0
3693
Газета Экономика Печатная версия

30.05.2023 00:01:00

Социальный контракт выводит из бедности, но приводит к низким зарплатам

Борьба за границу прожиточного минимума в России зависит от статистических тонкостей учета

Тэги: минтруд, соцконтракт, бедность, мрот, трудоустройство, рабочие места, аудит, счетная палата

On-Line версия

минтруд, соцконтракт, бедность, мрот, трудоустройство, рабочие места, аудит, счетная палата Первый замглавы Минтруда Ольга Баталина уверена, что соцконтракт позволяет семье сформировать надежный источник дохода. Фото РИА Новости

Счетная палата (СП) объявила об эффективности социального контракта (СК), внедренного властями РФ для выведения нуждающихся из бедности: выйти из бедности удается примерно каждому четвертому соцконтрактнику. Но некоторые выявленные аудиторами детали наводят на мысль, что в ряде случаев преодоление бедности могло стать лишь статистической формальностью. Например, самое востребованное направление соцконтракта – поиск работы. В 2021–2022 годах наибольшее число граждан в рамках соцконтракта трудоустраивались там, где не нужна высокая квалификация. Примерно на 70% рабочих мест зарплаты были на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Социальный контракт, как напомнил в новом бюллетене Счетной палаты аудитор Сергей Штогрин, это соглашение о выделении субсидии, заключаемое между государством (в лице органа соцзащиты) и гражданином, который по независящим от него причинам имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе.

Соцконтракт может быть предоставлен по таким четырем направлениям, как поиск работы, включая обучение и переобучение; индивидуальная предпринимательская деятельность (ИПД); ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ); преодоление трудной жизненной ситуации. Цель – вывести человека из бедности на долгосрочную перспективу за счет обретения им постоянного источника дохода.

«По сути, социальный контракт – это пошаговая «дорожная карта» по выводу из малообеспеченности конкретной семьи. При этом гражданин берет на себя обязательства по выполнению тех мероприятий, которые предусмотрены программой социальной адаптации: прохождение обучения, стажировок, участие в собеседованиях и т.д.», – пояснила первый замминистра труда Ольга Баталина.

Первые эксперименты с этим механизмом проводились в отдельных регионах страны еще в начале 2000-х годов, напомнил Штогрин. Но активное продвижение такой поддержки началось с 2020 года в рамках пилотного проекта с участием 21 субъекта РФ, а с 2021 года этот механизм применяется уже в 84 регионах. По данным СП, в 2021–2022 годах на реализацию программы было направлено 63,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 51,6 млрд руб. За счет указанных средств заключено более 558 тыс. соцконтрактов.

Главный вывод аудиторов: социальный контракт оказывает положительное влияние на снижение бедности. «После завершения СК доходы в среднем повысились у 52,5% его участников в 2021 году и у 66% – в 2022 году», – сообщили аудиторы. При этом, по данным за 2022 год, примерно у каждого четвертого соцконтрактника среднедушевой доход не просто вырос, а превысил границы бедности.

Правда, некоторые детали наводят на мысль, что преодоление бедности даже при использовании такого эффективного механизма в ряде случаев может оказаться статистической формальностью.

Допустим, самым востребованным направлением соцконтракта стало содействие в поиске работы. По этому направлению в 2021–2022 годах было заключено 220 тыс. соцконтрактов, около 40% от общего числа СК. Это направление господдержки по разным показателям выглядит очень эффективным. Например, выяснилось, что из общей численности граждан, завершивших СК в 2021 и 2022 годах, в отношении которых в регионах проведена оценка, большинство (89%) продолжают работать через три месяца после завершения соцконтракта. Позитивный результат: люди сформировали источник дохода.

Если оценивать итоги по всем направлениям СК, то среди всех вышедших из бедности граждан около 40% приходится именно на тех граждан, которые заключали соцконтракт с целью поиска работы.

Но одновременно с этим, как сообщают в Счетной палате, «в 2021–2022 годах наибольшее число граждан, заключивших СК на поиск работы, трудоустраивались по специальностям, не требующим высокой квалификации: в сферы торговли, услуг, производства и переработки, а также в качестве технического персонала». Из чего можно сделать вывод скорее всего о не самом высоком уровне зарплат у трудоустроившихся.

С одной стороны, у 66% получателей такого варианта помощи доходы все-таки повысились, причем у 28% среднедушевые доходы семьи превысили размер прожиточного минимума, что позволило им выйти из бедности.

