РУСАЛ производит экологически чистую алюминиевую фольгу для любых упаковочных решений. Фото Reuters
Внедрение с 2024 года обязательной маркировки алюминиевых банок с напитками станет вызовом для российской пищевой индустрии. Такая маркировка должна содержать уникальный код, позволяющий потребителю получить полную информацию о происхождении, составе и сроке годности продукта. Для этих целей можно использовать бумажные наклейки, но участники рынка уверены: это не вариант – они неэстетичны и ненадежны. Вместо них куда предпочтительнее платинка – фольгированная алюминиевая мембрана, которая бесклеевым обжимным способом закрепляется на верхней части банки. Платинка обеспечивает гигиеничность упаковки, легко открывается, недорога, экологична и может служить эффективным маркетинговым инструментом.
Поэтапная обязательная маркировка различных категорий товаров стартовала в России с 2019 года. Нанесение специального двумерного матричного кода на упаковке помогает предотвратить распространение контрафакта и фальсификата. Через маркировку государственные органы контролируют весь путь движения товара – от производства до реализации конечному потребителю. Покупатели тоже могут по штрих-кодам проверить сведения о продукте – его происхождение, состав, срок годности.
С 2024 года такая маркировка станет обязательной и для алюминиевых банок. Вопрос в том, как ее наносить. На ПЭТ-таре и стеклянной бутылке маркировка более-менее отлажена – там клеят отдельный стикер на крышку либо наносят маркировку на этикетку. Руководитель сектора «Товары народного потребления» Алюминиевой ассоциации Наталья Куденкова уверена, что этот метод для алюминиевых банок неприменим ввиду отсутствия этикетки. Бумажные наклейки с кодами могут создать проблемы – их надежность под сомнением, кроме того, они неэстетичны. Выход в использовании так называемых платинок – фольгированных алюминиевых мембран, которые без клея обжимным способом закрепляются на верхней части банок.
Большинству россиян это название вряд ли известно, но на самом деле все они хорошо знакомы с такими крышками – их широко используют для того, чтобы запаять пластиковые стаканы с продуктами питания, в основном молочными: сметаной, йогуртами, мягкими сырами, мороженым и т.п. Чаще всего это круглая пластинка со специальным язычком: когда покупатель хочет вскрыть упаковку, он тянет за язычок и отрывает платинку от стакана.
Алюминиевая платинка давно и успешно применяется в молочной индустрии. Фото с сайта www.freepik.com |
А еще на платинку можно нанести не только требуемую законом маркировку, но и любые изображения и надписи. Это делает ее эффективным маркетинговым инструментом. Как отмечает Сергей Васильев из компании АФР, платинки завоевали популярность во многих странах мира, позволяя выделить товар в ряду однотипных банок на магазинном стеллаже. Исследования в Европе показали, что потребитель отдает предпочтение именно банке с платинкой, отмечая ее привлекательность и безопасность.
У платинки есть еще целый ряд преимуществ. Одно из главных – дешевизна. Стоимость крышки с печатью и нанесенным кодом маркировки составляет менее 1 руб.: это не скажется на цене товара, и потребитель экономически не пострадает. Технология вполне доступна. В России и Евразийском экономическом союзе сформирован пул производителей платинки. Кроме того, представлены решения компаний – интеграторов и поставщиков оборудования по нанесению платинки на банку. Так, компания АФР имеет в своем ассортименте различные машины производительностью от 1250 до 70 000 банок в час, которые могут быть интегрированы в любую производственную линию. Проблем с поставками и сервисным обслуживанием нет. Наконец, есть компании, которые успешно применяют технологию нанесения дата-матрикс кода на платинку в молочной индустрии.
Сырье для производства платинки – алюминиевая фольга – тоже российское и имеется в достатке. Сегодня объем рынка фольги в России составляет около 70–80 тыс. т ежегодно. Основной производитель – алюминиевая компания РУСАЛ, выпускающая фольгу толщиной от 4,5 до 240 микрон, гибкую упаковку на ее основе, алюминиевую ленту и фольгу для бытовых и технических целей. Фольга в России – традиционно один из самых популярных упаковочных материалов для пищевой, фармацевтической промышленности, товаров народного потребления. Алюминий обладает уникальными защитными и асептическими свойствами, пластичностью и прочностью.
С будущего года на всех алюминиевых банках должен стоять специальный код. Фото с сайта www.freepik.com |
В России платинка уже опробована в маркировке молочной продукции. А вот для алюминиевых банок это еще не столь распространенная технология. При этом ежегодно в стране производится и продается около 9 млрд алюминиевых банок. Сегодня в алюминиевой таре представлены отечественные производители питьевой воды, энергетических напитков, пива. Уровень насыщения рынка этим видом упаковки никак не пострадал в связи с уходом крупных иностранных производителей. Более того, к 2024 году объем производства вырастет на 2 млрд штук по сравнению с текущим объемом благодаря достройке новых производственных линий. И как раз в следующем году обязательным сопутствующим элементом алюминиевой банки должна стать маркировка. Кроме платинки, иных отечественных технических решений нанесения двумерного матричного кода на банку сегодня с такими опциями по гигиенической безопасности по большому счету нет.