Граждане в мае покупали больше непродовольственных товаров. Фото РИА Новости
В мае российская экономика продолжала оживать, сообщили чиновники Росстата и Минэкономразвития. Потребительская активность преодолела спад прошлого года. Текущие расходы граждан в мае оказались даже выше значений 2021 года. Эксперты предлагают более осторожно оценивать перспективы восстановления экономического роста. Наблюдаемое сегодня ускорение в промышленности, в торговле или даже в выплачиваемых зарплатах объясняется увеличением государственных заказов и растущими тратами на оборону. И если вдруг бюджетные расходы снизятся, то и восстановительный рост тоже замедлится или даже вообще иссякнет, считают наблюдатели.
Рост ВВП РФ в мае 2023 года составил 5,4% в годовом выражении после роста на 3,4% в апреле, снижения на 0,7% в марте и спада на 2,6% в феврале, говорится в обзоре Минэкономразвития (МЭР).
В ведомстве Максима Решетникова ускорение экономики в мае связывают с несколькими факторами, а также эффектом низкой базы. Основную поддержку экономике в мае обеспечили обрабатывающие производства, оптовая торговля и строительный сектор, считают в МЭР. Как результат, можно говорить о том, что экономика РФ преодолела кризис. «Уровень двухлетней давности превышен на 0,6% (минус 0,6% в апреле)», – говорится в обзоре.
Промышленное производство в мае в годовом выражении выросло на 7,1%, сообщает Росстат. Для сравнения: в апреле рост составил 5,2%, в марте – 1,2%, в феврале промпроизводство снизилось на 1,7%, а в январе – на 2,4%. Однако рост промпроизводства происходит на фоне низкой базы апреля 2022 года. С исключением сезонного и календарного факторов в мае 2023 года, по оценке Росстата, промышленность выросла по сравнению с апрелем на 0,7% после повышения на 1,7% месяцем ранее. В МЭР замечают, что по сравнению с маем 2021 года промпроизводство выросло на 4,4%.
Майский рост промышленности оказался даже выше ожиданий аналитиков. Так, консенсус-прогноз аналитиков, опрошенных Интерфаксом в начале июня, предусматривал повышение промпроизводства на 5,1% в годовом выражении.
Из данных Росстата следует, что основным драйвером роста по-прежнему остается выпуск продукции в обрабатывающих производствах. Здесь рост ускорился до 12,8% год к году. Наибольшее ускорение наблюдается в отраслях, связанных с производством оборудования. Так, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов ускорилось в мае на 86,3%, электрического оборудования на 49,5%, выпуск прочих транспортных средств, включая авиационную технику, судостроение – на 48%, выпуск компьютеров увеличился на 31,5%, прочих готовых металлических изделий – почти на 30%, сообщают в статведомстве.
Заметно ожила в мае также и розничная и оптовая торговля. Объем оптовой торговли в мае в годовом выражении вырос на 14,5 после 5% в апреле, сообщают в МЭР. Оборот розничной торговли по итогам последнего месяца весны увеличился в годовом выражении на 9,3%, составив 3,7 трлн руб. Заметим, в апреле показатель увеличился на 7,8%, в марте снизился на 4,8%, в феврале – на 8,7%. Эксперты ожидали меньшего роста. Аналитики, опрошенные Интерфаксом, прогнозировали увеличение оборота розничной торговли на 7,3%.
В структуре торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 48,9%. Доля непродовольственных товаров – 51,1%. В прошлом году удельный вес еды был выше непродовольственной торговли: 51,1% и 48,9% соответственно.
В целом потребительская активность населения в мае увеличилась как относительно прошлого года, так и к уровню двухлетней давности, обращают внимание в ведомстве Максима Решетникова. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению был на 8,8% выше уровня прошлого года после плюс 7,3% в апреле (плюс 1,8% к маю 2021 года).
