Реабилитация после инсульта дорого обходится россиянам. Фото агентства «Москва»
Россия потеряет до 2 млн миллионов из-за тяжелых последствий коронавирусной инфекции. В США по разным оценкам от 2 до 4 млн переболевших граждан трудоспособного возраста так и не смогли вернуться на рынок труда. Потери трудоспособного населения в России из-за ковида многократно превысят инвалидности от инсультов, которые принято считать наиболее чувствительными для экономики из-за необходимости постоянного ухода за такими больными. Эксперты «НГ» утверждают, что постковидный синдром (ПКС) уже стал главной причиной как потери работоспособности, так и репродуктивной функции.
До последнего времени считалось, что последствия инсультов наносят самый чувствительный удар по рынку труда, который покидали не только сам больной, но и некоторые члены его семьи. Однако осложнения после коронавирусной инфекции могут оставить инсульт далеко позади по масштабу влияния на рынок труда.
Ковид уже плотно вошел в нашу жизнь и становится рутинной инфекцией, заявила на днях на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения вице-премьер Татьяна Голикова. При этом постковидный синдром серьезно влияет на здоровье людей, отметила она.
Ученые предупреждают, что потери от ПКС превышают потери от такого бича человечества, особенно россиян, как инсульт. По данным Brookings Institute, в США от 2 до 4 млн переболевших COVID-19 вообще лишились работоспособности. Только текущие потери в зарплате этих инвалидов в США оцениваются в сумму от 170 до 250 млрд долл. в год. В России достоверная статистика последствий ковида фактически отсутствует. Но если учесть вдвое меньшее население, чем в США, то число людей трудоспособного возраста с осложнениями после ковида в РФ составляет около 8 млн человек. И до 2 млн человек трудоспособного возраста в РФ вообще потеряны для рынка труда, считает профессор университета Джорджа Мейсона (США) Анча Баранова.
По данным Всемирной организации здравоохранения, самыми распространенными заболеваниями в мире до сих пор являлись сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), от них умирают около 8 млн человек в год, причем 40% из них (7 млн человек) – от инсультов.
По информации Минздрава, в России наблюдается рост числа первичных инсультов с 329,8 тыс. в 2008 году до 428 тыс. в 2017-м. Хотя фиксируется снижение числа смертельных исходов почти в два раза: с 259,3 до 136,4 тыс. Россия, однако, занимает весьма непочетные места в мировом рейтинге числа инсультов на 100 тыс. населения: по данным отчета Health at a Glance-2019 Организации экономического сотрудничества и развития, РФ находится на последнем месте с показателем 234,1, на втором снизу Латвия – 203,1, на третьем – Литва (141,1). Лучшие показатели в таких странах, как Франция, Канада, Израиль (менее 40).
Всего в России около 35 млн человек страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, которые вносят наибольший вклад в показатель смертности. Косвенные затраты для родственников и ближайшего окружения пациента с острыми сердечно-сосудистыми заболеваниями составляют около 72 млрд руб. ежегодно, приводят данные эксперты «НГ» (см. «НГ» от 09.04.23).
Инсульт резко меняет привычный уклад жизни как пациентов, так и членов их семей, так как заболевание приводит не только к утрате человеком трудоспособности, но к и переменам на работе у его родственников в связи с необходимостью ухода за больным, отмечает в своем исследовании Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
По их данным, если до болезни, исходя из слов опрошенных, работали две трети пациентов (65%, в том числе с полной занятостью – 52%), то после – вдвое меньше (34% и 20%). В группе наибольшей экономической активности – 18–55 лет – показатель снизился с 93 до 61%.
Кроме того в связи с необходимостью ухода за больным у родственников каждого четвертого (23%) пациента произошли перемены на работе: 34% из них перешли на частичную занятость на своем прежнем месте работы, при этом люди потеряли в доходе, а 19% уволились без дальнейшего трудоустройства. Жизненную ситуацию и самих больных, и их родственников ухудшает то обстоятельство, что необходимость реабилитации несет дополнительные расходы. О том, что получают бесплатные медикаменты для восстановления и предупреждения повторного инсульта, сообщили 38% опрошенных, лекарства со скидкой 50% получают 17%. В общей сложности на медикаменты для восстановления здоровья после заболевания опрошенные в среднем тратят 6,4 тыс. руб. в месяц.
