0
4033
Газета Экономика Интернет-версия

22.06.2023 10:00:00

Николай Хорьков: "Оптоволоконные технологии – основа для внедрения интернета вещей и smart-технологий"

Как предприниматель создал с нуля международную компанию с многомиллионными оборотами в сфере оптоволоконных технологий и телекома

Тэги: Fibertool, бизнес, технологии, интернет, оптоволокно, николай хорьков


6816861_a.jpg
Фото пресс-службы Fibertool
Спрос на скоростной интернет в мире сегодня все еще превышает возможности, которыми располагают ведущие операторы связи. В прошлом году глобальный оптоволоконный рынок оценивался на уровне 10,8 млрд долл. По прогнозу IMARC Group, в 2023-2028 годах ежегодно он будет расти на 16,8%, достигнув через пять лет 26,3 млрд долл. При этом привычная нам мобильная связь и беспроводной интернет были бы невозможны без разветвленной оптоволоконной сети широкополосного доступа, объединяющей базовые станции и сети мобильных операторов. Почти четверть века назад, когда вся страна выходила в интернет по медному кабелю, технологический предприниматель Николай ХОРЬКОВ увидел перспективы волоконно-оптических технологий. Сегодня основанная им компания Fibertool – это крупный игрок на рынке СНГ в области оптоволоконного оборудования, ведущий передовые разработки по применению оптоволокна в самых разных сферах. О перипетиях развития своего бизнеса он рассказал в интервью корреспонденту «НГ» Виталию БАРСУКОВУ.

– Николай Юрьевич, расскажите, с чего начиналась история Fibertool?

– Еще будучи студентом, в начале 2000-х я стал заниматься бизнесом, запустив несколько проектов в сфере коммуникаций и технологий для интернета. Изначально это была небольшая сервисная компания, занимавшаяся подключением клиентов к интернету в Москве. По всей России работают тысячи таких компаний. И мы, возможно, остались бы рядовым сервис-провайдером, не предложи я оригинальное техническое решение, которое в несколько раз снижало стоимость подключения к сети для крупных клиентов. Это стало хорошей основой для дальнейших бизнес-проектов, которые я начинал. Сейчас Fibertool – это уже международный холдинг с офисами в Москве, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Владивостоке, Минске. Компания занимается поставкой и внедрением на рынке телекоммуникаций СНГ современного оборудования, компонентов и материалов для волоконно-оптических линий связи.

– Когда вы пришли к оптоволоконным технологиям?

– В середине 2000-х мы стали предлагать клиентам использовать на «последней миле» не медный кабель, а оптоволокно, что существенно увеличивало скорость и надежность подключения. Но столкнулись с тем, что все специализированное оборудование, в том числе для сварки волоконно-оптического кабеля, поставлялось в Россию только из-за рубежа, в первую очередь из Японии. Оно было высококачественное, но при этом очень дорогое, кроме того, каждый заказ на его поставку исполнялся по несколько месяцев. В поиске более вменяемой по срокам и ценам альтернативы мы вышли на малоизвестных поставщиков из Китая и Южной Кореи, предложили им свои решения и разработки для создания аппаратов для нашего рынка и начали работать. Дело в том, что для России требуется оборудование, готовое работать в широком спектре климатических условий – от -50 до +50 градусов. На базе прототипа от наших партнеров нам удалось создать более совершенный и в то же время недорогой по сравнению с японскими аналогами сварочный аппарат.

– О создании собственного производства в России не думали?

– Да, со временем количество продуктов и решений, которые мы поставляли нашим клиентам, увеличилось. Эти продукты были востребованы международными телекоммуникационными гигантами, а также крупными научно-исследовательскими институтами.

И это привело нас к выводу о необходимости организации производства в России. С 2006 года я наладил массовое производство пассивных компонентов для прокладки оптоволоконной сети – кабелей, патч-кордов, адаптеров, сетевых шкафов и других компонентов уже на местном, российском, рынке. Локализация производства дает большое преимущество компании с точки зрения гарантии поставок по очень разнообразной номенклатуре товаров, сокращает сроки доставки до потребителя и позволяет строить с клиентами в России более надежные долгосрочные отношения. Мы накопили большой опыт, с нуля обучили профессии сотрудников и добились высокого качества и надежности на своих производственных линиях.

К настоящему моменту у нас работает более 180 человек, включая производственные и исследовательские проекты. По одному из основных продуктов – по сварочным аппаратам для оптоволокна – мы уже занимаем около 60% рынка продаж СНГ, предоставляя нашим клиентам сервис и техподдержку на пяти языках. По этому продукту нам удалось вытеснить с рынка даже глобальных лидеров – японских производителей. Одновременно мы наладили обучение специалистов для работы с оптоволокном, что способствовало развитию местного рынка. Множество компаний и проектов в сфере телекоммуникаций работают с опорой на наши продукты и сервисы.

