Фото Reuters
Россия столкнулась с небывалым экономическим вызовом. Длительная стагнация с ростом экономики на 1–2% в год создает «критические риски для воспроизводства экономики и целостности общества», – предупреждает группа ученых из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН). По их словам, минимальные темпы экономического роста 3–3,5% – это требования не развития страны, а ее безопасности. В качестве основного ресурса для наращивания инвестиций экономисты предлагают ввести обязательный обмен до 15% валютной выручки на инвестиционные облигации госкорпорации ВЭБ РФ.
Анонсированная властями «новая модель» экономики еще должна быть сформулирована, дискуссия о ее параметрах только разворачивается. И сиюминутные попытки затыкания бюджетных дыр через повышение сырьевых налогов или разовые взносы не создают никаких ресурсов для долгосрочного развития.
Группа экономистов во главе с членом ученого совета ИНП РАН Дмитрием Белоусовым предлагает репатриировать часть экспортной выручки из-за рубежа и по контролируемым государством каналам пустить на инвестиции вместо изъятий из Фонда национального благосостояния, с другой стороны госбанкиры увидели потенциал в наращивании госдолга и приватизации.
Сочетание системных санкций, замедление мировой экономики и негативных демографических трендов (постарение населения, рост социальной и оборонной нагрузки) ведут к замедлению динамики российской экономики до 1,5–2% в вероятном сценарии и 1% в кризисном, пишут ученые. Соответственно замедлится динамика реальных доходов населения и потребления товаров и услуг – до 2% в кризисном варианте.
Втягивание российской экономики в устойчиво низкие темпы роста означает возникновение критических рисков для воспроизводства российской экономики и целостности общества. Таких темпов просто не хватит для минимально необходимого воспроизводства экономики (даже минимального – строительства инфраструктуры, воспроизводства минерально-сырьевой базы и т.д.), противодействия бедности, обеспечения национальной безопасности. Со столь острым вызовом в сфере экономики Россия еще не сталкивалась, констатируют ученые.
Напряженность бюджета будет возрастать из-за сочетания снижения цен на экспорт и объемов поставок углеводородов, необходимости финансирования социальной сферы, жилищного строительства (в том числе в Донбассе), обороны, технологического развития. Для решения задач эффективного суверенитета страна должна иметь более высокий приток ресурсов, что предполагает достаточно высокие темпы роста, не менее 3,5% в год, подсчитали они.
Источник: ИНП РАН |
«Нет оснований ожидать роста спроса на углеводороды и цен на них. Нам предстоит конкурировать на стоящих (или сжимающихся) энергетических рынках в условиях экологической и технологической гонки – причем со странами, изначально находящимися в более благоприятных условиях. Энергосырьевой сектор не будет точкой масштабного извлечения ренты», – пишут ученые. Они считают, что в продвижении к «экономике суверенитета» Россия должна сделать ставку на проактивную, «атакующую», а не оборонительную позицию, взаимодействуя с партнерами различного уровня. Страна может добиться инвестиционного суверенитета, то есть возможности самим формировать программу развития, оценивать риски стратегических проектов и определять позиции на рынках. В рамках этого движения РФ должна сделать предложение союзникам и партнерам в развивающихся странах по капитализации среднетехнологического производства по принципу «лучше АТР, дешевле Европы», адаптированных для рынков развивающихся стран. «Необходимо выращивание отраслевых национальных чемпионов, ориентированных на предоставление альтернативных странам – лидерам решений».
Проактивный инвестиционный сценарий позволит нарастить темпы увеличения ВВП: если в базовом сценарии он предполагает рост с минус 0,6% в 2023-м до 2,4% к 2030 году, то в инвестиционном – с минус 0,5 до 3,4%. Темпы прироста реальных располагаемых доходов населения при этом вместо траектории от 0,1 до 2,6% могут расти от 0,3 до 3,4%.
Для финансирования новой стратегии ученые предлагают создать специальный инструментарий для трансформации оттока капитала в увеличение внутренних инвестиций. Речь об обязательном депонировании на специальном инвестиционном счете в ВЭБ РФ 10–15% средств российских компаний, направляемых для размещения в зарубежных финансовых активах или относящихся к нерепатриируемой экспортной выручке. Идею создать либо новый центр получения ренты взамен иссякающей природной, либо достаточно мощную «обычную» экономику с высокомаржинальными секторами за счет в том числе обязательного депонирования на специнвестсчете в ВЭБ эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) уже озвучивали в своем мартовском докладе (см. «НГ» от 09.03.23).
В новом докладе говорится о том, что чистый отток капитала из РФ составил около 11% ВВП в 2007 и 2014 годах, около 13,5% в 2022-м (при этом свыше 9% из них – из нефинансового сектора). Правда, здесь есть неоднозначное видение самого предмета. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на недавнем совместном заседании комитетов Госдумы рассказывала, что отток капитала – это вывод денег по сомнительным, подозрительным основаниям. «Он сейчас совсем небольшой – около 1 млрд долл.», – заявила Набиуллина.
Она призвала не путать отток капитала из РФ с сальдо финансового счета, которое в 2022 году составило 227 млрд. долл. Примерно четверть этой суммы – это торговые кредиты и авансы, часть (порядка 40 млрд) – оплата внешних долгов, добавила Набиуллина. В 2023 году сальдо, согласно февральскому прогнозу ЦБ, ожидается на уровне 68 млрд., в 2024 году – 57 млрд, в 2025 году – 44 млрд.
При этом, у компаний-экспортеров будет все меньше «токсичной» валюты, долларов и евро, так как они будут уже в ближайшее время полностью отказываться от них при продажах. Россия переходит на национальные валюты при расчетах за энергоресурсы, сообщил вице-премьер Александр Новак в интервью программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия-1». Тенденция очень сильно изменилась. Учитывая текущие проблемы по расчетам с долларом и евро, в своих расчетах переходим только фактически на национальные валюты, здесь востребован юань, востребован рубль, сказал Новак. По его словам, сейчас есть большой интерес покупки российских энергетических ресурсов, для этого нужно создавать механизмы расчетов, а они могут быть только в национальных валютах.
Российская экономика начинает развиваться по новой модели, и сейчас особенно востребована «созидательная позиция» бизнеса, говорил президент Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Там же глава Минфина Антон Силуанов озвучил сумму, 300 млрд руб., которую бюджет планирует получить в 2023 году в качестве взноса от бизнеса, заподозренного в получении сверхприбылей.
В качестве одного из источников получения средств для строительства новой экономики банкиры призывают к «новой» приватизации. Прибегнуть к такому средству в качестве источника средств для перестройки экономики предложил глава ВТБ Андрей Костин. Он считает пока открытым вопрос, хватит ли стране сил не только удержаться, но развернуть ситуацию вспять. Хотя он признает, что деньги в стране есть, так как бизнес накопил инвестиционный потенциал. Привлечь его можно для перезапуска отраслей промышленности, укрепления обороноспособности страны, строительства новых логистических коридоров и транспортной инфраструктуры, продав в частные руки государственные предприятия, которые, признает Костин, управляются неэффективно (см. «НГ» от 11. 04. 2023). Представитель президента РФ заявил в связи с публикацией, что в Кремле «следят за дискуссией». Ожидания населения России связаны с тем, что на практике будет реализовываться инерционный сценарий, который в случае совпадения этих ожиданий с практикой будет воспринят более чем 80% населения как субъективно пессимистический, ведущий Россию в тупик, отмечали ранее в ИНП РАН (см. «НГ» от 30. 03. 2023).