Доходность пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионных фондах (НПФ) в некоторые моменты превышает текущую инфляцию. Однако за последние шесть лет накопленная доходность пенсионных накоплений по-прежнему отстает от официального роста цен в стране, сообщил в своем последнем отчете Центробанк. Таким образом, пенсионные накопления граждан в пенсионных фондах теряют свою покупательную способность, но зато обеспечивают зарплатой финансовых посредников, о которых заботится руководство Центробанка. Председатель ЦБ Эльвина Набиуллина обещала снять некоторые ограничения для использования накоплений граждан пенсионными фондами.
Все негосударственные пенсионные фонды (НПФ) по итогам I квартала получили положительную доходность. У большинства из них она была выше инфляции. Средневзвешенная доходность пенсионных накоплений составила 2,7% (11,1% годовых), пенсионных резервов – 2,5% (10,2% годовых), а инфляция – 1,7% (6,9% годовых). Такие данные приводятся в последнем отчете ведомства Эльвиры Набиуллиной.
Однако локальный рост доходности не меняет общую тенденцию: по итогам 2022 года средневзвешенная доходность НПФ по пенсионным накоплениям составила 5,1%, а по пенсионным резервам – 5,4%. При этом годовая инфляция за тот же период практически достигла 12%. И ситуация мало меняется. НПФ по показателям доходности хронически не могут справиться с инфляцией в РФ. В ЦБ отмечают, что накопленная доходность пенсионных накоплений НПФ с 2017 года на конец первого квартала 2023 года составила 40,2%, пенсионных резервов – 42,7%. Накопленная же инфляция за тот же период составила 42,5%.
Общие данные по доходности указаны без учета выплаты вознаграждений самим НПФ. Для сравнения: по итогам 2022 года накопленная с 2017 года общая доходность пенсионных накоплений НПФ составила 36,6%, а уже с учетом выплат на счета будущих пенсионеров – только 26%. Накопленная инфляция за тот же период составила 40%.
В период с 2004 по 2021 год доходность портфелей пенсионных накоплений в НПФ и портфеля Государственной управляющей компании (ГУК) «незначительно, лишь на несколько процентных пунктов, превышала показатель накопленной инфляции». «Однако по показателю чистой доходности портфели НПФ существенно проигрывали как инфляции, так и доходности портфелей под управлением ГУК», утверждается в докладе «Инвестирование пенсионных накоплений» профессора Высшей школы экономики Александра Абрамова и старшего научного сотрудника лаборатории Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Марии Черновой. «Низкая доходность инвестирования пенсионных накоплений в НПФ на 18-летнем временном горизонте во многом объясняется не только плохим отбором конкретных выпусков ценных бумаг в портфель фондов, но и существенными отклонениями фактического распределения портфелей НПФ от оптимального», – делают вывод исследователи. «Отклонение фактических портфелей от оптимальных усилилось с 2015 года после введения государственной системы страхования пенсионных накоплений. Данная система помогла предотвратить наиболее грубые нарушения НПФ, однако не позволила повысить эффективность НПФ, вызвав эффект «стадного поведения» фондов и их склонность к инвестированию в наименее рискованные активы в ущерб доходности портфелей», – считают экономисты (см. «НГ» от 09.03.23).
Накопленная доходность НПФ с начала 2017 года в сравнении с инфляцией и сбалансированным индексом пенсионных накоплений, %. Источник: Центробанк |
Примечательно, что на проблему низкой доходности пенсионных фондов обращают и в самом регуляторе. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в частности, сообщила, что Центробанк рассматривает отмену части требований к составу и структуре инвестиционных портфелей НПФ и рекомендует больше упора делать на фидуциарную ответственность и стресс-тестирование. «Нам все время говорят, что пенсионные фонды мало инвестируют в фонды акций, но надо сказать, что они активно стали инвестировать в корпоративные облигации. И пенсионные фонды, даже ведя относительно консервативную стратегию, научились зарабатывать – доходность в прошлом году была положительной и выше 2021 года», – сказала Набиуллина.
