Глава ЦБ Эльвира Набиуллина поставила вопрос о финансировании госкомпаний. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Представители Центробанка (ЦБ) произвели информационный залп по госкомпаниям. Несколько раз прозвучал тезис, что такие компании могли бы активнее привлекать средства на фондовом рынке, а не искать их в госказне, которая не бездонна. Было отмечено, что именно власти и должны развернуть эти компании на биржу, причем биржа преподносится почти как волшебный источник триллионов и триллионов рублей. Напрашивается вывод, что мегарегулятор как будто претендует сейчас на еще более внушительную роль – на определение источников финансирования компаний с госучастием. Судя по всему, аналитики при ведомстве изучают и то, какую внешнюю роль могут играть центробанки разных стран.
Возможности федерального бюджета ограничены, нужно быть осторожнее с расходами. С таким тезисом, что примечательно, выступили в начале этой недели не чиновники Минфина, а представители Центробанка, которые тоже решили ответить на вопрос: «Где брать деньги?» И свой ответ они адресовали прежде всего компаниям, имеющим доступ к государственной казне.
«Давайте посмотрим, какой объем акций обращается на бирже у крупных российских компаний. В среднем сегодня это около 32%, а если брать от компании к компании – у кого-то 10%, кто-то вообще практически ничего не выпустил на рынок», – сообщил в интервью Интерфаксу первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин.
За рубежом, по его словам, ситуация иная: «Там обращается около 50–80%». В итоге, как уточнил Чистюхин, «самые базовые расчеты показали, что, если наши компании поднимут долю акций в обращении в среднем хотя бы на 3 процентных пункта (п.п.) – до 35%, это позволит привлечь более 3 трлн руб.». «Это много», – подчеркнул он.
«А если доля акций в обращении дойдет до 50%, это будет почти 7 трлн руб., – продолжил первый зампред. – Фактически это дополнительный инвестиционный ресурс, который можно направлять на развитие своих долгосрочных проектов».
Чистюхин напомнил о главной особенности российской экономики: «Так сложилось, что значимая часть нашей экономики – компании с госучастием, и государство как акционер играет серьезную роль в принятии ими стратегических решений». По его словам, «может быть, имеет смысл подумать и стимулировать их к дополнительному размещению на рынке вместо того, чтобы привлекать средства из бюджета».
Такой механизм есть: директива акционера – государства. «Акционер может обсудить этот вопрос и направить компанию на финансовый рынок за привлечением капитала», – пояснил Чистюхин и уточнил, что для других компаний вопрос выхода на рынок акций – это вопрос баланса интересов акционеров и инвесторов.
Во вторник глава ЦБ Эльвира Набиуллина продолжила тему, выступая на профильной конференции. Судя по ее ремарке, выманить госкомпании на биржу непросто. «Не все госкомпании хотят выйти на рынок, но я считаю это очень важным. Я очень поддерживаю эту идею, потому что проблема нашего финансового рынка – это небольшое число эмитентов, потому что даже отраслевые лидеры не выходят на рынок, узнаваемые, в которые могут инвестировать наши граждане, – отметила она. – Но даже те, кто выходят, выходят с небольшим пакетом».
Набиуллина повторила тезисы про возможность привлечь у частных инвесторов триллионы рублей и про то, что это ресурс для развития и для экономики. Также глава ЦБ отметила, что регулятор выступает еще и за обязательное размещение на бирже резидентами части акций уходящих из РФ иностранных компаний при их выкупе у нерезидентов. «Мы сейчас вместе с правительством обсуждаем вопрос», – сообщила она.
Наконец, были сделаны знаковые заявления о привлечении иностранных инвестиций. «Конечно, мы стали более закрытыми, это вынужденная закрытость. Но мы как регулятор намерены работать так, чтобы обеспечить максимально возможную в этих условиях открытость, – сообщила Набиуллина. – И привлечение иностранных инвесторов – может быть, это немодно говорить сейчас, но тем не менее это должно быть одним из направлений».
Конечно, акцент был сделан прежде всего на дружественных государствах, но упомянула глава ЦБ и инвесторов из недружественных стран, которые готовы вкладывать в российскую экономику. «Мне кажется, нам нужно стараться максимально сохранить интегрированность финансового рынка в глобальный рынок», – сказала глава ЦБ.
Аналитики при ведомстве, как можно судить, внимательно наблюдают за тенденциями на глобальном рынке, активно изучают опыт других центробанков.
Например, портал Econs (занимается популяризацией аналитики по вопросам, имеющим непосредственное отношение к работе центральных банков; сайт ведут сотрудники ЦБ РФ, однако особо подчеркивается, что он не выражает позицию регулятора) пересказал основные выводы исследования Федерального резервного банка Бостона. Его автор – Кристофер Коттон – проанализировал «спилловеры», или «побочные эффекты», оказываемые на другие экономики 20 центральными банками из стран со средним и высоким уровнем дохода.
Центробанк считает биржу волшебным местом, где водятся триллионы рублей. Фото агентства «Москва» |
Причем действия центробанков могут влиять на рынки не только гособлигаций, но и корпоративного долга. «Главным фактором, определяющим «способность» центробанков порождать значимые спилловеры, выступает ВВП страны: в исследовании Коттона такое влияние есть только у центробанков стран со средним и высоким уровнем ВВП на душу населения, причем интенсивность влияния тем выше, чем крупнее экономика», – отмечается в публикации.
