Президент РФ Владимир Путин подписал указ, позволяющий вводить внешнее управление над активами недружественных стран в РФ в случае изъятия или ограничения прав на имущество России за рубежом. Указ, по сути, даст возможность сформировать компенсационный фонд для применения мер в ответ на экспроприацию российских активов за границей. Так, на прошлой неделе германский Бундестаг принял поправку к закону, позволяющую проводить экспроприацию активов крупнейшей российской нефтяной компании - “Роснефти” - без их предварительной национализации.
Принятие Указа , который вступает в силу со дня опубликования, является ответной мерой на агрессивные действия западных стран, которые создают нормативную базу для фактического изъятия активов российских компаний за рубежом.
Напомним, что в целом ряде государств ЕС отмечается планомерный переход от временного управления к фактической конфискации активов, принадлежащих российским компаниям. Как уже сообщала “НГ”, на днях Бундестаг принял поправку к закону, которая позволяет проводить экспроприацию активов “Роснефти” без их предварительной национализации. В целом, минимальная оценка ущерба, который может быть нанесен РФ при изъятии активов только двух компаний - “Роснефть” и “Газпром” составляет 22 млрд долл.
Напомним также, что в апреле 2023 года власти Финляндии наложили арест на земельный участок и здание, принадлежащие Российскому центру науки и культуры в Хельсинки площадью 3,3 тыс. кв. м. Решение об этом было принято по запросу министерства иностранных дел страны, которое ссылалось на необходимость исполнения санкций ЕС. По данным МИД Финляндии, общая стоимость замороженных российские активов составляет около 200 млн евро. Польша уже объявила о продаже дочки «Новатэк» — Novatek Green Energy, активы которой ранее были заморожены, а затем переведены во внешнее управление.
24 апреля глава ВТБ Андрей Костин предложил действовать по принципу «зуб за зуб» по отношению к российским активам компаний из недружественных стран, желающих уйти из РФ. Их можно было бы передавать в управление российским организациям, рассказал он в эфире телеканала «Россия 24». Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев уже днем 25 апреля говорил на марафоне «Знание», что Россия в случае изъятия своих замороженных активов будет действовать по принципу «око за око». По его словам, изъятие собственности и у граждан, и у компаний является незаконным актом.
В случае лишения или ограничения права собственности на имущество, находящееся за рубежом или такой угрозы, планируется вводить временное управление в отношении находящегося на территории России движимого и недвижимого имущества иностранных лиц, связанных с недружественными государствами, а также лиц, которые находятся под их контролем. Также под временное управление попадают принадлежащие таким иностранным лицам ценные бумаги и имущественные права. Кроме того, меры могут быть применены в случае возникновения угрозы национальной безопасности РФ (экономической, энергетической, угрозы обороноспособности).
Указ фактически позволяет создать компенсационный фонд для применения ответных мер в ответ на экспроприацию российских активов за рубежом и предусматривает введение временного управления в отношении принадлежащих правительству Германии акций «Юнипро» (83,73%) и принадлежащих финскому концерну акций «ФОРТУМ» (98,3 %). Однако при необходимости перечень предприятий, находящихся под внешним управлением, может быть расширен. Федеральное агентство по управлению госимуществом будет временным управляющим, обладающим полномочиями собственника, однако глава РФ может назначить и иного управляющего. Прекращаться временное управление активами недружественных стран может также по решению президента РФ.
По мнению экспертов, ожидается, что введение внешнего управления позволит сократить отток капитала, который, несмотря на все принимаемые меры, по итогам 2022 года достиг рекордного уровня, вдвое превысив уровень 2014 года и составил 217 млрд долл.
Как считает экономист Никита Кричевский, введение внешнего управления на активах с иностранным участием способствует сохранению инвестиционного климата в России. “Важно, что указ не касается вопросов собственности и не лишает владельцев их активов: внешнее управление носит временный характер и означает, что первоначальный собственник лишается права принимать управленческие решения, но не права собственности на актив, - говорит экономист. - Внешний управляющий, в свою очередь, получает полномочия, которые позволяют ему обеспечить эффективность работы предприятий в соответствии с их значением для экономики России. Целью указа является формирование компенсационного фонда для возможного применения зеркальных мер в ответ на незаконную экспроприацию российских активов за рубежом”.
По словам Михаила Делягина, в ряде западных стран давно и активно создают нормативную базу для фактического изъятия активов российских компаний за рубежом. “Введение внешнего управления позволяет купировать риски негативного влияния политической позиции этих стран на работу значимых для экономической и энергетической безопасности России активов, - отмечает эксперт. - Немаловажно, что решение принято в отношении не всех активов с иностранным участием, а «точечно» и касается только генерирующих компаний, имеющих первостепенное значение для стабильного функционирования российской энергетики. Подобный подход позволяет обеспечить стабильную работу значимых для национальной экономики компаний, зарубежные акционеры которых и без того ранее приняли решение максимально дистанцироваться от российских подразделений и фактически отказались от участия в корпоративном управлении дочерних обществ, а их представители вышли из состава советов директоров компаний”.
По мнению эксперта аналитического центра ИнфоТЭК Валерия Андрианова, в дальнейшем можно будет посмотреть на поведение наших бывших западных партнеров и в зависимости от этого принять то или иное решение – от изъятия и принудительной продажи активов до прекращения временного управления и снятия ограничений. «Тут уж, как учил Ньютон, действие должно быть равно противодействию. Такой подход представляется справедливым со всех точек зрения и, надеюсь, будет носить системный характер. Он безукоризнен с юридических позиций, поскольку, в отличие от западных санкций, руководствуется принципом «зеркальности». Он разумен и в экономическом плане. Было бы странно, если бы в условиях фактически развязанной против России экономической войны мы бы позволили зарубежным компаниям не просто «остаться при своих», а уйти из РФ с прибылями, с лихвой окупив вложенные когда-то в российские предприятия средства и получив изрядную выгоду от их продажи», заявил эксперт. Андрианов приводит в пример «Фортум» , который приобрёл активы в России за 2 млрд долларов, благодаря созданным для предприятия льготным условиям сумел выстроить высокомаржинальный бизнес и выйти из России планировал уже за 8 млрд.
«Наконец, в указе о внешнем управлении наблюдается четкая политическая логика. Абсолютно абсурдной выглядит ситуация, при которой средства, полученные за счет деятельности российских активов идут, к примеру, германским акционерам и бюджету ФРГ, а затем – на закупки оружия для ВСУ. Или же, в случае с финской стороной, – на вооружение нового члена НАТО», - заявил эксперт.
комментарии(0)