0
5804
Газета Экономика Печатная версия

29.05.2023 20:37:00

Снижение качества рабочей силы тормозит развитие

Вклад человеческого капитала в ВВП страны стал отрицательным

Тэги: экономика, ввп, рабочая сила, качество, исследование, вшэ, нацппроект, производительность труда


экономика, ввп, рабочая сила, качество, исследование, вшэ, нацппроект, производительность труда Фото агентства городских новостей "Москва"

Российская экономика теряла до начала прошлого года более 0,5% ВВП из-за снижения качества человеческого капитала – ухудшения здоровья, образования, а также снижения уровня профессиональных навыков. Экономические потери из-за снижения качества рабочей силы в РФ скорее всего будут увеличиваться. В том числе из-за оттока квалифицированных кадров, ковидных потерь (смертности и инвалидности) и относительного снижения качества профессионального образования в РФ. Такие выводы исследований будут представлены в июне в Высшей школе экономики (ВШЭ).

Кроме экспорта углеводородов успехи российской экономики все больше определяются качеством рабочей силы и уровнем развития человеческого капитала (ЧК) в экономике. 

Под уровнем ЧК принято понимать способности и навыки работников, которые влияют на производительность труда, качество образования и средний уровень здоровья. Источниками повышения уровня развития человеческого капитала являются инвестиции родителей в развитие нового поколения, образование, повышение квалификации, обучение на рабочем месте и инвестиции в здоровье.

Во многих российских госпрограммах и нацпроектах декларируются цели повышения уровня и развития человеческого капитала. Реализуются, в частности, нацпроекты по развитию образования, производительности труда, сохранению здоровья, поддержку семей с детьми. Количественные оценки вклада человеческого капитала в объем российского ВВП предложены в работе ведущего эксперта института «Центр развития» ВШЭ Дарьи Авдеевой, которая будет представлена в июне 2023 года.

Экономический рост в России в последние 30 лет был неравномерным: с 1999 по 2008 годы российская экономика увеличилась почти вдвое, но после мирового кризиса начался период стагнации, и рост за 2009–2021 годы составил всего 15%, напоминает Авдеева. Когда прежние благоприятные факторы, обеспечивавшие высокие темпы экономического роста, были во многом исчерпаны, поиск новых источников роста стимулировал интерес к человеческому капиталу, значимость которого получила к тому времени широкое признание в международных исследованиях.

4-1-2-t.jpg
Вклад человеческого капитала в рост российской экономики, процентные пункты.

Источник: расчеты ведущего эксперта института «Центр развития» ВШЭ Дарьи Авдеевой

«Человеческий капитал через повышение производительности работников напрямую влияет на экономический рост. Кроме того, он способствует внедрению и распространению новых технологий, созданию новых знаний, используемых в производстве. За счет человеческого капитала происходит обмен знаниями между людьми, благодаря которому повышается производительность всех работников. От доступного человеческого капитала зависят инвестиционные решения фирм и, таким образом, накопление физического капитала», – пишет Авдеева.

Кризисы, особенно затяжные, приводят к потере части имеющихся знаний и навыков работников. При этом относительно высокий уровень ЧК еще не гарантирует его продуктивное применение. И в России этому есть немало примеров. В нашей стране институциональная среда снижает востребованность имеющегося ЧК (многим россиянам знакомы заявления работодателей на собеседованиях: «У вас слишком высокая квалификация»). Не случайно в российской экономике велика доля низкооплачиваемого, непродуктивного, малоэффективного труда (см. «НГ» от 28.05.23).

Оценить вклад ЧК в российскую экономику за счет повышения производительности работников Авдеева предлагает с использованием не традиционных показателей качества труда, которые приводит, например Минэкономразвития, а через индекс человеческого капитала. Для калибровки моделей расчета уровня ЧК экономист использует оценки отдачи от инвестиций в образование и здоровье, применяемые Всемирным банком. По этим расчетам в 2000–2003 годах вклад человеческого капитала в экономику страны составлял в среднем отрицательные 0,2 процентных пункта (п.п.) в год. Это было связано с тем, что повышение уровней образования работников не было компенсировано ухудшением показателей здоровья населения после кризиса 1998 года. Позже темпы прироста индекса ЧК начали замедляться, если в 2006–2009 годах ЧК добавлял росту ВВП 0,9 п.п., то в 2010–2013 годах – уже 0,5 п.п., а в 2014–2017 годах – всего 0,4 п.п. В 2010-е годы заметно снизился приток на рынок труда молодых специалистов, а значит, замедлились и темпы изменений среднего уровня образования. Начавшееся в 2014 году снижение доходов населения ограничило возможности для роста индекса человеческого капитала. Ресурсы для получения более качественного образования оказались ограниченными. А улучшение показателей здоровья стало требовать более решительных преобразований в сфере здравоохранения, формулирует Авдеева.

В 2018–2019 годах среднегодовой вклад ЧК в прирост ВВП приблизился к нулю. А период пандемии вклад ЧК оказался отрицательным – до минус 0,6% ВВП. Потери, связанные с преждевременными смертями, по оценкам ВОЗ, составили в эти годы почти 300 тыс. человек в возрасте до 65 лет, а это означает не только снижение числа потенциальных работников, но и безвозвратно утраченные знания и навыки, которыми обладали эти люди. Пандемия не только ударила по текущему ЧК, но и «заглянула в будущее»: согласно докладу Всемирного банка, дети школьного возраста мало чему научились за время дистанционного обучения.