Но, с другой стороны, «анализ показал, что на 70–74% рабочих мест, которые занимают получатели СК в ходе реализации мероприятий, направленных на поиск работы, размер заработной платы установлен на уровне МРОТ, при котором дефицит доходов семьи сохраняется». То есть люди получили источник дохода, но тоже скромного.

И с учетом всех этих деталей можно предполагать, что даже у тех семей, которые благодаря соцконтракту и трудоустройству формально перестали быть бедными, доходы, возможно, лишь ненамного превысили официальную границу бедности.

Ведь, например, как уточнила «НГ» руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая, кроме непосредственно уровня бедности (численности и доли людей с доходами ниже границы бедности) «неплохо было бы представлять себе и численность группы населения с доходами, лишь немного превышающими границу бедности, поскольку качественно условия их жизни мало отличаются от условий жизни наименее защищенных групп».

1-1-2-t.jpg
Соцконтракты предполагают содействие в том
числе индивидуальной предпринимательской
деятельности в сельском хозяйстве. 
Фото РИА Новости
Теперь про другие направления соцконтракта. В 2021–2022 годах было заключено 156 тыс. соцконтрактов на осуществление ИПД. Наиболее распространенным видом бизнеса в рамках этой поддержки стали услуги в сфере красоты. Доля заключенных СК на ведение такого бизнеса составила примерно четверть. Для сравнения: бизнеса в сельском хозяйстве касались менее 10% заключенных в рамках этого направления СК.

В 2021–2022 годах доля малоимущих граждан, заключивших соцконтракт на осуществление ИПД, у которых повысились доходы, составила в среднем 71%, преодолели порог бедности 37% участников. Однако по результатам анализа выявлены проблемы, связанные с низким уровнем знаний потенциальных участников для составления бизнес-планов.

Соцконтракты на развитие ЛПХ особенно востребованы в сельских населенных пунктах. В 2021–2022 годах заключено 57 тыс. таких контрактов, наиболее популярным стало животноводство. Доля малоимущих граждан, заключивших такие соцконтракты, у которых по результатам повысились доходы, составила в среднем 67%, повышение среднедушевых доходов семьи, позволившее преодолеть порог бедности, достигнуто у 25% участников.

Анализ показал, что в этом случае не все участники СК по данному направлению настроены на многолетний период развития своего личного подсобного хозяйства.

И наконец, направление, которое касается преодоления тяжелой жизненной ситуации. В этом случае СК предусматривает ежемесячную или единовременную денежную выплату, предназначенную для удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, лечении, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

В 2021–2022 годах было заключено 125 тыс. таких СК. Этот вариант помощи «позволяет решить острые бытовые проблемы, но не приводит ни к росту доходов, ни к появлению мотивации обеспечивать себя самостоятельно, ни к трудоустройству», пояснили аудиторы.

Причем они сделали и другой, еще более жесткий вывод: «Интервью, проведенные с получателями СК, показали, что предусмотренная возможность ежегодного получения СК на преодоление тяжелой жизненной ситуации и на поиск работы способствует росту иждивенческих настроений и снижению мотивации выхода семьи из состояния малоимущей». Семьи, как утверждают в СП, зачастую предполагают, что в следующем году смогут снова воспользоваться господдержкой.

«Вместе с тем в программах социальной адаптации часто отсутствуют меры, направленные на устойчивое повышение среднедушевых доходов семьи до уровня не ниже регионального прожиточного минимума», – уточнили также аудиторы.

На недочеты в системе соцконтрактов обратила внимание и директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева, комментарии которой приводятся в материалах СП. «Такие сложности как слабое межведомственное взаимодействие, недостаточное обеспечение комплексной поддержки нуждающихся, в том числе в ходе попыток развития бизнеса, низкое качество рабочих мест, предлагаемых службой занятости, включение в социальные контракты направлений, реально не стимулирующих выход на самообеспечение, выявлялись нами еще в середине 2010-х годов, – сообщила эксперт. – Эти сложности сохраняются на протяжении десятка лет. И к сегодняшнему моменту они, как убедительно показывают аналитики Счетной палаты, не устранены».

Призыв аудиторов состоит в том, что объемы финансирования и охват программой населения не могут быть критериями успешности, если не достигается главная его цель – «вывод социально уязвимых и бедных групп населения из зоны риска бедности на основе повышения их собственной экономической активности и социальной ответственности», отметила Малева.

