0
5611
Газета Экономика Печатная версия

01.06.2023 20:59:00

После шока-2022 россиянам обеспечили сладкую жизнь

Непродовольственная розница продолжила усыхать, несмотря на успехи поставщиков и производителей

Тэги: товары повседневного спроса, ассортимент, новеы бренды, продовольствие, параллельный импорт, розничная торговля

Все статьи по теме "Санкционные войны"

товары повседневного спроса, ассортимент, новеы бренды, продовольствие, параллельный импорт, розничная торговля В сегменте алкогольной продукции появилось много новых брендов. Фото агентства «Москва»

Индустрия товаров повседневного спроса пережила «беспрецедентную трансформацию ассортимента», сообщили аналитики NielsenIQ, отметив, что в 2022 году появилось почти 10,5 тыс. новых брендов. Правда, по их данным, большинство новинок представлены продовольственной группой – 9 из 10, а на непродовольственный сегмент приходится лишь 8%. Это несмотря на то, что потребителей в 2022 году очень сильно беспокоила ситуация с непродовольственными товарами. И именно в этом сегменте, казалось бы, и стоило предлагать больше альтернативных вариантов.

За последний год на российском FMCG-рынке (Fast-Moving Consumer Goods – товары повседневного спроса) появилось 10 460 новых марок.

В итоге каждую седьмую марку можно назвать новинкой. Такие данные приводят аналитики NielsenIQ в исследовании, посвященном российской рознице.

Уточняется, что эти данные учитывают случаи, когда уже существующие производители переходили в новые для себя ниши, но не учитывают появление собственных торговых марок (СТМ) розничных сетей. Добавим: СТМ часто появлялись на полках магазинов и до всех пертурбаций, которые пережил рынок в прошлом году; видимо, из-за этого их и убрали из рассмотрения.

Если же говорить именно о новых брендах, то это были не только российские альтернативы, но и продукция зарубежных производителей, локализовавшихся в стране, следует из исследования. Авторы делают вывод о «беспрецедентной трансформации ассортимента» в индустрии товаров повседневного спроса.

Однако некоторые детали, выявленные аналитиками, все же удивляют. «В структуре новинок большинство товаров представлены продовольственной группой: 9 из 10 появившихся марок относятся именно к ней, – сообщается в материалах исследования. – В то время как на непродовольственный сегмент приходится только 8% от общего числа запусков».

Наиболее результативными категориями с точки зрения внедрения новых брендов стали прохладительные напитки, алкоголь, молочные товары и кондитерские изделия – «суммарно в этих индустриях появилось сразу 80% всех новинок 2022 года».

Такая трансформация рынка представляется отчасти даже нелогичной. Ведь импортозамещение в продовольственном сегменте и так, еще до 2022 года, показывало хорошие результаты, а паника потребителей в прошлом году касалась именно непродовольственного сегмента.

Люди, опасаясь дефицита, скупали средства личной гигиены, бытовую химию, медицинские товары и т.п., что приводило к скачкообразным изменениям цен на такую продукцию. Условные шоколад, лимонад, глазированные сырки и алкоголь тоже, конечно, волновали некоторые категории потребителей, но, как можно было судить, в меньшей степени.

Так что именно в непродовольственном сегменте и можно было бы ожидать появления множества новых брендов. Возможно, этому отчасти «помешал» параллельный импорт, который позволил сохранить на полках магазинов многие привычные покупателям товары.

«Драйвером роста спроса в непродовольственном сегменте стал параллельный импорт, – комментирует исполнительный директор компании Lemon.online Марина Кашина. – Если при параллельном импорте удалось сохранить приемлемую цену, то потребители оставались в дальнейшем лояльными к этому бренду. В обратном случае они искали замену».

По данным Росстата, по итогам января–апреля оборот розничной торговли непродовольственными товарами продолжил падать с опережением продовольственной розницы: в сопоставимых ценах он сократился на 5,4% к тому же периоду 2022-го, тогда как продовольственная розница просела на 1,6%. Хотя за отдельно взятый апрель в годовом сопоставлении непродовольственная розница показала резкий рост на 11,7% при увеличении продовольственной розницы на 3,3%. Сказался эффект низкой базы прошлогоднего апреля.

