Меры главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной особо влияют на решения и министра финансов Антона Силуанова, и министра экономического развития Максима Решетникова. Фото фонда «Росконгресс»
В экономической политике РФ наблюдается рассинхронизация: усилия правительства по восстановлению экономики наталкиваются на «препятствия» Центробанка (ЦБ). На это указали эксперты Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) и Института экономики роста им. Столыпина. Такая рассинхронизация имеет цену для бюджета. По оценкам экспертов, бюджетные расходы на поддержку доступности заимствований составляли от 400 до 700 млрд руб. в год, а в 2023-м они приблизятся к 600 млрд руб.
ИКСИ и Институт Столыпина предложили реформировать денежно-кредитную политику в РФ. «ЦБ часто использует такой термин, как «структурная перестройка экономики», однако не рассматривает возможность корректировки своей политики», – сообщается в докладе «Денежно-кредитная политика и новые вызовы экономического развития».
Они назвали большой проблемой «рассинхронизацию экономической политики». «Усилия правительства по восстановлению экономики наталкиваются на непреодолимое препятствие в виде политики Банка России, фактически выступающей в качестве искусственного ограничителя темпов роста экономики», – полагают эксперты.
«Для Банка России основными целями являются контроль над инфляцией и обеспечение стабильности финансовой системы. А для правительства РФ ключевыми являются вопросы социально-экономического развития, – отмечается в докладе. – Поэтому часто, и особенно в кризисных ситуациях, оказывается, что политика Банка России идет вразрез с политикой, проводимой правительством РФ».
«Правительству ежегодно приходится, например, закладывать значительные средства на субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, высокий уровень которых обусловлен политикой Банка России», – обратили внимание эксперты.
По оценкам, которые приводятся в докладе, «бюджетные расходы на поддержку доступности заимствований в последние годы составляют 400–700 млрд руб., в 2023 году – почти 600 млрд руб.».
Начальник отдела аналитических исследований ИКСИ Сергей Заверский объяснил «НГ», откуда получены цифры. «По оценке ИКСИ на основе данных Федерального казначейства, в 2019–2021 годах расходы федерального бюджета на обеспечение доступности заемных средств увеличились в 4,6 раза: в 2019-м они составляли 165,2 млрд руб., в 2020-м – 252,2 млрд руб., а в 2021-м – 763,2 млрд руб., – отметил он. – По оценке на основе законов о федеральном бюджете на соответствующие годы, в 2022 году плановый объем расходов на обеспечение доступности заемных средств достиг 380,9 млрд руб., а в 2023-м – уже 560,1 млрд руб.».
Расходы бюджета на выплату субсидий обычно имеют высокие показатели исполнения, поэтому можно ожидать, что плановые значения будут достигнуты, считает экономист. Речь идет в основном о субсидировании процентных ставок по кредитам для бизнеса (прежде всего в сельском хозяйстве, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности), а также по ипотечным кредитам и автокредитам для населения. Кроме того, в ряде случаев субсидии предоставляются компаниям, финансирующим инвестиционные проекты через выпуск облигаций, а также компаниям, приобретающим отдельные виды машин и оборудования в лизинг.
В частности, одной из тревог Центробанка действительно остается льготная ипотека, о чем глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила в четверг на Петербургском международном экономическом форуме. «Нас беспокоит высокий рост ипотеки, особенно с применением льготных программ», – заявила она. Так что регулятор может принять дополнительные меры для урегулирования этой ситуации, передает ТАСС.
Между тем, как считают авторы доклада, «ЦБ может и должен играть значимую роль в достижении национальных целей развития», статус мегарегулятора во многом предполагает необходимость проведения максимально согласованной с правительством политики. При этом, по их мнению, необходимо повысить статус и полномочия Национального финансового совета (НФС) внутри Банка России.
Как пояснил Заверский, необходимо оценивать ситуацию не только с позиции макрорегулятора или финансового сектора, но и более широко. «В целом ряде стран это решается через создание специального комитета по денежно-кредитной политике, в который включаются специалисты с различным опытом работы, в том числе внешние эксперты не из числа сотрудников Центрального банка. Возможно, в этом направлении стоит подумать и у нас», – полагает экономист.