Еще одно важное уточнение: действия перечисленных центробанков наиболее заметно отражаются на мерах, принимаемых в странах с похожими характеристиками. «Влияние решений центробанков развитых стран в первую очередь распространяется на другие развитые страны, особенно на имеющие тесные культурные связи с той экономикой, центробанк которой принял решение по ставке», – поясняется в материалах. И только ФРС способна влиять не только на развитые рынки, что логично, но и на развивающиеся.
Как представляется, из таких рассуждений напрашивается вывод, что определенное влияние гипотетически оказывает и российский Центробанк – по крайней мере на соседние государства, наиболее активно контактирующие с российской экономикой. Потому что если говорить о глобальном влиянии, то, как, например, уточнил доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Хестанов, дело даже не в финансовой изоляции, последствия которой сегодня обсуждают эксперты, а в том, что глобальные финансовые рынки очень велики по объему в сравнении с нашими возможностями. Как сообщил эксперт, доля России в мировой экономике около 2%, а в мировом финансовом рынке еще меньше.
Но, конечно, сказались и обусловленные санкциями ограничения, плюс ко всему, как обратил внимание гендиректор компании «ИВА Траст» Виктор Шахурин, «разрыв в уровне ключевой ставки между Россией и странами Запада существенно сократился», и рубль больше не интересен так, как это было несколько лет назад, в качестве валюты для «кэрри-трейда» (для извлечения на валютном рынке прибыли за счет разницы ставок).
Если же брать в рассмотрение соседние экономики, то, как пояснил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк, действительно «нельзя игнорировать влияние политики Центробанка РФ на денежно-кредитную политику Белоруссии, Армении, Азербайджана и стран Центральной Азии, прежде всего Казахстана».
Хотя и тут часть экспертов делают оговорку. Говоря о некоторых странах СНГ, Шахурин уточнил, что ставки там выше, чем в России, и это «может быть связано со стремлением предотвратить утечку капитала». «Ближе всего по уровню ставок к России Белоруссия и Армения, что, вероятно, отражает более тесную экономическую интеграцию, – отметил он. – Хотя отзеркаливания решений нашего ЦБ по ставкам не наблюдается и там. В то же время в Казахстане ставка более чем вдвое превышает сейчас российскую».
Совсем иной разговор по поводу влияния Центробанка РФ внутри страны. «У ЦБ и без того очень значимая роль в стране, но вряд ли это дает основания для возложения на него функций, которые изначально относятся к компетенции экономического блока правительства», – обратил внимание Шахурин.
«Безусловно, роль Центробанка внутри страны велика – это главный регулятор финансовых рынков. Но важно понимать, что помимо ЦБ есть Минфин со своей политикой и своими целями, есть Минэкономразвития», – продолжил Хестанов. В упомянутой троице, по его оценкам, роли и Минфина, и Центробанка довольно высоки.
Инвестиционный консультант компании «Финам» Тимур Нигматуллин напомнил, что формально предложения начать, например, новую приватизацию исходили сначала от госбанка (от председателя правления ВТБ Андрея Костина) и Минфина (от замминистра Алексея Моисеева) – см. об этом «НГ» от 14.05.23. Таким образом, по его мнению, Центробанк дал понять, что он с учетом влияния такого события на процентные ставки в экономике не возражает. Тем более что, как добавил Хестанов, один из основных мотивов ЦБ – это еще и развитие финансовых рынков.
«Потенциал восстановления фондового рынка находится в фокусе внимания ЦБ. Регулятор готов подтолкнуть госкомпании к размещению или допразмещению бумаг, видя необходимость изыскания средств в госбюджет и наращивания дивидендов, часть из которых также попадает в госбюджет», – пояснил Миронюк. Но при этом обязательное размещение на бирже части акций уходящих компаний при их выкупе у нерезидентов эксперт назвал уже нерыночным шагом – в том случае, «если мера будет применяться в отношении частных компаний».
Причем эксперты по-разному ответили на вопрос о том, сложились ли на российском фондовом рынке подходящие для размещения условия. Так, по оценкам Шахурина, «денег на рынке больше не станет, массовый инвестор после прошлого года все еще не восстановил активность и не готов рисковать». «Привлечь капитал можно, только предложив акции существенно дешевле справедливой стоимости. Но и для участия на таких условиях деньги нужно будет откуда-то извлечь, например, из акций тех компаний, которые уже давно торгуются», – пояснил он. «Таким образом, можно спровоцировать падение капитализации всего рынка с непрогнозируемыми последствиями в том числе для банковского сектора», – предположил Шахурин.По словам же Хестанова, на фондовом рынке РФ сейчас много частных лиц, и какие-то предложения могут заинтересовать граждан, которые хотят получить доходность выше, чем в банке, и готовы брать на себя риски. «Понятно, что полностью заменить собой госбюджет фондовый рынок вряд ли сможет, но какую-то часть спроса на капитал он вполне удовлетворит», – ожидает эксперт.
«Фондовый рынок на пути восстановления, – сообщил, в свою очередь, Миронюк. – Наша оценка – рост до 32% по индексу Мосбиржи на ближайшие 12 месяцев, что создает условия до удачных размещений в ближайшее время».