Если говорить в целом про импорт, а не только про параллельный, то он сейчас активно растет. Как сообщил в четверг временно исполняющий обязанности главы Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, за пять месяцев этого года рост составил 9% по отношению к тому же периоду 2022-го.

Если же говорить только про параллельный импорт, то, как ранее сообщал глава Минпромторга Денис Мантуров, планируется сокращать перечень товаров, ввозимых по параллельному импорту, чтобы мотивировать местных производителей (см. «НГ» от 18.05.23).

Другая деталь, выявленная аналитиками NielsenIQ, тоже вызывает вопросы. Они сообщают, что «серьезного сужения ассортимента на полках магазинов не произошло», однако в презентации приводят данные, из которых следует, что в прошлом году ассортимент продовольственных товаров сузился почти на 7%, а непродовольственных – даже более чем на 16%.

Такие выводы ожидаемо вызвали возражения у представителей отрасли. Как сказал «НГ» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев, «торговые сети – члены АКОРТ не отмечают сокращения ассортимента, и это справедливо как для продовольственного, так и непродовольственного сегмента».

«В прошлом году российский рынок покинули более 14 тыс. зарубежных товаров, их удалось заместить в короткие сроки», – продолжил он. Важное уточнение, которое как раз могло остаться незамеченным аналитиками NielsenIQ: «Наши продовольственные сети выпустили в прошлом году в среднем по 925 СТМ-новинок, – сообщил Караваев. – Это не только продовольственные товары, но и бытовая химия, товары для ухода за собой, декоративная косметика».

Хотя он также признал, что в отдельных категориях – таких, как, к примеру, сладкие газированные напитки или алкоголь – уход зарубежных брендов оказал более масштабное влияние, освободив на полке много места для новых марок.

Помимо этого, по его словам, значительно расширили ассортимент федеральные ретейлеры в таких сегментах, как одежда, бытовая техника и электроника. «Появляются новые марки, наращивают свое присутствие и усиливают позиции производители из Китая и Турции», – продолжил Караваев.

При этом представители отрасли по-разному оценивают ситуацию не только в крупных секторах, будь то вся продовольственная или непродовольственная розница, но и в отдельных сегментах – допустим, на рынке одежды.

«На российском рынке одежды в прошлом году было очень сильное падение. Хотя предполагалось, что, напротив, рынок должен вырасти. Рост наблюдался только у сильных сетевых брендов. Все остальные, в том числе бренды российских дизайнеров, демонстрировали снижение, потому что сократился трафик в торговых центрах», – утверждает член генсовета «Деловой России», президент группы компаний Local Retail Group Анна Паначева. Тем более что одежда – товар не самой первой необходимости.

Между тем, как ранее прогнозировал Минпромторг, отечественные бренды одежды станут флагманскими и заполнят торговые центры страны в течение двух-трех лет. А о том, что новые российские бренды одежды уже сейчас помогают заполнить пробелы в ассортименте, образовавшиеся после ухода иностранных поставщиков, пишут в том числе аналитики западного агентства Reuters. 


Читайте также


В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

Анастасия Башкатова

Торговые сети настаивают на том, что их наценки обусловлены издержками, а не гонкой за прибылью

0
3890
Константин Ремчуков. В Китае рост ожирения и онкозаболеваний среди молодежи связывают в том числе с переходом на западный образ жизни

Константин Ремчуков. В Китае рост ожирения и онкозаболеваний среди молодежи связывают в том числе с переходом на западный образ жизни

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 02.09.24

0
23181
Торговля в Курской области перешла на особый режим...

Торговля в Курской области перешла на особый режим...

Михаил Сергеев

Минсельхоз не ждет резкого подорожания продуктов

0
5763
Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
2970

Другие новости