0
4919
Газета Экономика Печатная версия

22.06.2023 21:08:00

Деловая жизнь колеблется между стагнацией и ростом

Российской экономике удалось избежать нового спада в первой половине 2023 года

Тэги: экономика, показатели, инвестиции, импорт, промпроизводство, цмакп


экономика, показатели, инвестиции, импорт, промпроизводство, цмакп Глава Минэкономразвития Максим Решетников признает, что рост экономики РФ будет скромным. Фото РИА Новости

Экономика РФ завершает первую половину 2023 года обнадеживающими показателями. В стране идет восстановление розничной торговли, растут инвестиции, импорт и промышленное производство. Оживление экономики поддерживается также значительными бюджетными вливаниями. Но главным достижением первого полугодия можно считать тот факт, что стране удалось избежать нового экономического провала, несмотря даже на пробуксовку основных драйверов роста.

Официальных данных Росстата об итогах первого полугодия 2023 года в экономике придется ждать еще много недель. Но эксперты уже приступили к оценке ситуации. «Можно говорить об устойчивости тенденции постепенного, но поступательного роста, заявили в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в июньском «Анализе макроэкономических тенденций». Такое утверждение там делают на основании того, что идет расширение как потребительского спроса, так и инвестиций. Правда, еще один основной драйвер роста – экспорт пока снижается.

Экспорт энергоносителей (нефть, нефтепродукты, природный газ, СПГ, уголь) из России продолжает снижаться, достигая минимума с мая 2021-го и средних показателей 2019-го, упав почти в два раза за год, сообщают авторы Telegram-канала Digital Dog. Экспорт российских энергоносителей в ЕС и прочие страны Европы, США, Великобританию, Японию, Корею рухнул в 6,3 раза за год – с 20,7 млрд до 3,3 млрд долл. в среднем за месяц в период за март-апрель 2023 года.

Что касается импорта, то полную заморозку торговли реализовать не удалось. С США и Великобританией торговля остановлена, но с европейскими странами торговый оборот идет, хотя он более чем втрое ниже нормы. Компенсируют провал импорта нейтральные страны: за апрель рост в годовом измерении на 147%, а за январь–апрель увеличение импорта по сравнению с тем же периодом 2021 года – на 86%.

В целом внешнеторговый оборот примерно соответствует 2019 году по номиналу, пишут аналитики. Обрушение экспорта в сравнении с высокой базой 2022-го весьма драматичное, но, если сравнивать с 2019 или 2021 годом – в пределах нормы за счет компенсации нейтральных стран», уверяют они.

Эксперты ЦМАКП обращают внимание, что довольно интенсивный рост инвестиций в основной капитал сохраняется с третьего квартала прошлого года (0,3% к предшествующему кварталу с устраненной сезонностью). В последнем квартале 2022-го они выросли еще на1,8%, а в первом квартале 2023-го – добавили 1,1%.

В частности, эксперты отмечают, что в последние месяцы возобновился рост в строительстве (прибавка в январе составила 0,3%, в феврале – 1,8, марте – 1,1 и в апреле – 1%). Строительство – как инфраструктурное, так и жилищное – продолжает оставаться важным драйвером оживления экономики, полагают они. Кроме того, началось расширение инвестиций в машины и оборудование. «Судя по косвенным данным, помимо импорта потребительских товаров, возобновился ввоз и инвестиционного оборудования», – говорится в докладе.

Индекс прогнозов промышленности после достижения в мае 2023 года максимума с начала СВО и объявления «санкционной войны» снизился в июне на 3 пункта, сообщил в четверг завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. «Это стало результатом падения оптимизма прогнозов всех исходных показателей – спроса, выпуска и занятости. Однако и после такого небольшого снижения значения индекса остаются на уровне, близком к значениям показателя в предвоенном феврале 2022 года», – пишет он.

128-4-9-1.jpg
Динамика реальных располагаемых доходов населения,
в процентах.  Источник: ЦМАКП
По данным Росстата, в промышленности продолжается активный рост выпуска: в апреле его объем увеличился на 1,7% к предыдущему месяцу после роста на 1,3% в марте. Однако другие индикаторы не сулят ничего хорошего росту ВВП по итогам полугодия. Один из основных косвенных индикаторов экономической активности – грузооборот транспорта в марте-апреле пошел вниз после скачка в предыдущие два месяца. Объем грузоперевозок вернулся на сформировавшийся в конце прошлого года крайне слабый позитивный тренд: в апреле грузооборот составил 254 млрд тонно-километров против 251–253 млрд в конце 2022 года.

