0
4257
Газета Экономика Печатная версия

25.06.2023 20:29:00

В России нарушен принцип – деньги идут за пациентом

Содержание посредников в системе обязательного медстрахования обходится в 60 миллиардов рублей в год

Тэги: новые регионы, медицина, омс, страховая система, здравоохранение, минфин

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

новые регионы, медицина, омс, страховая система, здравоохранение, минфин Вице-премьер Татьяна Голикова обещает, что все граждане новых регионов до конца 2023 года будут обеспечены полисами обязательного медицинского страхования. Фото РИА Новости

До конца 2023 года жители новых регионов России будут включены в российскую систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Правда, страховой система здравоохранения РФ является лишь условно, поскольку в нашей стране используется запутанная схема финансирования медицины с участием бюджетов разных уровней и взносов граждан, которые платят фактически за кого-то другого. Эта неэффективная система имеет множество интересантов в лице страховых компаний и фондов, а также избыточных административных структур. Минфин РФ отрицает наличие двойного учета взносов в медицину, о которой говорят некоторые депутаты.

Все граждане новых регионов до конца 2023 года должны быть обеспечены полисами обязательного медицинского страхования, чтобы в 2024 году полноценно вступить в систему ОМС, сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова. По ее словам, в регионах есть проблемы с выдачей полисов ОМСа в условиях с военными действиями и пока не получается «обеспечить тот охват, который нам нужно». Но проблемы системы российской системы обязательного медстрахования не только в военных действиях, но и в запутанной системе финансирования, которая устраивает разве что только ее участников.

«Система финансирования, согласно которой все взносы работодателей за работающее население сначала собираются в федеральном Фонде обязательного медстрахования (ФОМСе), а затем в виде субвенций по общим нормативам направляются обратно в регионы, то есть в территориальные отделения Фонда ОМС (ТФОМСы), приводит к тому, что ряд регионов (Москва, Санкт-Петербург) отчисляют в ФОМС существенно больше, чем потом получают из него. Подобный механизм порождает противоречие между регионами-донорами и регионами-реципиентами. При этом нарушается и страховой принцип», – отмечает депутат Госдумы Оксана Дмитриева.

«В системе финансирования здравоохранения имеет место постоянный кругооборот средств между федеральным и региональными бюджетами, федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

В результате встречных трансфертов из федерального бюджета в региональные бюджеты, ФОМС и ТФОМС, во-первых, запутываются и усложняются механизмы администрирования. Во-вторых, искусственно увеличивается в расчетах объем консолидированных расходов на здравоохранение. В частности, взносы субъектов на неработающее население учитываются дважды: как расходы субъектов РФ и расходы ФОМСа. В результате представляемый в статистике совокупный объем расходов на здравоохранение в объеме 5 трлн руб. следует уменьшить минимум на 800 млрд руб. двойного счета трансфертов», – предлагает Дмитриева.

Однако в ведомстве Антона Силуанова отрицают наличие двойного учета. «Минфин России не видит противоречий государственного финансирования системы здравоохранения в РФ», – сообщили «НГ» в Минфине. «Расходы бюджета на здравоохранение в 2023 году составляют 6,2 трлн руб., в том числе расходы федерального бюджета 1,5 трлн руб., за исключением межбюджетных трансфертов, которые составляют 0,8 трлн руб.; расходы субъектов – 2,2 трлн руб.; расходы ФОМСа (только на здравоохранение) – 3,2 трлн руб. Таким образом, суммы межбюджетных трансфертов не учитываются дважды», – объяснили в Минфине. «Кроме того, отмечаем, что страховые взносы на неработающее население учитываются по отличному коду бюджетной классификации от кода бюджетной классификации «здравоохранение», – сообщили в ведомстве.

Если двойного учета бюджетных перечислений в систему ОМСа нет, то избыточные расходы на администрирование и управленческая дисфункциональность точно присутствуют. «Система управления и финансирования здравоохранения имеет внутреннее противоречие, связанное с тем, что все финансовые рычаги у ФОМСов, а административные и организационные инструменты и ответственность – у федерального министерства и региональных органов управления. Происходит раздвоение управленческих функций. Нет органа, который аккумулирует всю информацию по всем программам и направлениям. Отсюда многочисленные случаи дублирования программ и проектов, распыление средств. Фонд обязательного медицинского страхования управляет средствами, но не принимает никаких решений по стратегии управления и развития медицинских учреждений по регионам и в целом», – отмечает депутат Дмитриева. По ее расчетам, содержание территориальных отделений ФОМСа обходится около 30 млрд руб., и еще около 20 млрд руб. – это расходы на аппарат страховых компаний. Всего же администрирование системы ОМС стоит россиянам около 50–60 млрд руб. в год. Такие непрофильные расходы в условиях общего недофинансирования здравоохранения сокращают число выздоравливающих и увеличивают число недолеченных граждан РФ.

Многоканальность и разнородность поступления средств и гибридный статус медицинского учреждения приводят к огромному потоку отчетности медучреждений. По всем источникам финансирования: федеральный, региональный бюджет, ФОМС, территориальный ФОМС, платные услуги, добровольное медицинское страхование – нужно вести свою отчетность. Медицинское учреждение напоминает такого дикобраза, иголки которого – это потоки отчетов в разные стороны. Кроме того, подобная система на порядок увеличивает расходы и численность работников, занятых административно-финансовыми функциями.

Игорь Симаков – директор медицинского центра «Здоровье», врач-психиатр, руководитель ростовского регионального отделения Партии роста, считает: «Система обязательного медстрахования не устраивает медицинское сообщество, и это было очевидно давно. В ОМС действительно много запутанных финансовых схем. Все эти схемы, естественно, сказываются на работе системы, в том числе и на качестве медицинской помощи, и на удовлетворенности пациента от контакта с этой системой. Здравоохранение, причем не только в России, всегда отличалось высокой консервативностью. Замедленная реакция у нее не только на позитивные перемены. Но так же инертно она реагирует на ошибочные решения или «корявость» реализуемых инноваций. Что касается принципа «деньги идут за пациентом» – принцип хороший, правильный. Наверное, было бы хорошо внедрить его в нашу медицинскую практику. Внедрение его как лозунга, очевидно, пока не срабатывает». 


Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
1640
Российской валюте предстоит поумнеть

Российской валюте предстоит поумнеть

Анастасия Башкатова

Центробанк запланировал на 2025 год пилотирование бюджетных операций уже на реальных цифровых рублях

0
3806
ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

Ольга Соловьева

Нефтегазовые доходы РФ увеличились до 9,5 триллиона рублей

0
3873
Последний путь: туда и обратно

Последний путь: туда и обратно

Милена Фаустова

Россияне все чаще обращаются к гроботерапевтам

0
8572

Другие новости