Она при этом признает необходимость расширения инвестиционных возможностей фондов. «Мы рассматриваем сейчас отмену части требований к составу и структуре инвестиционных портфелей, с тем чтобы делать больше упора и риск-менеджмент (риски с точки зрения защиты прав пенсионеров) на фидуциарную ответственность (обязанность управляющего финансовыми активами ставить интересы клиентов выше собственных, сохраняя добросовестность и доверие. – «НГ»), которую мы ввели, и на стресс-тестирование. То есть больше через эти инструменты, нежели через требования к структуре и составу, хотя определенные требования, конечно, останутся» – сообщила Набиуллина.
Она также обратила внимание, что кроме вопросов по инвестированию в акции все время ставится вопрос о том, что пенсионные фонды должны больше осуществлять венчурных инвестиций. «У меня всегда вопрос по этому поводу: все-таки Пенсионный фонд – это не лучший фондовый инвестор. Тем не менее мы здесь готовы посмотреть с тем, чтобы снять некоторые барьеры по инвестированию небольших частей в инвестиционные товарищества, которые являются формой привлечения венчурного капитала», – сказала Набиуллина.
Пенсионные накопления привлекают не только работников НПФ, но и так называемых венчурных инвесторов. Так, Анатолий Чубайс на посту главы «Роснано» предлагал отменить ограничения на инвестиции в венчурную индустрию со стороны пенсионных фондов. Он заявлял, что «ни один другой потенциальный источник средств не сможет стать главным двигателем инноваций», тогда как НПФ «могут и должны». Разрешение НПФ инвестировать в фонды прямых и венчурных инвестиций будет способствовать росту экономики за счет новых технологий и продуктов, указывал в 2020 году инвестиционный директор Российской венчурной компании Алексей Басов.
Эксперты «НГ» идею о расширении инструментов, в которые пенсионные фонды могут вкладывать денежные средства, оценивают скептически. «Эта мера потенциально позволит при качественных инвестициях превышать уровень инфляции. Но здесь также возникают дополнительные риски, связанные с качеством работы самих управляющих компаний. Поэтому доходность может оказаться значительно ниже, чем при той консервативной модели инвестирования, которую мы сейчас наблюдаем», – предупреждает директор по инвестициям управляющей компании «Восток-Запад» Александр Лавров. Он приводит в пример США и другие развитые страны, где большая часть пенсии формируется за счет собственных накоплений граждан в инвестиционные фонды. «При этом мы знаем не одну громкую историю, когда такие инвестиционные фонды оказывались, по сути, мошенническими схемами, которые действовали на протяжении десятилетий, и люди, которые вкладывались в них, теряли абсолютно все свои сбережения. Поэтому здесь, наверное, стоит иметь в виду, что лучше совмещать два способа вложений: консервативные пенсионные фонды и какие-то более агрессивные фонды с точки зрения управления денежными средствами, и в сумме, возможно, это будет на уровне инфляции», – полагает эксперт.
Проблему низкой доходности отечественных НПФ Лавров объясняет так: «В рамках нашего законодательства пенсионные фонды очень ограничены по инструментарию, в который они могут вкладывать денежные средства. В основном это высоконадежные, консервативные инструменты, которые априори не могут дать доходность, превышающую уровень инфляции. Исходя из этого, пенсионные накопления, которые формируются на долгом промежутке времени, потихоньку обесцениваются. Именно поэтому Эльвира Набиуллина и сказала, что это не лучший способ для того, чтобы формировать пенсию пенсионными фондами для инвесторов», – говорит экономист.
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева обращает внимание на тот факт, что доходность НПФ в среднем не может выше, чем рост пенсий и ВВП. Если у нас нет роста экономики, то и фонды расти не будут, считает она. «Конечно, отдельные НПФ могут показывать доходность выше рынка, но в среднем если не имеется роста экономики – нет», – подчеркивает Дмитриева. Идею по расширению инструментов для инвестирования НПФ она оценивает скептически. «НПФ получат больше возможностей, чтобы рисковать. Речь идет о том, что те средства, которые сейчас сжигаются инфляцией, теперь будут сжигаться еще и рисками. Кому-то, возможно, повезет, но большинству нет», – говорит депутат Госдумы Михаил Делягин.