Фото пресс-службы РЖД
В первой декаде июня строительный комплекс Республики Татарстан столкнулся с перебоями поставок цемента. По мнению экспертов, ситуация может повториться еще в ряде российских регионов. При этом цемента в стране производят достаточно, чтобы соответствовать росту спроса, но до потребителей он не доходит из-за проблем с логистикой.
В Приволжском федеральном округе спрос на цемент только за май 2023 года вырос на 18% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Позитивный для развития стройкомплекса рыночный тренд неожиданно трансформировался в проблему в Набережных Челнах, где под угрозой срыва оказались сроки сдачи некоторых строящихся объектов.
Минстрой Республики Татарстан прореагировал оперативно, выступив с заявлением о причинах происходящего. «Имеющиеся логистические центры, цементные терминалы, силосы у производителей железобетонных изделий в целом позволяют обеспечивать строительный комплекс республики цементом. Однако в текущем строительном сезоне наблюдаются перебои с поставками цемента на территорию республики, – говорится в заявлении. – Проблемы с цементом отсутствуют, основной проблемой является нарушение сроков доставки вагонов с грузом по железной дороге (ввозится основная часть). При этом производители цемента имеют возможность его отгрузки в адрес потребителей автотранспортом, что помогает облегчить ситуацию».
Также в Минстрое Республики Татарстан сообщили, что обратились в федеральные органы власти, ОАО «РЖД» и к крупным производителям цемента за содействием. С ними под эгидой Минпромторга прошли рабочие совещания.
Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что средняя загрузка мощностей по производству цемента в стране составляет около 60%, возникли сложности с транспортировкой цемента конечным потребителям из-за инфраструктурных ограничений на железной дороге. В данный момент Минпромторг уже решает часть проблем в ручном режиме.
«Регионы, где могут возникнуть временные перебои с поставками цемента в период активного строительства, в первую очередь из-за неритмичной работы железнодорожного транспорта на фоне резкого роста спроса (от 20 до 50%) к аналогичному периоду прошлого года: Архангельская область, Ленинградская область, включая Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край», – расширяет географию проблемы управляющий партнер консалтинговой компании СМПРО Владимир Гузь.
По словам исполнительного директора «Союзцемента» Дарьи Мартынкиной, рыночная ситуация, характеризующаяся резким взлетом спроса, сложилась стихийно. «В текущем году соотношение потребления «зима-лето» бьет исторические рекорды. В мае-июне объемы потребления по отношению к зиме возросли многократно (в некоторых регионах – в 10 раз!), хотя обычно рост в регионах с самой высокой сезонностью (речь прежде всего о Сибирском федеральном округе) составляет 2,5-3 раза, – подчеркивает Мартынкина. – Ранее «Союзцемент» неоднократно обращалось в Минстрой России с просьбой сформировать прогноз потребления по регионам и федеральным округам с перспективой на 3, 5 и 7 лет, однако соответствующая информация в отрасль не поступила. Несмотря на это, компании – члены «Союзцемента» готовы в необходимом объеме обеспечить растущий спрос качественным цементом».
Сложившуюся ситуацию нельзя считать типичной и прогнозируемой. По подсчетам аналитиков «Союзцемента», чтобы обеспечить стабильную доставку цемента потребителям, РЖД не хватает более 4 тыс. вагонов-хопперов (20% парка).
«Ухудшение работы российских железнодорожников – для всех производителей стройматериалов и цемента в частности данная проблема является ключевой на протяжении последних лет. И в этом году ситуация не улучшилась, а даже усугубилась, – подтверждает директор по закупкам и логистике АО «ЦЕМРОС» Денис Назаров. – Ключевой нюанс здесь заключается в том, что цемент и стройматериалы в целом – это не приоритетные грузы для РЖД. Стройресурсы относятся к самому дешевому первому тарифному классу грузов, на перевозке которых железнодорожники зарабатывают меньше всего».
Еще, считает эксперт, эффективности в транспортировке цемента по железной дороге мешают отсутствие в инфраструктуре РЖД достаточного количества приемно-отправочных путей для составов с грузами и серьезный рост пассажиропотока из-за сезона массовых отпусков и закрытия ряда аэропортов на юге России.
Наконец, с марта 2023 года руководство РЖД ввело особый порядок согласования перевозок, так называемую «динамическую модель загрузки инфраструктуры» (ДМЗИ), которая требует неоднократно подтверждать и согласовывать заявки на каждые конкретные сутки в пути. Эта система недостаточно прозрачна, у грузоотправителей возникает много сложностей с подтверждением заявок и их согласованием, подчеркивает Назаров.
Решить логистические проблемы за счет увеличения парка автоцементовозов тоже не удастся, считают эксперты. В прошлом году из России ушли практически все европейские производители грузовой техники, модели которых составляют львиную долю автопарков в отрасли. Из-за этого ремонт и обслуживание этих машин стало обходиться намного дороже и дольше. Схожая ситуация и с китайской техникой. Но и это не все.
«Есть уже привычная для нас проблема, связанная с весенними ограничениями на движение транспорта по региональным и муниципальным дорогам. Напомню, что в 2018 году правительство РФ приняло постановление об отмене данных ограничений для дорог федерального значения. Но для региональных и межмуниципальных дорог, которых большинство в нашей стране, ограничение вводится самостоятельно по решению местных властей. И приходится констатировать, что порядка во введении таких ограничений нет никакого, – сетует Денис Назаров. – Этой весной в нескольких субъектах РФ вводились ограничения, фактически исключающие проезд по дорогам даже порожнего современного тягача».
«Региональные власти нередко пренебрегают необходимой процедурой обследования дороги, вводя запрет необоснованно. В результате весной из-за логистических ограничений те строительные компании, которые готовы были бы создать запас цемента, не всегда могут это сделать», – дополняет Дарья Мартынкина.
В настоящее время доля железнодорожных перевозок в доставке цемента потребителям составляет около 45-47%, поэтому и производители, и строители ожидают от РЖД определенных решений. «Это может быть развитие станций, увеличение пропускной способности и средней скорости движения. Достаточное количество тяги. Решение целиком зависит от работы РЖД и инвестиционной программы РЖД», – считает Владимир Гузь. «Цемент нужно признать более приоритетным грузом по классификации РЖД», – говорит замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
комментарии(0)