0
3223
Газета Экономика Печатная версия

24.04.2023 19:33:00

Повышение налогов релокантам больше не грозит

Чиновники переложили выбор фискальной нагрузки на работодателей

Тэги: кабмин, налоговое законодательство, релоканты, дезертиры, ндфл

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

кабмин, налоговое законодательство, релоканты, дезертиры, ндфл Правительство отправило в Госдуму пока не все свои наработки по изменению налогов. Кадр из видео с сайта www.government.ru

Правительство предложило в понедельник длинный список изменений в налоговое законодательство. Наибольший интерес вызвали предложения о повышении налогов на так называемых релокантов – то есть тех, кто продолжает работать на российские предприятия или зарабатывает деньги в РФ. Многие парламентарии хотели наказать таких «дезертиров» через повышение налогов. Однако правительственные чиновники фактически отказались от повышения налогов на заработки релокантов. Повышать ли ставку налога на доходы физлиц – теперь будет решать только работодатель. А для работников по трудовым договорам повышение налогов вообще не предполагается, пояснили в Минфине.

Налоговые поправки о применении 30% ставки НДФЛ при дистанционной работе в российском сегменте интернета не затрагивают сотрудников по трудовым договорам, сообщило в понедельник ведомство Антона Силуанова. Поводом для подобных уточнений и разъяснений стало появление текста правительственного законопроекта с множеством поправок в Налоговый кодекс. В пояснительной записке к новому законопроекту говорится, что правки стали необходимы в связи с развитием уровня информатизации и автоматизации процессов учета налогоплательщиков, как организаций, так и физических лиц. Правительство, например, предлагает взять под более плотный налоговый цифровой контроль адвокатов. Налоговики также хотят учитывать иностранцев, получающих доходы от вкладов в российских банках с подозрительно низкой ставкой ниже 1% годовых, а также по счетам эскроу.

Есть и меры поддержки. Например, от налога на добавленную стоимость предлагают освободить застройщиков, которые по договору о долевом строительстве возводят нежилые помещения (в том числе гаражи и машиноместа) в многоквартирных жилых домах. Планируется наладить информационный обмен налоговиков с муниципалитетами, чтобы выявлять земли, используемые не по целевому назначению. Облегчается налоговая судьба для жертв автомобильных угонщиков: правительство предлагает освободить от налогов владельцев авто, находящихся в розыске. Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, эта мера относится к более чем 270 тыс. транспортных средств. Отдельный блок поправок касается налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ). Законопроект, в частности, предлагает предоставить право на получение стандартного налогового вычета тем гражданам, на обеспечении которых находятся дети или подопечные, признанные недееспособными.

Правительство также внесло в Госдуму законопроект, по которому российские компании должны будут взимать с уехавших сотрудников не стандартные 13% НДФЛ (или 15%, если человек за год зарабатывает более 5 млн руб.), а 30%. Это, мол, относится к тем, кто не просто уехал за границу и оттуда работает дистанционно, а «утратил российское налоговое резидентство», проведя в таком режиме за рубежом более полугода. Законопроект в настоящее время еще дорабатывается на площадке правительства РФ, вынужден был уточнить в понедельник перипетии с налогами Минфин.

Идея о налоговых мерах в отношении «дезертиров» и релокантов обсуждается в правительстве и в парламенте с лета прошлого года, тогда в июле на общественное обсуждение был вынесен проект поправок к Налоговому кодексу с этим предложением. Минфин последовательно отвергал идею увеличения налогообложения для тех, кто работает из-за рубежа на российские компании. Но некоторые депутаты и председатель Госдумы Вячеслав Володин считали, что «сбежавшие», «предавшие» свою страну не должны пользоваться преференциями и для них должен быть введен повышенный налог.

То, что новация не совсем готова и продолжает отрабатываться правительством, видимо, отражает не только факт наличия серьезных разногласий между правительством и парламентариями, но и понимание чиновников, что проконтролировать новую меру чрезвычайно сложно, если не невозможно. Наша газета недавно пыталась получить комментарии от ведомств и ИТ-компаний, у которых немало сотрудников работают за рубежом, о том, как они контролируют резидентство сотрудников предприятий. Но официальных комментариев получить не удалось. А неофициально подтверждалось – никто не знает, как вычислить релоканта с шестимесячным стажем.

Единственной эффективной мерой опрошенные называли срочный вызов в офис. Но эта жесткая мера, да еще усугубленная требованием предоставить загранпаспорт с отметками о прохождении границы, может привести к обратному эффекту для работодателя. Вряд ли кому-то из них, особенно тем, кто уже адаптировал бизнес к удаленной работе сотрудников, захочется терять кадры и искать новые на сложном рынке, где по-прежнему не хватает десятков тысяч тех же айтишников.

«Пока все выглядит неоднозначно, – сказала «НГ» руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. – Сейчас гражданин РФ, проводящий вне территории России более 183 дней в году, теряет статус налогового резидента страны и становится налоговым нерезидентом; при этом подоходный налог он должен платить в стране, где он стал налоговым резидентом, если доходы заработаны не в России. В июле прошлого года Минфин предложил облагать НДФЛ по ставке 30% доходы россиян-нерезидентов, полученные при работе с использованием российских доменных имен или технических средств, размещенных в России. Однако в феврале-марте Минфин изменил эту позицию. По словам Силуанова, ведомство склоняется к тому, чтобы «не менять статус резидентства, чтобы такой вид деятельности, который осуществляется в нашей стране из-за рубежа, облагался по ставке аналогичной, как и для резидентов РФ. То есть 13%».

Такие же разъяснения давал и замминистра финансов Алексей Сазанов, который называл ключевой целью не приумножить, не увеличить, а сохранить налоговую базу для «субъектов РФ». В случае же введения ставки НДФЛ в 30% существует высокий риск того, что дистанционные сотрудники перестанут работать на российские компании и, как вариант, будут переведены на работу в тех странах, где они фактически находятся. В этом случае Россия потеряет как в НДФЛ, так и в страховых взносах, предупреждал Сазанов.

«Хотя внешне передача решения вопроса о ставке НДФЛ на усмотрение компании может выглядеть как некоторое облегчение для налогоплательщика, фактически вряд ли это будет означать отказ государства от контроля за обоснованностью применения этой меры, – говорит Беленькая. – Конечно, возможна и такая ситуация, что для исключения возможных налоговых претензий часть предприятий могут решить, что им будет «проще» взимать НДФЛ по максимальной ставке. Но она может стать запретительной для многих релокантов, и это вряд ли можно считать полезным для российской экономики в условиях дефицита рабочей силы. Если ориентироваться на разъяснения Минфина, то новые меры пока предполагается применять только для фрилансеров и работающих по гражданско-правовым договорам». 


Читайте также


Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Ольга Соловьева

Высокоскоростные магистрали стали еще одним приоритетом политики технологического суверенитета

0
2809
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
4813
Релокантов переквалифицируют в политэмигрантов

Релокантов переквалифицируют в политэмигрантов

Иван Родин

По несистемной оппозиции за рубежом ударят административной преюдицией

0
4725
Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Ольга Соловьева

Правительство РФ будет ежегодно обновлять пятилетний кадровый прогноз

0
2324

Другие новости