В ведомстве Эльвиры Набиуллиной ускорение роста цен на услуги связали с отложенным спросом населения на отдых. Фото Сергея Бобылева/ТАСС
К концу текущего года средний рост цен на товары и услуги может превысить 10%, предупреждают некоторые экономисты. Потенциал будущего подъема инфляции создает постоянная девальвация рубля. И хотя власти сдерживают внутренние цены на продовольствие, будущий скачок цен может стать реальностью. О рисках подъема инфляции говорит и необычное соотношение темпов роста цен на товары и на услуги. За последний год цены на услуги в РФ поднялись в семь раз больше, чем подорожали продовольственные и непродовольственные товары. Эксперты прогнозируют дальнейший рост цен, так как ослабление рубля до сих пор не нашло отражения в ценниках. В ряде федеральных округов (ФО) годовая инфляция уже заметно выше общероссийской. Так, в Дальневосточном ФО по итогам мая рост цен ускорился до 3,5 против 3,39% месяцем ранее, сообщили в понедельник в ЦБ. Одна из причин ускорения инфляции – постепенный перенос в цены происходившего с начала 2023 года ослабления рубля.
В ведомстве Эльвиры Набиуллиной объясняют ускорение общероссийской инфляции действием разовых факторов. «С началом сезона отпусков подорожали поездки на море, что способствовало ускорению роста цен на услуги. Цены на продовольствие в мае, напротив, снизились, наиболее заметно – на плодоовощную продукцию», – сообщают в ЦБ.
Годовая инфляция в мае составила 2,51%, что на 0,2 процентных пункта (п.п.) выше значения прошлого месяца. В годовом сопоставлении рост цен на услуги ускорился. Непродовольственные товары начали дорожать, в то же время быстрее снижалась стоимость продовольствия. При этом цены на продовольственные товары в мае снизились на 0,9% год к году, непродовольственные – увеличились на 0,2%. А средние цены на услуги подпрыгнули на 11% к тому же периоду прошлого года.
Как объясняют в ЦБ, в мае ускоренно продолжили дорожать услуги туризма и пассажирского транспорта. «Их ценам свойственна повышенная волатильность вследствие сокращения в последний год предложения, а также в результате изменений в методологии наблюдения», – говорят в ЦБ. Быстро поднимались также цены на автомобили и средства связи. «Это связано с ослаблением рубля в условиях ограниченного предложения. Из-за увеличения дисконта цены российского бензина в рамках демпферного механизма и анонсированного снижения демпфирующих выплат в пользу производителей выросла стоимость бензина», – рассказывают в регуляторе. В то же время снизились цены на плодоовощную продукцию, наиболее заметно на огурцы и помидоры, отмечают в ЦБ.
Продолжительное ослабление рубля последние шесть месяцев пока не находит соразмерного отражения в ценах большинства конечных товаров и услуг. «Исключением являются отдельные товары и услуги, где спрос сохраняется на высоком уровне. Например, услуги зарубежного туризма, автомобили и смартфоны», – добавляют в ЦБ. Однако при активизации потребительского спроса перенос накопленного ослабления рубля в цены станет более заметным.
Независимые экономисты сомневаются, что годовая инфляция удержится в рамках таргета ЦБ по итогам года. Оснований для этого они видят несколько. Одно из них – это существенный инфляционный импульс в сфере услуг – 11% годовых. «С начала 2023 года экстремально (до 20% годовых) дорожают услуги пассажирского транспорта, рекордный разгон цен на услуги зарубежного туризма – 80% годовых, до 120% годовых растут экскурсионные услуги, санаторно-оздоровительные растут в цене до 9%, все прочие услуги в цене в среднем около 5,5–6,5% годовых, если оценивать трендовую инфляцию с начала 2023-го», – пишет в своем Telegram-канале Spydell_finance финансовый аналитик Павел Рябов.