После выписки из больницы за направлением на бесплатную реабилитацию обращался каждый второй пациент (51%), но получить его удалось только 30%. Еще у 6% на момент опроса обращение находилось на этапе рассмотрения, а 15% было отказано в выдаче. Успешность обращения, отмечают социологи, варьируется в зависимости от возраста пациента и наличия инвалидности. Доля получивших направление на бесплатную реабилитацию выше среди 18–55-летних – 38% против 27% в группе 56 лет и старше. Каждый пятый пациент (22%) заявил, что проходил платную реабилитацию. По сообщениям родственников таких больных, затраты на это могут составлять от 100 тыс., так как в зависимости от поражения больные должны находиться в стационарах более месяца.
«Пока трудно сравнить размер ущерба от постковидного синдрома (ПКС) с другими причинами потерь как на рынке труда, так и в плане демографии в целом. Одно понятно уже сейчас – он является и будет теперь основной причиной таких потерь, если сравнивать с любыми другими отдельно взятыми заболеваниями, – сказала «НГ» директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. – Связано это с тем, что у ПКС чрезвычайно широкий «спектр действия. И это не только сердечно-сосудистая система, хотя тот же инсульт теперь и сам является одним из проявления ПКС. Меня очень беспокоит опасность, которую ПКС несет для репродуктивной системы человека, этот фактор может привести к серьезным демографическим потерям».
До 70% переболевших коронавирусом людей сталкиваются с постковидным синдромом, сообщал главный внештатный невролог Минздрава Николай Шамалов. Страдают прежде всего когнитивные функции, ответственные за память, внимание, речь, двигательные и познавательные навыки, часто возникают нарушения сна, головные боли, астения, – пояснял он.
У 20-30% перенесших коронавирус в рамках ПКС возникают осложнения в виде тромбозов, у 32% наблюдается одышка, у 13,5% – кашель, еще 13% жалуются на боли в груди и тахикардию, отмечалось в тексте памятки, опубликованной на портале Минздрава РФ. Член-корреспондент РАН Григорий Арутюнов сообщал, что проведенное обследование среди больных, инфицированных коронавирусом, выявило, что у 18% из них вновь обнаружены такие заболевания как инсульты, заболевания сахарным диабетом и желудочно-кишечного тракта. А на международном конгрессе «Нейрореабилитация» медики сообщали, что в процессе двухлетних исследований пришли к выводу, что COVID воздействует практически на все органы и системы человека, в частности повреждает клетки сосудов и приводит к воспалению и нарушению системы свертываемости крови, повреждается и нервная система.
Главную роль для восстановления организма играет процесс углубленной диспансеризации, сообщала главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава Оксана Драпкина. В Москве пациентам после ковида рассылают приглашение на диспансеризацию раз в полгода, россияне и сами могут напросится на нее через «Госуслуги», например, или пробившись к своему терапевту. Все проблемы ПКС должны показать такие процедуры диспансеризации как ЭКГ, анализ крови и мочи, сатурация.
«Среди осложнений, на которые чаще всего стали жаловаться пациенты после вакцинации от коронавируса можно выделить – проблемы со свертываемостью крови, потеря эластичности сосудов, склонность к тромбозам, хроническая усталость, – сказала «НГ» научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо. – Отмечаются вспышки аутоиммунных заболеваний, что может быть связано с недообследованностью до вакцинации. Необходимо учитывать исходный иммунный статус каждого пациента. Перед прививкой мы проверяем состояние аутоиммунитета и иммунитета в целом – нет ли скрытой угрозы для какого-либо органа или системы. Это перспективный современный вид диагностики, но пока он доступен в частной медицине, а должен быть введен в протоколы здравоохранения».