В то же время НФС, по его уточнению, – это уже действующий орган, в него включены представители различных ветвей власти. «И имеет смысл сделать так, чтобы его роль в качестве площадки для реальных дискуссий существенно повысилась. Это позволит в большей степени синхронизировать экономическую политику», – считает он.
Сейчас НФС «реального влияния на денежно-кредитную политику оказывать не может», уточнил также директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. «Исходя из мировой практики такой совет должен быть расширен представителями бизнеса и независимыми директорами. Также можно рассмотреть возможность согласования им каких-либо решений ЦБ, связанных с экономическим ростом», – добавил Свириденко.
«Задачи Центрального банка и правительства большинства стран действительно в определенной степени различаются, – комментирует доклад доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Белянчикова. – Но нельзя забывать, что низкие темпы инфляции делают экономику более здоровой. Высокие процентные ставки стимулируют накопления и обеспечивают финансовую систему ресурсами для того же кредитования, а также могут стать источником инвестиций. Да и нынешнюю ставку в 7,5% нельзя назвать критически высокой».
Средства на компенсацию высоких процентных ставок по кредитам сегодня расходуются по двум основным направлениям: на поддержку значимых отраслей, в том числе сельского хозяйства и высокотехнологичных проектов, и на поддержку отдельных социальных групп населения. Оба направления важны, и выбранный механизм частичной компенсации процентных ставок можно считать рабочим, считает Белянчикова.
Ведь, по ее словам, директивное снижение ключевой ставки ЦБ на нынешнем этапе может привести к повышению темпов инфляции, к различным финансовым спекуляциям. И далеко не факт, что бизнес, в частности в розничной торговле, после того как получит доступ к дешевым кредитным ресурсам, тут же опустит цены, следует из пояснений эксперта.
В пресс-службе Центробанка тоже прокомментировали «НГ» доклад. Как сообщили в ведомстве, решения Банка России по денежно-кредитной политике направлены на поддержание ценовой стабильности, «в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».
Эти решения «в полной мере учитывают все действия правительства по другим направлениям экономической политики», уверил ЦБ. Ведь Банк России и правительство регулярно взаимодействуют для сопоставления оценок ситуации и тенденций.
Как уточнили в ведомстве, доказательством того, что меры, принимавшиеся с весны прошлого года и Центробанком, и правительством, были выверенными и соразмерными друг другу, служит следующий факт: «Текущие темпы роста цен сейчас близки к цели «вблизи 4%», при этом восстановление экономической активности произошло быстрее ожиданий».
«Более быстрое, чем ожидалось всеми, восстановление наряду с рекордными с 2013 года темпами роста кредита экономике, в частности корпоративного кредита, а также рекордно низкий уровень безработицы – все это говорит о том, что текущая конфигурация макроэкономической политики и уровень процентных ставок не сдерживают развитие экономики», – настаивают в ЦБ.
«Ошибочно рассматривать уровень процентных ставок в номинальном выражении, – продолжили в Центробанке. – Если повышенный уровень номинальных ставок связан с высокими инфляционными ожиданиями, то и корпоративные, и розничные заемщики будут наращивать заимствования, так как реальные ставки с поправкой на инфляцию для них выглядят умеренными. Ровно это сейчас и происходит».
Также в ЦБ считают, что «называть процентные расходы «расходами на поддержку доступности заимствований» неуместно». «Это текущая стоимость финансовых ресурсов на соответствующие сроки, которая отражает ожидания и опасения не столько самих банков, сколько их вкладчиков (так как источником ресурсов банков являются их вклады), а также инвесторов на рынке облигаций на соответствующие сроки. Единственный способ уменьшить эти опасения – наглядно продемонстрировать приоритетность ценовой стабильности, обеспечения сохранения покупательной способности рубля», – пояснили в Центробанке.
Так что снова во главу угла поставлена цель – поддержание инфляции вблизи 4%.