Реестр турпутевок может обернуться ростом цен на поездки. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru
Единый реестр проданных россиянам туристических путевок должны были запустить еще до 2018 года. Система электронных путевок могла бы защитить интересы российских туристов и сократить использование непрозрачных схем в отечественной туристической отрасли. Однако интересы лоббистов оказались гораздо сильнее общественных. Поэтому введение норм об ответственности туроператоров при внесении ими данных в единую информационную систему «Электронная путевка» снова перенесено – теперь до сентября 2024 года. Об этом сообщила пресс-служба Минэкономразвития. Параллельно был отозван законопроект об определении штрафов для компаний, нарушающих сроки внесения данных в систему. Наказывать компании предлагалось штрафом до 1 млн руб. Отсрочка на год при этом касается только операторов внутренних направлений. Эксперты прогнозируют, что вывод турбизнеса из полутени приведет к подорожанию путевок в РФ.
«В Госдуме рассматривались поправки к законопроекту об особенностях расторжения договора о реализации турпродукта в условиях частичной мобилизации, которые в том числе предусматривают, что ответственность за невнесение сведений в «Электронную путевку» наступает для туроператоров в сфере внутреннего туризма 1 сентября 2024 года», – говорится в сообщении ведомства Максима Решетникова.
В министерстве отметили, что на внутреннем рынке работают около 4 тыс. туроператоров, многие из которых – некрупные компании, не имеющие своих информационных систем. «Для таких туроператоров процесс адаптации к системе «Электронная путевка» проходит дольше. В связи с этим Госдумой и Минэкономразвития после неоднократных консультаций с отраслью принято решение поддержать туроператоров в сфере внутреннего туризма и дать им еще год для подготовки к включению в систему «Электронная путевка», – объяснили в Минэкономразвития.
Нынешний перенос сроков создания единого реестра проданных туров – далеко не первый. Ведь запуск «Электронной путевки» анонсировался еще с 2018 года. (Правда, в прошлые годы откладывание запуска электронных путевок объясняли не мобилизацией, а какими-то другими объективными причинами). Одним из последних сроков запуска системы электронных путевок чиновники называли март 2024 года.
«Электронная путевка» – это система, в которую туроператоры должны вводить подробные данные каждого проданного тура и его стоимость. При этом сроки введения ответственности за невнесение данных в систему для туроператоров должны были бы наступить 1 сентября 2023 года. Участники рынка отмечали, что задачи системы шире: это механизм экономического и статистического наблюдения. «Электронная путевка» должна была обелить рынок и обеспечить прозрачность деятельности агентов.
Электронный реестр турпутевок чиновники разрабатывают уже много лет. Еще в 2015 году Ростуризм объявил своей целью контроль за отраслью и защиту каждого потребителя. Чиновники, в частности, подозревали, что туроператоры выездных направлений могли занижать число своих туристов и тем самым экономить на отчислениях в те фонды, из которых должна будет выплачиваться компенсация при банкротстве компаний. Аналогичные подозрения были и в отношении операторов внутренних направлений.
С 1 января 2018 года запускается система «Электронная путевка», – сообщалось в 2017 году на официальном сайте Государственной думы. «Электронная путевка» станет государственным инструментом по регулированию туррынка, с ее внедрением появится возможность оперативного получения точных данных о количестве граждан, отдыхающих в других странах, сроках их пребывания, датах вылета и отелях», – рассказывал тогда зампред думского комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов.
Однако почти каждые полгода находились все новые и новые объективные причины для фактического отказа внедрения электронных путевок. Среди таких причин называлась то «смена оператора», то пандемия, то очередная смена правительственного куратора, то (как сегодня) «частичная мобилизация».
Сегодняшняя схема внедрения «Электронной путевки» вызывает множество вопросов у заинтересованных лиц. Эксперты и представители отрасли скептически оценивают перенос сроков запуска системы. «В целом без сведений от туроператоров по внутреннему туризму эта система теряет свой смысл», – говорит глава правового комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов. «На выездном туризме у нас работает много смешанных туроператоров, которые занимаются и турами по России, и приемом иностранцев, и отправлением за рубеж. И им будет труднее сегментировать договоры», – рассуждает он. Эксперты указывают, что для большинства компаний ничего не меняется и сроки запуска – 1 сентября этого года – останутся прежними, так практически все крупные компании продают туры и по России, и за рубеж.
