Фото Reuters
Потребительский спрос и оценки материального положения граждан в мае 2023 года оказались хуже, чем в апреле. Об этом говорят последние опросы общественного мнения, а также предварительные данные платежных систем о сокращении покупок за последние недели.
Результаты опросов населения об оценках своего материального положения разительно отличаются от официальной экономической статистики. Чем больше падают реальные доходы населения и сокращается ВВП, тем больше появляется граждан, которые в целом неплохо оценивают свое материальное положение. Опрос Фонда общественного мнения (ФОМ) показал, что в мае 2023 года 18% респондентов назвали свое текущее материальное положение плохим, хотя еще год назад таких было 22%. В доковидном 2019-м 26% респондентов называли свое материальное положение плохим. А максимум негативных оценок своего материального положения (32%) приходился на весьма благополучный 2010 год.
Хорошим называют свое материальное положение сегодня 26% россиян. А год назад таковых было 22%. А в благополучном 2010 году только 7% россиян называли свое материальное положение хорошим.
На вопрос о том, как изменилось положение за последние два-три месяца, 10% респондентов ответили, что оно улучшилось. У 19% опрошенных в мае нынешнего года положение ухудшилось, и это значительно лучше, чем было год назад. Россияне уже не первый месяц смиряются с плохим материальным положением и выражают повышенный оптимизм (см. «НГ» от 04.12.22).
В конце апреля опрос финансовой онлайн-платформы Webbankir сигнализировал, что более трети россиян оценивают свое финансовое положение как хорошее или отличное, но более 70% утверждали, что экономят на продуктах питания. Из того опроса следовало, что 43,5% респондентов оценивают свое матположение как удовлетворительное, хорошим его называли 30,7% опрошенных, а отличным – 9,5%. Плохим свое положение считают 8,8%, а 7,5% – очень плохим. О нехватке средств даже на базовые продукты сообщили 7,7% опрошенных. 35,4% говорили, что не все товары, представленные в магазинах, им по карману, 28,2% отмечали, что покупают «все, что понравится, но по акциям», и только 28,7% участников исследования совсем не экономят на питании.
Потребительский спрос в России постепенно увеличивается и уже приближается к докризисным уровням, заявил недавно директор департамента ЦБ РФ Кирилл Тремасов. «С начала этого года мы видим восстановление потребительской активности, она носит поступательный характер – от месяца к месяцу картина улучшается, но если сравнивать с докризисными уровнями, то пока, наверное, все-таки потребительский спрос чуть слабее, но приближается к докризисным уровням», – сказал он. Тремасов напомнил, что потребительский спрос был слабым начиная со второй половины марта прошлого года, и ситуация сохранялась до конца 2022-го.
Заявления об улучшении материального положения россиян нередко можно услышать от российских чиновников. Министр труда и социальной защиты Антон Котяков рассказывал депутатам, что родителям почти 7 млн детей назначили единое пособие с начала 2023 года (в том числе его получают более 200 тыс. беременных женщин). Также, по его словам, россиян ждет опережающий рост минимального размера оплаты труда (МРОТ), который к 2030 году превысит прожиточный минимум на 30%.
Три четверти (74,1%) опрошенных представителей компаний малого бизнеса сообщили, что увеличили расходы на оплату труда (зарплаты и премии) в 2023 году, говорится в исследовании Русской школы управления (РШУ) и сервиса учета финансов «ПланФакт». Более половины компаний (58%) связывают увеличение расходов с повышением уровня оплаты труда, 24,6% – с увеличением численности персонала. О снижении расходов из-за сокращения штата говорят 13% опрошенных, а из-за уменьшения размера оплаты труда – 4,3%», – отметили эксперты.
Реальный потребительский спрос в мае явно «сдувается», пишет Telegram-канал Macro Markets Inside (MMI), который основал Тремасов. Они приводят данные Сбериндекса, согласно которым расходы россиян на товары и услуги с 22 по 28 мая увеличились в номинале на 7,3% в годовом выражении, а в предыдущие недели показатели были лучше – 9,3% и 7,8%. «Как мы и предполагали ранее, реальный (с учетом инфляции) потребительский спрос в мае по отношению к апрелю снижается. К тому же сокращаются и годовые темпы как к 2022, так и докризисному 2021 году», – пишут эксперты. Они отмечают слабый спрос в непродовольственных товарах и продолжение охлаждения в «довольно перегретых» темпах роста услуг.
