компаниям запретами на экспорт. Тем самым признавая неэффективность обильных бюджетных выплат в адрес нефтяников под обещания плавного повышения топливных цен – то есть так называемого демпфера. Правительство РФ само сконструировало это демпфер так, что чем больше власти ослабляют рубль, тем больше госбюджет должен выплачивать рублей в доходы нефтяных гигантов.
За период с 20 по 26 июня рост цен на бензин был зафиксирован в 74 субъектах РФ. Больше всего он подорожал в Чеченской Республике и Костромской области – на 1,5%, республиках Алтай и Татарстан, Рязанской области – на 1,4%. О высоких темпах роста топливных цен в регионах «НГ» уже писала в номере за 20.06.23. Одна из причин роста цен кроется в стремлении нефтяных компаний компенсировать рост налогов, а также собрать с населения те деньги, которые они раньше получали из госбюджета в виде так называемого обратного акциза, или демпферного механизма.
Понять логику демпферного механизма, когда сверхприбыльные компании получают из бюджета солидную добавку к своим доходам только под обещание не сильно поднимать внутренние цены, рядовому гражданину очень сложно. Ведь в прошлом году наши нефтяные гиганты получили из федеральной казны около 2,2 трлн руб. – и это при общем бюджетном дефиците в 3,35 трлн руб. Другими словами, бюджетная дыра прошлого года на 65% состояла именно из доплат правительства РФ к прибылям не бедствующих нефтяных компаний.
При этом чем больше нефтяники поднимают свои цены на АЗС, тем больше им платит денег правительство. Из-за ослабления рубля бюджетные выплаты нефтяным компаниям увеличились в июне для бензина на 31%, а для дизтоплива – на 51%, подсчитали в Reuters. Таким образом, чем больше финансовые власти девальвируют рубль, тем больше денег получают нефтяные компании.
Только за июнь общая сумма бюджетных выплат нефтяникам за поставки топлива может увеличиться на 41% и превысит 112 млрд руб. Для сравнения: бюджетное финансирование ЧВК «Вагнер», как мы знаем сегодня, составляло 88 млрд руб. – но не в месяц, а за весь год.
В конце мая вице-премьер Александр Новак поручил производителям обеспечить равномерные и регулярные продажи бензина и дизельного топлива на биржевом рынке для покрытия потребностей внутреннего рынка, включая независимые АЗС. В середине июня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что за последние пять месяцев объем поставок бензина на биржу снизился на 7,9%. Таким образом, призывы «обеспечить равномерные и регулярные» биржевые продажи бензина особого эффекта не возымели.
И поэтому Александр Новак перешел от призывов к угрозам ограничить экспорт нефтепродуктов. Заместитель председателя правительства Александр Новак поручил проработать квотирование экспорта нефтепродуктов нефтяными компаниями, сообщил в конце прошлой недели аппарат российского правительства. «Вице-премьер поручил нефтяникам соблюдать приоритет поставок бензина на внутренний рынок даже в ситуации, когда экспорт кажется выгоднее, не извлекая сиюминутную выгоду в ущерб российским потребителям топлива», – утверждают чиновники.
Эксперты считают возврат к ограничению экспорта нефти и нефтепродуктов не очень перспективной политикой. «Надеюсь, что квотирование экспорта будет кратковременным и ограниченным во времени. Ведь если кардинально тормозить экспорт бензина, то компании начнут вывозить промежуточное сырье. Если экспортные запреты будут расширяться, то это станет ударом по системообразующим отраслям для российского бюджета и нашей экономики в целом», – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
«Практика показывает, что любые регулятивные меры могут лишь ненадолго приостанавливать рост цен на топливо. А о снижении этих цен речь вообще не идет. Необходимо создать такой механизм, когда реализация топлива внутри страны будет выгоднее, чем его экспорт», – говорит Руслан Нигматулин, депутат Госсовета Республики Татарстан. По словам Митраховича, повышение цен на топливо внутри страны практически неизбежно из-за роста налогов на нефтяные компании.
Вице-премьер Новак поддержал предложение ФАС об увеличении минимального объема продаж бензина на Санкт-Петербургской бирже до 13% от объема производства. А также поручил обсудить возможность дальнейшего наращивания нормативов в случае обострения рыночной ситуации.
Справедливости ради нужно признать, что с декабря 2021 года общее подорожание бензина и дизтоплива все еще значительно ниже накопленной инфляции. Однако проблема в том, что с мая 2023 года темпы роста цен на бензин значительно ускорились. Вероятно, это связано и с планами Минфина снизить бюджетные выплаты в адрес нефтяных компаний.
Правительство РФ уже согласовало изменения в налоговых выплатах для нефтяных компаний, сообщили «Интерфаксу» несколько источников, знакомых с ситуацией. По словам трех собеседников агентства, согласованы все майские предложения Минфина – в том числе и «уполовинивание» выплат по демпферу по бензину и дизтопливу. Минфин предлагал в расчете демпфера по бензину и дизтопливу снизить вдвое дельту между экспортной и внутренней ценой. Кроме того, Минфин подчеркнул необходимость совершенствования методики расчета налогов для нефтяников с целью установить в них «справедливую» цену нефти, с которой взимаются налоги.
В середине июня министр энергетики РФ Николай Шульгинов заявлял, что министерство видит риски недофинансирования нефтепереработки из-за изменения топливного демпфера. «Мы, конечно, понимаем, что есть риски недофинансирования отрасли и возможность роста оптовых цен и давления на розничные цены. Но наша задача – создавать все условия, чтобы все же цены в рознице не превышали инфляцию. В этом мы видим свою задачу», – говорил он.
В свою очередь, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский заявлял, что корректировка топливного демпфера теоретически может сказаться на стоимости нефтепродуктов, но скорее всего этот процесс уже отыгран рынком, поскольку все ждали корректировку в июле.
Глава «Газпром нефти» Александр Дюков заявлял, что сокращение выплат по топливному демпферу может негативно сказаться на объемах нефтепереработки в РФ, есть риск, что рентабельность на ряде производств станет отрицательной.