0
1675
Газета Экономика Интернет-версия

14.06.2023 15:58:00

Ритейл переезжает ближе к дому

Тэги: торговля, ритейл, супермаркет, магазин, недвижимость


торговля, ритейл, супермаркет, магазин, недвижимость Иллюстрация © «Главстрой»

Сфера ритейла и производства товаров в России претерпела изменения после ухода иностранных компаний в ответ на новые настроения потребителей, к которым FMCG-сектор особенно чувствителен.

Так, в начале 2022 года россияне стали активно скупать товары на фоне начала СВО. К 2023 году спрос пришел в норму. На сегодняшний момент, как показывают результаты иссле­дований Центра изучения потребитель­ского поведения Роскачества и ВЦИОМа, лишь 7% жителей заявили, что прекращение работы западных брендов ухудшит качество их жизни. Большинство – 68% – ве­рят в российских производителей, что они смогут заместить продукцию и услуги ушедших с рынка компаний.

Одним из основных трендов в 2022-2023 годах стало изменение формата ритейла – продолжение развития маркетплейсов и переход от гипермаркетов к магазинам у дома. Причиной этому стало снижение трафика в торговых центрах. Аналитики рынка отмечают, что до февраля прошлого года доля арендаторов их других стран в средних ТЦ составляла 30%, а в наиболее крупных – более 45%. По мнению вице-президента Союза торговых центров Павла Люлина, в ТЦ ведется отсчет посещаемости от эталонного 2019 года, так вот за прошедшие годы в регионах потеряно порядка 25% посетителей, а в Москве и того больше.

«Ритейл постепенно перемещается в спальные районы в связи со снижением трафика в торговых центрах. В первую очередь переезжают шоурумы техники, мебели, текстиля. Уже сейчас они занимают локации в пешей доступности от метро, затем будут продвигаться в глубину населенных районов, хорошо обеспеченных общественным транспортом. Девелоперы активно используют эту тенденцию, отдавая в аренду коммерческие площади на первых этажах жилых зданий», – рассказывает руководитель управления арендных отношений «Главстрой» Анна Ковязина.

Однако смещение фокуса на локализацию спроса в рамках концепции 15-минутного города больше связано с развитием инфраструктуры мегаполисов, нежели с уходом западных компаний. Например, в Москве благодаря открытию двух ключевых транспортных магистралей: Большой кольцевой линии метро (БКЛ) и Московского центрального кольца (МЦК) кардинально изменились маршруты горожан. Увеличился трафик в жилых микрорайонах, расположенных ближе к МКАД, а вместе с ним спрос на услуги сервисно-бытового обслуживания.

В составе жилых комплексов растет доля общепита, что является следствием тренда на питание «вне дома». Как отмечают в «Главстрое», почти 80% покупателей квартир хотели бы, чтобы в доме или рядом с ним была кофейня или пекарня, 51% – ресторан, 47% опрошенных интересуют пункты выдачи товаров, супермаркет, 38% не отказались бы от винотеки в пешей доступности.

Рынок недвижимости активно меняется под влиянием новых сценариев поведения целевой аудитории, изменяя форматы жилья под ее запросы. В Москве более 72% покупателей при принятии решения о приобретении квартиры в жилом квартале бизнес-класса делают акцент на обширную инфраструктуру, расположенную на первых этажах. Данная характеристика по своему влиянию на покупку приближается к транспортной доступности локации.

Тренды задают и сами города. Москва активно развивает бывшие промзоны и благоустраивает набережные. В мегаполисах появляются креативные пространства, благоустроенные зоны и парки, где покупателям круглый год нужен здоровый перекус. Продуктовый ритейл уже отреагировал на новые веяния. К примеру, «ВкусВилл» разместил вендинговые установки на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге, на горнолыжном курорте на Красной Поляне и изучает новые локации.

На экономические вызовы российские производители продуктов, в свою очередь, ответили выпуском новинок, которые понравились россиянам, востребованы на рынке и могут конкурировать с западными аналогами.

Для многих отечественных производителей, которые не могли попасть на полки розничных сетей, в 2022 году открылось окно возможностей, сейчас этот тренд усиливается. Если раньше им было проще отправлять товары в страны СНГ, чем выполнять жесткие условия договоров ритейлеров, то сейчас все иначе. Их ждут на полках с их брендами. К июлю прошлого года доля локальных продуктов питания и товаров повседневного спроса в структуре продаж торговых сетей достигла 83% против 79% годом ранее, подсчитали в NielsenIQ.

«Около 47% покупателей хотят приобретать продукты в продовольственных категориях от местных производителей, 15% – в непродовольственных: локальный патриотизм характерен для наших потребителей», – отмечает заместитель руководителя Российской системы качества Юлия Михалева.

Рынок недвижимости тоже видит перспективы в качественном ритейле, ведь его наличие в самом доме или рядом с ним увеличивает стоимость квадратного метра жилья на 15-20%.


Читайте также


Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 13.01.25

0
4290
Зачем Мелони летала во Флориду

Зачем Мелони летала во Флориду

Александр Тараканов

Премьер Италии продемонстрировала образец "дипломатической эквилибристики"

0
6987
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
11313
Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Ольга Соловьева

Китай взял противоположный России экономический курс

0
10089

Другие новости