– Вы же, наверное, не единственный поставщик оборудования в этой сфере. За счет чего удается обходить конкурентов?

– После кризиса 2008 года, когда многие компании приостановили покупки и на наших складах появились запасы, я запустил проект по созданию интернет-провайдера «Атлас Телеком» в Тамбовской области. В то время большинство провайдеров строили локальную сеть с использованием медных проводов, мы сделали ставку на оптоволокно. Наличие собственного оператора, работающего с оптическим кабелем, дало нам понимание, что действительно нужно клиентам Fibertool, и позволило тестировать, совершенствовать, а затем демонстрировать клиентам решения, уже реализованные и работающие на нашей площадке. В итоге Fibertool превратился в своего рода супермаркет для любой компании, работающей в сфере оптико-волоконных технологий. У нас клиенты находят не только отдельные компоненты, но и весь спектр оборудования для построения сетей, качественный сервис, а также услуги тестирования и обучения сотрудников.

– В какой момент вы поняли, что надо переходить к разработке более продвинутых технологий?

– Более 10 лет назад волоконно-оптический кабель стал активно использоваться для построения локальных сетей широкополосного доступа в стране, но я видел, что потенциал этой технологии гораздо шире. Наша компания много лет сотрудничала с научно-исследовательскими институтами, работающими в сфере волоконно-оптических технологий: мы работали с Дальневосточным федеральным университетом, участвовали в оснащении и запуске оптической лаборатории в его новом кампусе на острове Русский, аналогичные проекты осуществлялись в сотрудничестве с МГУ и другими ведущими вузами. Кроме того, я регулярно участвовал в качестве члена жюри в российских и международных конкурсах предпринимателей и стартапов. Общение в научной и экспертной среде привело меня к мысли, что надо самому заняться внедрением перспективных технологий на практике. Я основал новую компанию и начал собирать команду для работы в сфере оптоволоконных датчиков (FOS). Моя компания Optolex прошла тестирование и стала резидентом научного кластера «Сколково».

– В чем суть этой технологии?

– Самой идее использования оптического кабеля для регистрации вибраций уже много лет, но активное ее применение на практике началось лишь в последнее время, и наша компания Optolex сделала существенный вклад в этой сфере. Мы разработали аппарат, в котором датчиком выступает оптическое волокно на всей протяженности провода, а также запатентовали программу для анализа получаемых с него данных. С помощью алгоритмов нейронной сети она выделяет информацию обо всех шумах и колебаниях, регистрируемых волокном. В частности, мы разработали решение по использованию оптического кабеля для организации охранной системы протяженных объектов, например, аэропортов, трубопроводов. Кроме того, такие системы могут отслеживать состояние дорог, мостов и эстакад, чтобы планировать их своевременный ремонт.

– Где на практике уже используются ваши наработки?

– Нашими системами оснащены несколько аэропортов в СНГ. Один из крупных проектов, в котором мы в настоящее время участвуем, находится в Индии, где мы работаем над защитой трубопровода от незаконных врезок. Но сферы применения оптоволоконных технологий гораздо шире: к примеру, датчики могут измерять давление, оказываемое на дорожное полотно проезжающими по дороге грузовиками, сигнализируя о перегрузке и таким образом продлевая эксплуатацию дорог. Технология FOS может применяться как часть систем умных городов для управления городским движением.

– Какие у вас планы по развитию бизнеса?

– Оценивая тренды развития, такие явления, как интернет вещей, смарт-технологии, большие данные, промышленность 4.0, я вижу, что оптическое волокно, во-первых, является самым эффективным решением, чтобы обеспечить кратно растущие масштабы пересылаемых данных для развития новых технологий, а во-вторых, помимо сферы телекома, способно предложить эффективные решения для самых разных секторов экономики – строительства, транспорта, медицины, промышленности, добычи полезных ископаемых. Я часто общаюсь с предпринимателями и представителями бизнеса, работающими в этих сферах, и вижу высокий интерес к внедрению высокотехнологичных решений на базе волоконно-оптических технологий в самых разных отраслях. Поэтому мы продолжаем совершенствовать наши продукты и технологические решения, развивая собственное производство как в России, так и за рубежом.


Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1820
 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
2209
Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Наталья Савицкая

На конференции в Москве обсудят Концепцию воспитания ребенка в семье и международный опыт в этой сфере

0
6997
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
7683

Другие новости