Впрочем, как следует из официальной позиции Минтруда, которую приводят аудиторы, система будет совершенствоваться. «Следующим шагом станет перевод социального контракта на принципы «социального казначейства». Это позволит унифицировать подходы к определению состава семьи и учету доходов с минимизацией предоставляемых гражданином документов и получением их от государственных органов, а также даст гражданам возможность подать заявление на социальный контракт через портал «Госуслуги», – пояснила Ольга Баталина. – Кроме того, перевод социального контракта на принципы «социального казначейства» позволит усовершенствовать процедуру мониторинга».

По мнению экспертов, борьба с бедностью в России предполагает как реальные программы поддержки (финансовые, нефинансовые), так и статистические «меры». «В этой борьбе 80–85% приходятся на финансовую помощь и 15–20% на статистические корректировки», – полагает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. Без корректировок, по мнению эксперта, сложно соблюсти баланс, макроэкономическое равновесие, причем даже минимальные значения играют роль – будь то 10 или 100 рублей. От них может зависеть, зачислят гражданина в категорию бедных или нет.

Напомним, с 2021 года в стране начала действовать новая формула расчета прожиточного минимума – в привязке не к потребительской корзине, а к медианному доходу населения (медиана – величина, доходы выше и ниже которой получает ровно половина граждан). Переход к новой формуле поставил вопрос о том, с какой теперь бедностью правительству нужно бороться. И тогда внедрили такое новое понятие, как «граница бедности», позволяющее обеспечить максимальную сопоставимость старых и новых данных.

«Параметр «граница бедности» соответствует значению стоимости потребительской корзины в четвертом квартале 2020 года (так называемой базовой границы бедности), умноженной на индекс потребительских цен за истекший период к четвертому кварталу 2020 года», – пояснила Беленькая. До 2021 года в качестве критерия границы бедности использовался показатель величины прожиточного минимума, базирующийся на стоимости потребительской корзины с учетом обязательных платежей и сборов, напомнила она.

Споры о рисках занижения в стране числа бедных не угасают. По уточнению Беленькой, есть вопросы к обоснованности определяемой по новой методике границы бедности и к ее покупательной способности. Гендиректор компании «ИВА Траст» Виктор Шахурин, в свою очередь, уверен: «Статистическими методами невозможно нивелировать проблему бедности». Кроме того, как он предполагает, с учетом того, что доля доходов граждан, не вышедших из теневой зоны, «остается значительной», официальные данные вполне могут быть хуже реальной ситуации.

Впрочем, как отметил профессор Финансового университета при правительстве Валерий Хоружий, ни в одной стране мира статистика не отражает реальность досконально. «При этом качество официальной статистики тем важнее, чем больше государство вмешивается в различные сферы жизни населения», – уточнил он.

Весной этого года стало известно о доведении уровня бедности в стране до исторического минимума. Как сначала предварительно сообщил Росстат, по итогам 2022-го численность населения с доходами ниже границы бедности составила 15,3 млн человек, или 10,5% населения РФ. Затем Росстат скорректировал эти цифры: оценка уровня бедности за 2022 год была снижена еще больше, до нового исторического минимума – до 9,8% от населения РФ (14,3 млн человек).

При этом, судя по объяснениям профессора Финансового университета при правительстве Александра Сафонова, методологию расчета требуется совершенствовать и дальше, причем как раз для реальной, а не бумажной борьбы с бедностью. «Речь идет прежде всего о необходимости учета налогового обременения (НДФЛ), – пояснил Сафонов. – В соответствии с федеральным законом прожиточный минимум для трудоспособного гражданина устанавливается в размере 109% от величины прожиточного минимума в целом по РФ. Такой подход не позволяет учесть более высокий уровень расходов из-за необходимости уплаты налогов».


Читайте также


Добыча полезных ископаемых привлекает самые большие инвестиции

Добыча полезных ископаемых привлекает самые большие инвестиции

Ольга Соловьева

Система защиты капитальных вложений обещает создать в РФ 60 тысяч рабочих мест

0
1951
Принудительные работы оказались выгоднее, чем лишение свободы

Принудительные работы оказались выгоднее, чем лишение свободы

Михаил Сергеев

Счетная палата предлагает налоговые льготы при трудоустройстве уголовников

0
2094
Дефицит кадров до 2035 года составит почти 4,5 миллиона человек

Дефицит кадров до 2035 года составит почти 4,5 миллиона человек

Анастасия Башкатова

Высокопроизводительные рабочие места не помогли предприятиям преодолеть ограничения

0
3619
Борьба с энергетической бедностью должна стать флагманским проектом БРИКС

Борьба с энергетической бедностью должна стать флагманским проектом БРИКС

Андрей Конопляник

Необходимы единая политика и переход от экспорта к технологическому сотрудничеству

0
9796

Другие новости