«Туроператоров по внутреннему туризму почти в 10 раз больше, чем по въездному. И большая их часть – это малые и средние предприятия, не располагающие техническими средствами автоматизированной выгрузки данных», – объяснял гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Внедрение системы предполагает подключение всех участников рынка, однако у части региональных туроператоров по внутреннему туризму сейчас просто нет возможности нести дополнительную финансовую нагрузку по установке программного обеспечения и его тестированию, отмечают «НГ» в компании «Интурист». По подсчетам, на оборудование одного рабочего места к системе нужно около 50 тыс. руб. «Крупному туроператору, который отправляет по миллиону человек в Турцию, таких рабочих мест нужно минимум 20. И есть компании, которые могут выделить на это деньги. А есть те, где работают три человека, и для них даже 50 тыс. – это значительные расходы. Создаются неравные условия», – объясняет редактор портала Profi. travel Антон Тримайлов. И он не считает 50 тыс. руб. конечной стоимостью подключения. Между тем сторонние наблюдатели предполагают, что расходы по внедрению электронных путевок будут переложены на конечных покупателей.
«На рынке внутреннего туризма появляется множество небольших фирм с небольшим штатом и зачаточным уровнем цифровизации бизнеса. Для них поддержание формата электронных путевок затруднено технически плюс потребует дополнительных расходов. А введение штрафов в тот момент, когда внутренний туризм требует поддержки, было бы не самым разумным решением. Кроме того, вытеснение с рынка небольших игроков могло бы привести к удорожанию путевок для россиян», – рассуждает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.
«Электронная путевка» создавалась для того, чтобы государство знало, сколько у какого туроператора туристов сейчас находится за границей. Это было необходимо на случай банкротства или непредвиденных ситуаций. А также чтобы соотносить обороты туроператоров и объемы их страхового покрытия», – напоминает Сергей Ромашкин. И сейчас он считает необходимым объяснить, для чего внутренним туроператорам необходимо выгружать данные о своих продажах в единую систему.
Новая программа электронных путевок была разработана Ростуризмом, напоминает член генсовета «Деловой России», исполнительный директор Ассоциации операторов индустрии развлечений и игорного бизнеса России (АИРИС) Дмитрий Анфиногенов. Сейчас идет доработка проекта с ориентацией на практические запросы туроператоров. «После принятия законопроекта, например, выяснилось, что в новой системе не отлажена автоматическая интеграция данных и остро встает вопрос защиты персональных данных. Пока не ясно, кто несет ответственность в случае утечек или технического сбоя», – отмечает Афиногенов.
«Электронная путевка не заработала раньше в связи с множеством факторов. Сюда относятся и технические проблемы, и пандемия, и нынешняя мировая обстановка. По факту туристический рынок живет в более или менее стабильных условиях только первый год за последние 3,5 года», – напоминает доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Плеханова Роман Гареев. И основная причина переноса – неготовность туроператоров. «Вероятнее всего, так как первоначально идея электронной путевки исходила от Ростуризма (которого больше нет), то с переходом всех вопросов туризма в Минэкономразвития случилось непонимание, зачем она нужна и для кого», – добавляет эксперт.
Гендиректор Space Travel Артур Мурадян сообщал, что система уже не соответствует нынешним бизнес-реалиям. «Если это не турпродукт, а какая-то отдельная услуга, на которую заключается свой договор, то в систему она не попадает. А теперь посмотрите: в связи с существующими сложностями с проведением платежей за рубеж практически все туроператоры по выезду просто вынуждены были завести несколько юрлиц. Просто потому, что через одно лучше проходит оплата билетов, через другое – оперативно поступают деньги в конкретный отель. Это квазидробление услуг, но по-другому в условиях санкций работать уже нельзя», – отмечает Мурадян. И отмечает, что туроператоры до сих пор не получили от государства необходимых разъяснений.