Эксперты ЦМАКП отмечают оживление потребительского спроса, которое они связывают с продолжением довольно интенсивного роста реальной зарплаты. В январе, правда, был сбой (падение на 4,1% после роста на 2,1% в декабре), но в феврале и марте зарплата росла почти на 2%, что эксперты связывают со структурным дефицитом труда. Ситуацию на рынке труда они называют «привычно необычной» – и дело не в минимумах безработицы. С начала года отмечается резкий рост спроса на труд, что связывается с расширением производств и новой экономической активностью – восстановлением новых регионов, развитием импортозамещающих и оборонных производств, логистических коридоров.

Однако зарплата не смогла вытянуть из отрицательных значений реальные располагаемые доходы населения, которые в первом квартале сократились на 0,9%. Это обстоятельство команда ученых из ЦМАКП связывает с январской просадкой зарплат и надеется, что падение не продолжится.

Рост потребления связывается также с повышением склонности населения к получению займов, кредитование населения расширяется с довольно высоким темпом – почти 2% в месяц, что поддерживает товарооборот (см. «НГ» от 21.05.23). Рост потребления особенно заметен в ускоренном расширении оборота розничной торговли (плюс 6,6% в январе, 0,1% в феврале, 1,3% в марте и 1,5% в апреле). Причем рост идет и по продовольствию, и по непродовольственным товарам.

Рост потребления сказывается на инфляции, которая начинает повышаться. В июне инфляцию эксперты оценивают примерно в 0,5% (3,3–3,4% в годовом выражении). В целом по итогам года они прогнозируют рост цен примерно на 5% (декабрь 2023-го к декабрю 2022-го). Напомним, что целевой уровень Банка России – 4%.

«Пока трудно говорить о каком-то устойчивом поступательном развитии экономики. Не факт, что по итогам первого полугодия у нас ВВП будет в плюсе. С учетом того, что в первом квартале, по уточненным данным Росстата, наблюдалось падение на 1,8%, результатом первого полугодия скорее всего будет «стагнирующий рост» на десятые доли процента, – сказал «НГ» главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.

Основными драйверами развития экономики обычно являются потребительский рост, инвестиции, экспорт, но сейчас они испытывают трудности. Экспорт из РФ просел, инвестиции выросли, но они в основном государственные, обращает внимание Николаев. «В 2022 году инвестиции в основной капитал выросли на 4,6%, а в первом квартале 2023-го – на 0,7%. И мы помним заявление главы Минэкономразвития Максима Решетникова о том, что основную долю в этом росте дают именно госинвестиции. Но большой вопрос, как долго продержится этот стимул, ведь на форуме в Санкт-Петербурге все министры говорили о «приоритизации» бюджета. То есть примерно о том, что раньше называлось секвестированием. В строительстве заметно возвращение роста инвестиций, но там есть проблемы со «сбытом продукции»: большая доля жилья в регионах (около 40%) стоит нераспроданной. Несколько оживился потребительский спрос, но у него тоже ограничен ресурс из-за сокращающихся реальных располагаемых доходов населения», – обращает внимание эксперт.

«Происходящее в экономике можно назвать стабилизацией кризиса. Падение основных показателей удалось затормозить, но ростом это сложно назвать, – сказал «НГ» эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. – Самый яркий пример – это производство товаров длительного спроса, которое «сложилось» в два раза год назад, а приподнялось на пару процентов. С меньшим размахом, но аналогичные тенденции видны во всех гражданских отраслях: от добычи и экспорта сырья до розничной торговли». Есть явный разрыв между макропоказателями вроде роста инвестиций (по факту это рост госрасходов) и динамикой уровня жизни, продолжает эксперт. «Несмотря на рост зарплат, реальные доходы населения падают и уже более года граждане активно откладывают на черный день: сейчас норма сбережений россиян на пятилетнем максимуме, а ее рост происходит только в периоды кризисов. Чтобы был рост производства за счет естественного спроса, граждане должны не только иметь деньги, но и желание их тратить», – говорит Емельянов. 


Читайте также


Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1275
Минцифры объявило о хакерской атаке

Минцифры объявило о хакерской атаке

Анастасия Башкатова

Черные пятницы, багбаунти, "университеты" – как функционирует теневой киберрынок

0
1379
Прецедент Коробкова: что ищут бизнес-релоканты в российском суде

Прецедент Коробкова: что ищут бизнес-релоканты в российском суде

Алексей Мухин

0
782
Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
5326

Другие новости