Полупустая «Горбушка» – это наглядный пример того, какова ситуация с импортом. Фото Константина Ремчукова
Механизм параллельного импорта был запущен около года назад, но однозначного ответа, как он влияет на цены и удовлетворяет ли в полной мере спрос, не появилось. И теперь ситуация усугубляется опасениями некоторых стран попасть под действие антироссийских санкций. Противоречивые подходы демонстрируют и ведомства. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают правильным разрешить параллельный импорт всех товаров, кроме тех, чье производство локализовано в РФ. Минпромторг же анонсировал сокращение перечня параллельного импорта с целью мотивировать отечественных производителей. Например, ведомство ожидает, что российские бренды одежды заполнят магазины в течение двух-трех лет.
Отечественные бренды одежды станут флагманскими и заполнят торговые центры страны в течение двух-трех лет – с таким прогнозом выступили в четверг представители Минпромторга. Как сообщил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов, долгое время в России существовала модель, когда флагманами в торговых центрах были ведущие мировые бренды. Теперь эти площади освободились.
«Я не думаю, что очень много придет иностранных брендов из дружественных стран, этот процесс все-таки достаточно сложный, нужно изучить рынок», – заявил Кузнецов. Он указал на различия в предпочтениях между российскими и, в частности, иранскими потребителями. Хотя он и уточнил, что Россия открыта для работы с зарубежными брендами тех стран, которые готовы к сотрудничеству.
При этом Россия не просто открыта, уже около года в стране действует механизм параллельного импорта. И он зарекомендовал себя как «действенный способ закрывать потребности потребителей в тех категориях, где без его использования мог возникнуть риск дефицита и резкого роста стоимости товаров», сообщил «НГ» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
«Безусловно, санкции усилили стимул к росту отечественного производства, но пока объемы остаются недостаточными для полного покрытия внутреннего спроса», – уточнил он. Так, по данным АКОРТ, если в продовольственном ретейле доля локальной продукции достигает 90%, то в непродовольственном она может составлять от 15% до 70% в зависимости от сегмента.
«Непродовольственный ретейл, в том числе обувь, бытовая техника и спортивные товары, в целом относится к наиболее зависимому от импорта сектору, – пояснил Караваев. – Параллельный импорт в этой сфере как раз позволяет избежать нехватки товаров и появления «серых» схем».
«При всех проблемах параллельный импорт снижает давление на рынок и в целом препятствует росту цен, – комментирует директор Института торговой политики Высшей школы экономики Александр Данильцев. – Очевидно, что если экономически выгоднее будет поменять поставщика, то это произойдет. Если же механизм параллельного импорта используется, то, значит, он выгоден».
Однако выясняется, что не во всех сегментах рынка параллельный импорт в полной мере удовлетворяет спрос, не везде он сдерживает рост цен. Поставки идут, но иногда не так быстро, как требуется, а конечная цена на продукцию оказывается порой выше, чем планировали заплатить покупатели.
Например, о некоторых проблемах, с которыми сталкиваются автодилеры при использовании параллельного импорта, рассказал гендиректор Larte Design, резидент технопарка «Сколково» Дмитрий Полунин. «Стало гораздо сложнее выстраивать планы продаж, планировать закупки для пополнения складов, потому что сроки доставок сильно варьируются и их нельзя гарантировать, – сообщил он. – Теперь даже в договор поставки может быть вписана вилка дат: от 30 до 120 дней. Сроки доставки машин, деталей и любых комплектующих по параллельному импорту очень непредсказуемы».
Как он уточнил, сейчас 75–80% заказов удается привезти в срок от 30 до 60 дней, но по-прежнему около 20% всех позиций – речь идет как про автомобили, так и про комплектующие – «приходят с существенной задержкой по срокам». И такая задержка может не устраивать клиента. В итоге сейчас не так распространено 100-процентное авансирование покупки.
Ценообразование в рамках параллельного импорта, по словам эксперта, зависит от стоимости закупки в стране-контрагенте, от платежей, связанных с таможенными процедурами (и это, кстати, существенная часть), а также от расходов, связанных с фрахтом, страхованием груза, перевозкой, и наконец от ставки по кредиту, «который доставщик взял, чтобы все доставить». В таких условиях говорить о массовом завозе автомобилей не приходится.
С одной стороны, благодаря параллельному импорту в настоящее время налажены поставки в страну автомобилей зарубежных брендов, по желанию покупателя можно доставить практически любой автомобиль, сообщил «НГ» директор департамента автомобилей с пробегом компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.
Но с другой стороны, по его словам, это преимущественно штучные поставки автомобилей премиум-класса. Так что, как отметил эксперт, по объемам и разнообразию модельного ряда поставки новых легковых автомобилей в Россию по схеме параллельного импорта «не способны восполнить собой традиционные схемы поставок, в которых участвуют производители, дистрибьюторы и государство».
Да и цена таких автомобилей высока, тем более что она зависит теперь не только от колебаний курсов валют, но и от сложности способа доставки. «Средняя стоимость доставки в Россию автомобиля по схеме параллельного импорта без учета налога на добавленную стоимость и акцизов составляет сейчас около 400 тыс. руб., – сообщил Желобов. – Предпосылок к снижению цен на автомобили, привезенные по схеме параллельного импорта, в настоящий момент не наблюдается».
Теперь ситуация усугубляется опасением ряда стран попасть под действие антироссийских санкций: в новостях уже активно обсуждается проблема с поставкой товаров через Казахстан. Наиболее сильно это может отразиться на доступности бытовой техники определенных брендов.
США планируют подготовить пакет санкций, касающихся соблюдения рестрикций против России. Между тем, как заявил помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан, страны G7 якобы не планируют согласовывать полный запрет на поставки продукции в Россию на саммите G7 в Хиросиме.
Как пояснил «НГ» завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель, говоря про риски вторичных санкций, следует понимать, что они начнут резко ограничивать параллельный импорт, «только когда подобные санкции начнут массово вводиться». И в этом случае мало какие крупные компании рискнут продолжить поставки в РФ.
Наконец, и сами российские ведомства демонстрируют противоречивый подход к теме параллельного импорта. Как сообщил в интервью ТАСС глава Минпромторга Денис Мантуров, в рамках параллельного импорта «за прошедшее время нам удалось значительно насытить «полку» потребительскими товарами». «При этом мы с конца прошлого года обновляем перечень продукции, ввозимой по параллельному импорту, уже постепенно сокращая номенклатуру, – сказал он. – Имею в виду, что мы максимально старались сбалансировать рынок и этих целей практически достигли. Будем теперь продолжать сокращать перечень, для того чтобы мотивировать и создавать условия для местных производителей».
Однако высказываются и другие мнения. «Мы считаем правильным разрешить параллельный импорт всех товаров, кроме товаров, производство которых локализовано в России», – сообщил затем руководитель ФАС Максим Шаскольский. Он добавил, что при параллельном импорте речь идет исключительно о легально приобретенном оригинальном товаре иностранных производителей, качество и безопасность которого могут быть проверены и подтверждены.