0
2991
Газета Экономика Печатная версия

28.05.2023 20:49:00

Половина молодых врачей и учителей не хотят уходить из профессии

Мечты о светлом карьерном будущем разбиваются о реальность экономики

Тэги: молодые работники, занятость, зарплаты, профессия, приверженность, опрос, экономическая реальность, рабочие места, качество


молодые работники, занятость, зарплаты, профессия, приверженность, опрос, экономическая реальность, рабочие места, качество Более половины молодых производственников готовы трудиться, несмотря ни на что. Фото Алексея Смышляева/PhotoXPress.ru

Россияне, особенно молодежь, мечтают работать в крупных компаниях, но четверть всех трудящихся мирится с низкими зарплатами в торговле, в строительстве и сфере недвижимости. Граждане РФ предпочитают в кризисный период сохранять для себя рабочие места в тех секторах, которые дают относительно высокий доход и стабильность.

Молодые медики и соцработники, инженеры и рабочие на производстве, а также учителя в основном довольны свой работой, по крайней мере они не стремятся в ближайшие время менять профессию и переходить в другую область деятельности. По данным исследовательского холдинга «Ромир», опросившего молодых работников от 15 до 29 лет, две трети (67%) занятых в области здравоохранения и социальных услуг через 3–5 лет не планируют переход в другую область деятельности. На втором месте по приверженности своей профессии – молодые кадры из производственной деятельности (54%). На третьем – работники образования (52%). В целом около 40% работающей молодежи планируют остаться в той же сфере, в которой работают сейчас, в ближайшие 3–5 лет.

Из медиков 12% еще не приняли решение, а из тех, кто рассматривает переход, 4% планируют работать в сфере услуг. У производственников доля неопределившихся выше – 25%, там также 4% не исключили своего ухода в торговлю. Среди работников образования сомневающихся 20%, здесь возможный наибольший переток предполагается в сферу информации и связи – 4%.

Всего в России доля занятых в экономике составляет 59,4% от общей численности населения, сообщал Росстат. Численность рабочей силы в РФ составляет около 75,3 млн человек. Работающих по найму, на себя или даже нелегально в стране сегодня насчитывается 71,7 млн человек.

Количество молодых работников в возрастной группе от 15 до 29 лет, которую опрашивал «Ромир», составляет 12,8 млн человек. При этом средний возраст рабочей силы в РФ – 41,5 лет. Почти каждый пятый житель России (19,2%) хотел бы перейти в совершенно новую сферу, сменить профессию, показали результаты недавнего исследования образовательной платформы Skillbox. При этом из числа тех, кто хотел бы поменять профессию, у каждого пятого (21,8%) нет идей, чем именно он хотел бы заниматься, а 17,9% не уверены в правильности выбора потенциальной будущей работы.

Согласно опросам сервиса «Работа.ру», проведенного в прошлом году, относительное большинство опрошенных россиян (18%) хотели бы трудиться в сфере IT. Второе место по популярности с 15% голосов заняли творческие профессии. Около 14% респондентов хотят трудиться в сфере производства или агропрома.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 2022 года, более трети опрошенных трудоспособного возраста (40%) заявили, что наиболее привлекательным местом для работы является «Газпром». Также россияне хотели бы поработать в компаниях РЖД, «Роснефть» или «Яндекс». Каждый десятый респондент назвал хорошим местом работы Сбербанк и Росатом. В «ЛУКОЙЛе» и Роскосмосе хотели бы работать по 9% опрошенных, в «Норникеле» – 7%.

В ТОП-5 ключевых факторов выбора работодателя для россиян входят хорошая зарплата (81%), финансовая стабильность (75%), гарантии долгосрочной занятости (65%), приятная атмосфера (60%) и интересная работа (55%), показало исследование предпочтений взрослых и молодежи при выборе компаний для трудоустройства, которое проводила кадровая компания Ancor. По их данным, каждый пятый сотрудник сменил работу в 2022 году и столько же планируют поменять работу в ближайшие 12 месяцев. В качестве основных причин смены места работы опрошенные называли низкую зарплату, низкий уровень удовлетворения, отсутствие возможностей для карьерного роста, недовольство руководством компании или чрезмерную нагрузку. При этом каждый третий респондент отметил, что в последние полгода нагрузки стало больше, а каждый четвертый – что стали хуже условия по зарплате и содержанию работы.

Мечты и идеи молодых разбиваются о суровую экономическую реальность. Наиболее популярная группа занятий у российских мужчин, согласно Росстату, – «водители и операторы подвижного оборудования»: 18% от всех работников-мужчин (6,6 млн человек) водят фургоны, фуры, такси, троллейбусы и другой общественный транспорт, поезда и тому подобное. Женщины чаще всего работают продавцами и кассирами – их 4,5 млн человек (13% от всех работающих женщин).

Всего в стране по найму работают 66,9 млн человек, а на себя – 4,8 млн. В «продаже без преобразования продукции» (в той же торговле и ремонте автомобилей) работают 11,1 млн человек. В промышленности, где материалы преобразуются в продукты, занято 10,2 млн.

«У нас прослеживается тенденция на ухудшение качества рабочих мест. Основная масса «плохих» рабочих мест концентрируется в трех отраслях коммерческого сектора – торговле, строительстве и сфере услуг, именно эти виды экономической деятельности формируют экономику крупных городов, – сказал «НГ» доктор социологии университета Эссекса, старший научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Василий Аникин. – Молодежь же мечтает о высокооплачиваемой работе, где применяются высокие технологии, есть интересные задачи и перспективы карьерного роста». В результате вынужденной реиндустриализации нашей экономики ситуация может несколько измениться, но пока рано судить о ее влиянии на качество рынка труда, полагает эксперт. «Опыт инвестиций некоторых стран в радикальные инновации конца 1980-х, например Дании, показывает, что вложения в развитие инфраструктуры не защищает от экономической стагнации и падения производительности. Особенно если параллельно не делались адекватные вложения в межотраслевую диффузию технологий и развитие человеческого капитала – обучение, повышение квалификации персонала и распространение передового организационного опыта», – говорит Аникин. «Нам необходимо использовать и опыт шведской модели социального партнерства, где исповедуется солидарная политика в сфере оплаты труда и участие работников в управлении предприятиями, что зафиксировано в законодательстве страны. Там еще в 1970-х осознали, что низкие зарплаты продуцируют бедность и отставание – и это проблема не людей или отдельных регионов, а качества управления всей экономикой. В результате введен запрет на низкооплачиваемые рабочие места, были приняты активные программы на рынке труда, способствующие и стимулирующие переход из низкопроизводительных секторов в высокопроизводительные, предполагающие создание высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест», – предлагает эксперт.


Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1569
О тревожности и ее политическом потенциале

О тревожности и ее политическом потенциале

Соцопросы перестают быть полезным аналитическим инструментом

0
1467
Молдаванам предлагают переквалифицироваться в румын

Молдаванам предлагают переквалифицироваться в румын

Светлана Гамова

Жители республики массово звонят в службу спасения с просьбой защитить их от переписчиков

0
5119
Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
3283

Другие новости