Иллюстрация © «Главстрой»
Сфера ритейла и производства товаров в России претерпела изменения после ухода иностранных компаний в ответ на новые настроения потребителей, к которым FMCG-сектор особенно чувствителен.
Так, в начале 2022 года россияне стали активно скупать товары на фоне начала СВО. К 2023 году спрос пришел в норму. На сегодняшний момент, как показывают результаты исследований Центра изучения потребительского поведения Роскачества и ВЦИОМа, лишь 7% жителей заявили, что прекращение работы западных брендов ухудшит качество их жизни. Большинство – 68% – верят в российских производителей, что они смогут заместить продукцию и услуги ушедших с рынка компаний.
Одним из основных трендов в 2022-2023 годах стало изменение формата ритейла – продолжение развития маркетплейсов и переход от гипермаркетов к магазинам у дома. Причиной этому стало снижение трафика в торговых центрах. Аналитики рынка отмечают, что до февраля прошлого года доля арендаторов их других стран в средних ТЦ составляла 30%, а в наиболее крупных – более 45%. По мнению вице-президента Союза торговых центров Павла Люлина, в ТЦ ведется отсчет посещаемости от эталонного 2019 года, так вот за прошедшие годы в регионах потеряно порядка 25% посетителей, а в Москве и того больше.
«Ритейл постепенно перемещается в спальные районы в связи со снижением трафика в торговых центрах. В первую очередь переезжают шоурумы техники, мебели, текстиля. Уже сейчас они занимают локации в пешей доступности от метро, затем будут продвигаться в глубину населенных районов, хорошо обеспеченных общественным транспортом. Девелоперы активно используют эту тенденцию, отдавая в аренду коммерческие площади на первых этажах жилых зданий», – рассказывает руководитель управления арендных отношений «Главстрой» Анна Ковязина.
Однако смещение фокуса на локализацию спроса в рамках концепции 15-минутного города больше связано с развитием инфраструктуры мегаполисов, нежели с уходом западных компаний. Например, в Москве благодаря открытию двух ключевых транспортных магистралей: Большой кольцевой линии метро (БКЛ) и Московского центрального кольца (МЦК) кардинально изменились маршруты горожан. Увеличился трафик в жилых микрорайонах, расположенных ближе к МКАД, а вместе с ним спрос на услуги сервисно-бытового обслуживания.
В составе жилых комплексов растет доля общепита, что является следствием тренда на питание «вне дома». Как отмечают в «Главстрое», почти 80% покупателей квартир хотели бы, чтобы в доме или рядом с ним была кофейня или пекарня, 51% – ресторан, 47% опрошенных интересуют пункты выдачи товаров, супермаркет, 38% не отказались бы от винотеки в пешей доступности.
Рынок недвижимости активно меняется под влиянием новых сценариев поведения целевой аудитории, изменяя форматы жилья под ее запросы. В Москве более 72% покупателей при принятии решения о приобретении квартиры в жилом квартале бизнес-класса делают акцент на обширную инфраструктуру, расположенную на первых этажах. Данная характеристика по своему влиянию на покупку приближается к транспортной доступности локации.
Тренды задают и сами города. Москва активно развивает бывшие промзоны и благоустраивает набережные. В мегаполисах появляются креативные пространства, благоустроенные зоны и парки, где покупателям круглый год нужен здоровый перекус. Продуктовый ритейл уже отреагировал на новые веяния. К примеру, «ВкусВилл» разместил вендинговые установки на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге, на горнолыжном курорте на Красной Поляне и изучает новые локации.
На экономические вызовы российские производители продуктов, в свою очередь, ответили выпуском новинок, которые понравились россиянам, востребованы на рынке и могут конкурировать с западными аналогами.
Для многих отечественных производителей, которые не могли попасть на полки розничных сетей, в 2022 году открылось окно возможностей, сейчас этот тренд усиливается. Если раньше им было проще отправлять товары в страны СНГ, чем выполнять жесткие условия договоров ритейлеров, то сейчас все иначе. Их ждут на полках с их брендами. К июлю прошлого года доля локальных продуктов питания и товаров повседневного спроса в структуре продаж торговых сетей достигла 83% против 79% годом ранее, подсчитали в NielsenIQ.
«Около 47% покупателей хотят приобретать продукты в продовольственных категориях от местных производителей, 15% – в непродовольственных: локальный патриотизм характерен для наших потребителей», – отмечает заместитель руководителя Российской системы качества Юлия Михалева.
Рынок недвижимости тоже видит перспективы в качественном ритейле, ведь его наличие в самом доме или рядом с ним увеличивает стоимость квадратного метра жилья на 15-20%.