Он при этом видит проблему как во внутреннем, так и во внешнем туризме, транспорте и связанных с ними услугах из-за огромного накопленного спроса за последние три года. «Сначала антиковидные ограничения 1,5 года, потом вмешался фактор СВО. Огромный отложенный спрос, накопленный буфер сбережений, плюс ограничения со стороны предложения по направлениям туризма», – рассказывает эксперт.
При этом продовольственную инфляцию ЦБ оценивает в 1,6% годовых с начала 2023-го, а непродовольственные товары – 1,7% годовых с начала года, продолжает Рябов. «Непродовольственные же товары на 80% зависят от импорта напрямую либо зависят от импортных комплектующих и оборудования в рамках локализации производства внутри России», – отмечает экономист, полагая, что столь низкая инфляция при 40-процентном ослаблении рубля с ноября 2022-го означает, что перенос валютной компоненты в цены еще впереди и это неизбежно.
Отложенный спрос на поездки разгоняет общий рост цен в стране. Фото РИА Новости |
«В 2023 году я ожидаю инфляцию порядка 5,5% и в целом не думаю, что в следующие годы инфляция может сильно выйти за рамки 6%», – сообщал гендиректор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Михаил Сухов. По его словам, цель по инфляции в 4%, с большой долей вероятности, будет достигнута даже в 2025 году, а не в следующем, как ожидает Центробанк. «Причина в том, что долгое время будут сохранять действие ряд факторов инфляционного давления, в том числе государственные расходы, бюджетный дефицит, к этому стоит добавить определенную инфляцию издержек со стороны импорта. При перестройке транспортных каналов дороже становятся затраты на транспорт и на обслуживание финансовых операций», – пояснил экономист.
По мнению ведущего аналитика «Открытие Инвестиции» Андрея Кочеткова, ЦБ РФ вполне обоснованно опасается разгона инфляции из-за слабого рубля. «По сути, слабый рубль заставляет производителей товаров и услуг заранее закладывать в ценах более слабый рубль, что для конечного потребителя выливается в стоимость на 10–15% выше той, которая могла бы быть при стабильном рубле», – говорит он.
Эксперт согласен с тем, что инфляция в сфере услуг долгое время была достаточно низкой и на фоне роста побочных расходов она разгоняется. «Дефицит импортных материалов, компонентов, товаров и так далее также приводит к росту цен. Сами поставщики импорта также оглядываются на рубль и заранее закладывают возможные риски. В случае цен на автомобили такая курсовая страховка может даже превышать 50%», – продолжает Кочетков.
Доцент РЭУ им. Плеханова Артем Люкшин напоминает, что девальвация национальной валюты не молниеносно сказывается на инфляции. Есть временной лаг, который может составлять несколько месяцев. «Множество товаров, которые приобретались за иностранную валюту в последние месяцы, только сейчас поставляются в Россию, поступают на внутренний рынок и реализуются по ценам, в которых учитывается фактор девальвации национальной валюты», – полагает он. Однако текущие условия и состояние курса рубля указывают на неизбежность ускорения инфляции осенью, продолжает экономист. Резкий рост годовой инфляции до 10%, по его мнению, самый пессимистичный сценарий.
Руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая не видит оснований для существенного ускорения годовой инфляции. «Важным фактором будет урожай этого года – пока продовольственный сектор оказывал преимущественно дезинфляционное влияние на цены за счет переходящих остатков рекордного урожая прошлого года и снижения мировых цен на продовольствие, но видно ускорение цен на мясопродукты и сахар», – отмечает она, сомневаясь, что по итогам года инфляция будет выше 6%.
«Ослабление нацвалюты может привести к росту инфляции. Но влияние данного фактора на инфляцию является ограниченным в силу профицита торгового баланса РФ. Кроме того, ослабление рубля, например, на 10% влияет на рост цен в значительно меньшей степени (порядка 2%)», – добавляет руководитель департамента бизнес-аналитики факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета Михаил Толмачев. Только с начала этого года рубль уже довольно сильно ослаб, с 72 до 84 к долл., то есть более чем на 15%, при этом инфляция не торопится разгоняться, замечает аналитик «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова.