На фото Михаил Хардиков, Фото Мурад Багандов/Фотохост-агентство РИА Новости
Страны «Группы 20» (G20) придерживаются разных подходов к глобальной торговле и экономическому взаимодействию, что вредит мировой экономике. При этом одним из их общих приоритетов является зеленая повестка, а ее драйвером может выступить бизнес. Об этом шла речь на Региональном консультативном форуме «Деловой двадцатки», прошедшем в рамках Петербургского международного экономического форума.
Фрагментация мировой экономики – одна из главных проблем, которые стоят перед экономиками стран G20, отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. «Традиционные схемы глобализации, мягко говоря, трансформируются в более сложные отношения, в частности, в формирование макрорегиональных союзов, – подчеркнул он. – Если раньше приоритетом была инклюзивность глобальных цепочек добавленной стоимости, то теперь есть цепочки для своих, а для других – цепи». Из-за этого сокращаются темпы роста мировой экономики, и хотя экономические прогнозы по России улучшаются, нужно адекватно оценивать риски, констатировал он.
Настрой России в G20 – конструктивное обсуждение причин и путей преодоления кризисных явлений в мировой экономике, заявил заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук. «Опыт пандемии коронавируса наглядно показал хрупкость всей глобальной экономики. Это был форс-мажор. Но экономику дестабилизируют не только такие приходящие извне события, но и отдельные страны, которые вводят политически мотивированные односторонние ограничения и нарушают торговую деятельность», – отметил он.
По его словам, более активное участие развивающихся государств в международных производственных процессах критично для глобального экономического развития. Первостепенное внимание Россия уделяет развитию связей с надежными торговыми партнерами – дружественными странами, сказал Алексей Оверчук. «Мы видим, как наша экономика уже фактически переориентировалась на Восток и Юг», – отметил вице-премьер.
О приоритетах председательствующей в G20 Индии рассказал помощник секретаря Министерства иностранных дел страны, су-шерпа Индии в «Группе двадцатки» Шри Абхай Такур. Он, в частности, в первую очередь отметил тему экологии, движения к Net Zero – нулевым выбросам парниковых газов. «Все шире обсуждается изменение климата. Важно, чтобы зеленое развитие и развитие экономики шли рука об руку – мы не можем развивать что-то одно», – подчеркнул он. Для этого необходимо устойчивое развитие энергетического сектора: проблема в том, что некоторые страны, у которых большое количество ресурсов, могут активно использовать ископаемое топливо, но у Индии, африканских стран таких возможностей нет, заметил Шри Абхай Такур.
Руководитель энергетического бизнеса Эн+ Михаил Хардиков отметил в этой связи, что компания подтверждает все свои климатические обязательства: к 2035 году – сокращение выбросов на 30%, 2050 год – полная углеродная нейтральность. В энергетическом балансе необходим рост доли чистой энергии, и это не только солнце и ветер, но и гидроэнергия, заметил он. «Китай строит огромные ГЭС, хотя они иногда размещены довольно далеко от точек потребления. У нас же в сибири гидропотенциал освоен на 20%, а крупные промышленные центры и потребность в электроэнергии есть», – обратил внимание Михаил Хардиков. Все водохранилища Эн+ прошли международную сертификацию, углеродный след каждого - примерно 5-8 г CO2 на кВт-ч, притом что у газовой станции – 500 г, угольная – 800 тыс. «ГЭС точно соответствуют климатической повестке», – подчеркнул он.
Еще одно важное направление, по его словам, – использование новых технологий по сокращению выбросов, причем не только CO2. «Мы активно сотрудничаем с партнерами из Китая, изучаем их технологии очистки уходящих газов, как они занимаются углехимией. У нас есть интересные проекты, которые мы сможем презентовать во второй половине года», – сообщил Михаил Хардиков. Наконец, он призвал обратить внимание на повторное использование накопленных отходов. «В стране большие золоотвалы, но только 10% золы применяется повторно, а в Китае – 67%, в Индии – 40%. Мы в дорожном строительстве при отсыпке полотна добываем из земли новый материал, вместо того чтобы утилизировать отходы», – отметил он. Бизнес готов в конкретных инициативах показать, как ESG-повестку можно применять на практике экономически эффективно, резюмировал Михаил Хардиков.
В свою очередь, президент, главный исполнительный директор Американской торговой палаты в России Роберт Эйджи подчеркнул, что целей противодействия изменению климата невозможно достичь без участия России. Точно так же, как решения еще одной глобальной проблемы – продовольственной безопасности. «Невозможно добиться этого без удобрений, при этом инициируются санкции, которые блокируют их экспорт из России, что ведет к росту цены и как следствие – ухудшению продовольственной безопасности», – констатировал он.