Начавшаяся в 2022 году трансформация российской экономики еще острее ставит вопрос о перспективах сохранения человеческого капитала, считает Авдеева. «Часть знаний и навыков, полученных работниками до 2022 года, по всей видимости, станет неактуальной из-за структурной перестройки экономики и упрощения технологий. Можно с уверенностью предположить, что запасы человеческого капитала в России уже снизились под влиянием оттока квалифицированных кадров. Системы образования и здравоохранения столкнулись с новыми ограничениями, которые будут препятствовать дальнейшему накоплению человеческого капитала. Перспективы возвращения к прежним стимулам и возможностям остаются туманными», – пишет она.

Оценку выполнения нацпроекта «Производительность труда» регулярно представляет Минэкономразвития (проект курирует первый зампред правительства Андрей Белоусов). «К концу 2022 года все показатели нацпроекта достигнуты, в нем уже участвуют 4,5 тыс. предприятий с общей численностью сотрудников более 1,5 млн человек», – рассказывал глава ведомства Максим Решетников. По его словам, у предприятий, которые прошли через проект в 2019–2021 годах, производительность труда выросла на 5% больше, чем у таких же компаний «за периметром» нацпроекта. Благодаря этому прибыль выросла на 61 млрд, что в 4,5 раза больше, чем государство потратило на нацпроект за тот же период, отмечал он. Общий вклад участников проекта в рост ВВП оценивался в 400 млрд руб.

В марте 2023 года президент Владимир Путин заявил о необходимости расширить этот нацпроект. Минэкономразвития предлагало открыть доступ к проекту для предприятий ЖКХ, туризма, санаторно-курортного отдыха и здравоохранения (ранее в нем могли участвовать обрабатывающие производства, компании из сфер торговли, строительства, транспортно-логистической отрасли, сельского хозяйства).

«Если нацпроект продлят к 2030 году, то в рамках продления, предложенного Минэкономразвития, более 11,7 тыс. компаний смогут получить поддержку и усовершенствовать производство, обучение пройдут почти 200 тыс работников», - отмечал замглавы Минэка Мурат Керефов.

Человеческий капитал сейчас нельзя рассматривать только как корреляцию уровня образования и экономического роста, сказал «НГ» Александр Хазариди, политолог, эксперт КГ «Полилог», главный редактор телеграм-канала «Полилог. Экспертиза». «В эпоху диджатализации необходимо более гибко и адаптивно подходить к этому термину. Рост креативного сектора, количества фрилансеров, развитие информационных технологий должно подталкивать и подталкивало крупные и средние российские компании более открыто подходить к инновациям и вкладываться в повышение квалификации сотрудников, стимулировать развитие как непосредственно профессиональных компетенций, так и личностных качеств. В связи с текущей экономической ситуацией в России такой инновационных подход чуть заморожен, больший акцент идет на формирование и актуализацию образовательных программ, направленных на подготовку специалистов для производственного сектора экономики».

Доцент кафедры статистки РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская отмечает еще один фактор, влияющий на развитие человеческого капитала. «В условиях быстро растущей цифровизации многих процессов «премия за опыт» будет расти быстро. В данном случае премия и опыт взаимозависимы: чем выше уровень развития экономики, тем выше отдача от опыта, а более высокая отдача от опыта, в свою очередь, поддерживает темпы развития самой экономики. Следовательно, человеческий капитал и ВВП взаимозависимы», - говорит эксперт.

О проблеме кадрового голода в бизнес-сообществе заговорили еще несколько лет назад, отмечает она. «Дефицит квалифицированной рабочей силы является одним из основных рисков для российской экономики. Меняется потребность и в широте человеческого капитала, которая выражается через характеристики образования и возрастной диверсификации его членов, и глубине, оцениваемая через профессиональный опыт и разнообразие их профессиональных и социальных связей», - говорит Лебединская.

«Каждый сектор экономики ощущает изменения по-разному, - продолжает Лебединская. - О самом большом дефиците кадров говорят на предприятиях легкой промышленности (70%), в машиностроении (35%) и на пищевых производствах (25%). В 2023 году ВПК будет недоставать около 50 тыс. специалистов. Если говорить о более массовых профессиях, то с дефицитом рабочей силы столкнутся строительная отрасль, сельское хозяйство и IT. В целом, большинство мер, направленных на стимулирование кадрового потенциала уже заложены в национальные проекты, если всё это будет реализовано, вырастет качество ЧК и темпы роста экономики».

«Сейчас, когда многие благоприятные факторы для экономического роста исчерпаны, человеческий капитал становится самым ценным ресурсом в экономике, - сказала «НГ» директор по персоналу финтех-группы Finbridge Екатерина Пономарева. - Развиваться ЧК будет в условиях цифровой трансформации экономики, которая во многом определит как требования, так и скорость развития кадрового потенциала. Что можно сказать уже сейчас – качество человеческого капитала будет расти, на это сейчас нацелены усилия как государства, так и работодателей почти во всех сферах экономики».

«Каждый сектор экономики ощущает изменения по-разному, - продолжает Лебединская. - О самом большом дефиците кадров говорят на предприятиях легкой промышленности (70%), в машиностроении (35%) и на пищевых производствах (25%). В 2023 году ВПК будет недоставать около 50 тыс. специалистов. Если говорить о более массовых профессиях, то с дефицитом рабочей силы столкнутся строительная отрасль, сельское хозяйство и IT. В целом, большинство мер, направленных на стимулирование кадрового потенциала уже заложены в национальные проекты, если всё это будет реализовано, вырастет качество ЧК и темпы роста экономики».



Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
584
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
476
Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
535
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
461

Другие новости