Ряд экспертов согласны с выводами МЭР относительно выхода российской экономики на докризисную траекторию. «Индекс выпуска товаров по базовым видам экономической деятельности вырос на 8,6%, за январь-май 2023 года рост на 2,1%, в сравнении с 2021 годом рост на 3,6% за аналогичный период, а к 2019-му рост на 7,1%», – пишет экономист Павел Рябов. По его мнению, положительный импульс обеспечивали все ключевые составляющие индекса выпуска товаров по базовым видам экономической деятельности. «Основной вклад внесло промышленное производство за счет обработки, в плюс выходит оптовая и розничная торговля, поддерживает высокий импульс строительство, но затухает сельское хозяйство, которое в середине 2022 года было одним из стабилизаторов», – перечисляет он. Экономист напоминает, что одним из драйверов сегодняшнего роста являются гособоронзаказ и госинвестиции. В этом смысле, продолжает Рябов, стратегия бюджетной консолидации, которую выбрал Минфин, чтобы удержать распухающий дефицит бюджета, может привести к тому, что запал экономики быстро сойдет на нет.
Росстат фиксирует также заметный рост зарплат в России. В номинальном выражении зарплаты выросли на 13%, а с поправкой на инфляцию – на 10,4% к тому же периоду прошлого года. Такой рост зарплат в реальном выражении связан с рекордно низкой инфляцией в апреле – она, по данным статведомства, замедлилась до 2,31% в годовом выражении, минимума с 2020 года. Впрочем, реальная инфляция «по чекам» зачастую оказывается в несколько раз выше той, которую рисует Росстат (см. «НГ» от 25.06.23).
Заметим, что такой номинальный рост зарплат вовсе не является рекордным. К примеру, на протяжении с 2000 по 2008 год начисленные заработные платы в России ежегодно росли двузначными цифрами. Да и в начале прошлого года также наблюдался скачок номинальных зарплат.
«Рост реальных зарплат – это в значительной мере статистический эффект, отражающий резкое замедление годовой инфляции при двузначном номинальном росте зарплат», – говорит руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. По ее мнению, прирост зарплат отражает и растущую напряженность на рынке труда, где безработица обновила очередной исторический минимум (3,2%). «Эта ситуация не может объясняться только ускорением роста экономики – за последний год структура экономики существенно изменилась. Увеличился спрос на труд со стороны предприятий ОПК, работающих в несколько смен. Импортозамещение в производстве, инфраструктурное строительство и рынок услуг (в том числе внутренний туризм) также предъявляют дополнительный спрос на работников», – поясняет экономист.
Кроме того, продолжает Беленькая, предложение кадров сократилось в результате последствий мобилизации и миграционного оттока. «А регулирование рынка труда в России устроено так, что работники, оказавшиеся в прошлом году в режиме простоя или неполной занятости на предприятиях, где выпуск упал, остаются на своих местах вместо того, чтобы искать новую работу», – подчеркивает она.
В результате высокие темпы роста зарплат в экономике, выплаты со стороны бюджета, ускорение роста кредитования поддерживают восстановление потребительского спроса, замечает аналитик.
Директор департамента компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов согласен с тем, что нынешний рост зарплат скорее компенсирует фактическую инфляцию. «Экономическая активность растет, когда растет потребительская активность граждан. Либо когда растет госзаказ. Сейчас основным источником роста стал госзаказ. Ускоренные траты бюджета привели к ускоренному росту экономической активности», – подчеркивает эксперт. Он не исключает, что если расходы бюджета будут ниже во втором полугодии, то этот фактор ускорения экономики может сойти на нет. Если к тому моменту возрастут траты населения, то экономический рост продолжится уже за счет этого, не исключает Тузов.
Исходя из апрельских данных, складывается впечатление, что определяющими в росте заработных плат являются два фактора – это госрасходы, сфокусированные на военных расходах, и ограничения в трудовых ресурсах, замечает главный экономист «БКС Мир инвестиций» Наталья Лаврова. «Реальный рост заработных плат в обрабатывающей промышленности составляет почти 7% – наиболее высокий рост наблюдается в производстве металлических изделий, электрооборудовании и прочем. Рост реальной заработной платы в госсекторе и обеспечении военной безопасности еще выше – 7,7%. При этом средний рост зарплат по России за период января-апреля составил всего 4,2% к тому же периоду прошлого года. Выше среднего рост зарплаты отмечается также в секторе услуг – в гостиницах, в общественном питании (6%). Это может быть связано с недостатком кадров в достаточно трудозатратных секторах. Эти растущие издержки на персонал транслируются в цены, и мы как раз и видим разгон инфляции за счет сектора услуг», – обращает внимание она.