Количество ответивших на вопрос: «Как вы считаете, ваше материальное положение
за последние два-три месяца улучшилось, ухудшилось или практически не изменилось?» в процентах. Источник: ФОМ |
Аналитики рейтингового агентства АКРА обращают внимание, что фактическое потребление не поспевает за ожидаемым. В 2022 году потребление домохозяйств в реальном выражении упало на 1,4% по сравнению с предыдущим годом, а реальные располагаемые доходы населения снизились на 1%, пишут они. Реальное потребление пока не достигло уровней конца 2021 года: в зависимости от анализируемого показателя можно говорить о разнице в 3–7%, пишут аналитики. По их мнению, конец февраля и начало марта 2023 года были более удачными для потребительского сектора, чем апрель и начало мая. Потребительские настроения домохозяйств в начале 2023 года росли существенно быстрее, чем фактическая склонность к потреблению. На товары и услуги в первом квартале расходовалась примерно такая же доля доходов, как и перед кризисом, хотя потребительские настроения, судя по результатам опросов, были лучше.
«Есть несколько важных причин того, почему динамика материального положения россиян в целом оценивается позитивно. Это – действенный параллельный импорт, с одной стороны, помощь государства – с другой, а также отсутствие сильных колебаний в экономике, которые могли бы вызвать резкое изменение в доходах граждан, – сказал «НГ» главред Telegram-канала «Полилог. Экспертиза» Александр Хазариди. – Произошла своеобразная стабилизация, общество и бизнес свыклись с санкциями и смогли подстроиться под работу в новых условиях. Общественное настроение стало спокойнее и рациональнее, чего нельзя было сказать еще зимой, когда ходили слухи о новой волне мобилизации».
Снижения потребления в горизонте двух-трех месяцев не произойдет, а летом в период отпусков показатели потребления могут даже подрасти, если не будет сильных общественно-политических потрясений», – говорит он.
«Майский опрос инФОМ, проводящийся по заказу ЦБ РФ, показал некоторое снижение индекса потребительских настроений (ИПН) после шести месяцев роста за счет ухудшения ожиданий респондентов (при незначительном изменении оценок текущего состояния). Тем не менее показатель ИПН близок к максимальным значениям с первой половины 2018 года, - сказала «НГ» руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая.
Результаты опроса могут говорить о том, что восстановление потребительского спроса, заметно сократившегося в прошлом году, может продолжиться, считает эксперт. «На последнем, апрельском заседании ЦБ РФ отмечалось начало постепенного снижения склонности населения к сбережению (этот вывод был сделан, исходя из оперативных данных о расходах населения, активизации спроса на кредиты и смягчении условий потребительского кредитования в марте, улучшения потребительских настроений и возвращение доли текущих рублевых счетов в средствах граждан к пиковым значениям конца 2021 года). С учетом роста реальных зарплат (по крайней мере, статистического) и накопленного в прошлом году объема сбережений, ЦБ РФ видел определенный риск, что модель поведения домохозяйств может быстро измениться от сберегательной к потребительской. То есть, помимо использования на потребление текущих доходов и кредитных средств, население начнет активно тратить сбережения. Тем не менее пока, на наш взгляд, потребление восстанавливается достаточно сдержанно», - говорит она.
Темпы восстановления потребления летом и осенью могут зависеть от доступности товаров (в том числе возможных логистических и санкционных затруднений), а также от развития ситуации с военным конфликтом, считает Беленькая.
«Если судить по индикаторам ломбардного бизнеса, то можно согласиться с результатами опросов ФОМ. Заметного всплеска количества заемщиков мы не отмечаем, доля предпочитающих скупку невысока, доля тех, кто исправно платит проценты или выкупает залоги остается стабильной в районе 80%», – сказал «НГ» генеральный директор «Мосгорломбарда» Алексей Лазутин.