Главе ЦБ Эльвире Набиуллиной и министру финансов Антону Силуанову удалось наладить продуктивный диалог по поводу бюджетного дефицита. Фото РИА Новости
Доля иностранцев на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ) РФ сократилась примерно до 11-летнего минимума, следует из данных Центробанка (ЦБ). Несколько лет главными покупателями ценных госбумаг выступают системно значимые кредитные организации (СЗКО), которые обеспечивали переток денег для покрытия бюджетного дефицита. С апреля в эту схему ворвалась еще одна мощная команда игроков – госкомпании.
Минфин на еженедельной основе по средам проводит аукционы по размещению ОФЗ. Как сообщило ведомство, 31 мая инвесторам будут предложены ОФЗ с постоянным купонным доходом с погашением в мае 2041-го и ОФЗ с переменным купонным доходом с погашением в апреле 2035 года в объеме остатков, доступных для размещения в каждом выпуске.
В целом за второй квартал Минфин планировал разместить ОФЗ в объеме 850 млрд руб. по номиналу.
Как при этом отчитался Центробанк, по состоянию на начало мая доля нерезидентов на рынке ОФЗ составила только 9,3%. Это минимальное значение за последние примерно 11 лет. Для сравнения: максимальных значений доля иностранцев в ОФЗ достигала в начале марта 2020-го – почти 35%. Затем эта доля пошла на убыль.
Последние несколько лет ключевыми покупателями российского госдолга выступают не просто локальные инвесторы, а прежде всего системно значимые кредитные организации. На это указывали и аудиторы Счетной палаты, и финансовые аналитики (см. «НГ» от 23.03.21, 20.12.22).
Причем, как полагали аналитики, в этом случае было уместно говорить об эмиссионном финансировании бюджетного дефицита. Можно напомнить, что еще весной 2021 года – за год до начала специальной военной операции, но тоже на фоне очередных витков санкционного давления на РФ – глава Минфина Антон Силуанов рассказывал о намерениях вступить в диалог с Центробанком, чтобы в случае введения санкций на российский госдолг регулятор предоставил банкам ликвидность для покупки ОФЗ.
И тем более эта схема стала еще востребованнее на фоне событий минувшего года. В конце 2022-го Минфин выходил с рекордным размещением выпусков облигаций, достигающим по номиналу 750 млрд руб. за один месяц, а не за квартал. Такие действия Минфина предварялись мерами ЦБ, который на аукционах РЕПО размещал в банках ликвидность. На нее банки могли выгодно купить ценные бумаги Минфина и обеспечить переток средств в бюджет.
Но теперь, весной этого года, кое-что изменилось. Сначала уточним, что, с одной стороны, как сообщается в материалах ведомства Эльвиры Набиуллиной, «большая часть ОФЗ принадлежит банковскому сектору (65,6% от объема бумаг в обращении)». «После ухода нерезидентов банки увеличили долю на первичном рынке ОФЗ. По итогам января–апреля 2023 года они выкупили 58,4% объема ОФЗ, размещенных на первичном рынке. Покупки осуществляли преимущественно системно значимые банки», – поясняет регулятор.
Однако, с другой стороны, если говорить отдельно про апрель, то, по сообщению Центробанка, «в отличие от предыдущих месяцев, когда наибольшие покупки на аукционах осуществляли СЗКО, основной объем размещений в апреле выкупили некредитные финансовые организации (преимущественно государственные компании) в рамках доверительного управления: 70% размещенных ОФЗ». При этом объем покупок со стороны СЗКО был минимальным – «9% всего объема размещений».
Это значит, что если в первом квартале 2023-го дефицит бюджета покрывался в основном за счет продажи ОФЗ банкам, СЗКО, то итоги второго квартала могут кардинально отличаться из-за апрельских изменений, пояснил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Указали эксперты и на то, что сейчас, на фоне текущих темпов инфляции в России, доходность ОФЗ для покупателей выглядит крайне привлекательно. По итогам апреля годовая инфляция составила лишь 2,3% – правда, это произошло прежде всего из-за эффекта высокой базы прошлого года, когда инфляция достигала двузначных показателей.
Но даже если этот эффект убрать из рассмотрения, то все равно по итогам 2023-го годовая инфляция прогнозируются Центробанком на уровне 4,5–6,5%, напомнил Чернов. «Доходность же ОФЗ варьируется от 7,5% до 10,5% годовых, в зависимости от срока их размещения и выпуска», – сообщил эксперт.
«Вся кривая ОФЗ торгуется с премией к наблюдаемой инфляции. Более того, при долгосрочной цели ЦБ по инфляции в 4% длинные ОФЗ с погашением, например, через 10 лет торгуются с доходностью выше 10% годовых. То есть присутствует большая премия в виде реальной положительной доходности. Это привлекательно для долгосрочных инвесторов», – говорит начальник управления «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин.
Однако выгодно ли Минфину так переплачивать по процентам? Как, например, считает аналитик компании «Финам» Алексей Ковалев, «в условиях неизменной или умеренно повышающейся ключевой ставки ЦБ размещение бумаг с переменным купоном сейчас гораздо выгоднее для Минфина в финансовом плане».
По его уточнению, на обслуживание флоатеров (облигаций с плавающим купоном) влияет прежде всего текущий уровень ключевой ставки ЦБ, а она сейчас ниже той премии примерно в 11%, которую в настоящее время приходится закладывать в стоимость классических ОФЗ с постоянным доходом.
Тут стоит напомнить, что в четвертом квартале 2022 года Минфин как раз активно размещал именно ОФЗ с плавающим купоном. И кстати, именно такие бумаги обычно наиболее популярны у инвесторов, так как они помогают нивелировать резкие скачки вверх ставки ЦБ. В этом году вплоть до мая ведомство ограничивалось классическими госбумагами, но уже с мая Минфин возобновил размещение ОФЗ с плавающим купоном.
Впрочем, как уточнил директор департамента «ИВА Партнерс» Артем Тузов, «ОФЗ не размещаются на один год, срок выпуска обычно составляет 10–15 лет». И хоть доходности ОФЗ сейчас значительно выше текущей инфляции, но на горизонте десятилетия инфляция может преподнести любые сюрпризы.