Промышленный туризм активно развивается, например, в Китае. Фото с сайта www.news.cn
В апреле в российской промышленности зафиксирован самый масштабный почти за 30 лет дефицит рабочей силы, сообщили в Институте Гайдара. Для обеспечения технологического суверенитета предприятиям нужны не просто квалифицированные кадры, а люди с принципиально новыми компетенциями, уточнили в Высшей школе экономики (ВШЭ). Правительство и регионы рассматривают как одну из мер по привлечению кадров, и особенно молодежи, даже промышленный туризм, который позволяет ознакомиться с производством. По официальным прогнозам, в этом году промышленными туристами станут уже 1,2 млн россиян, а число предприятий, готовых проводить экскурсии, достигнет 700.
В России резко вырос интерес к промышленному туризму. Как сообщили в Минпромторге, в 2022 году в стране насчитывалось 800 тыс. промышленных туристов (в три раза больше, чем годом ранее), и в 2023-м таких туристов может стать еще в полтора раза больше, следует из прогноза, который привел в четверг замглавы Минпромторга Алексей Беспрозванных на пленарном заседании, посвященном акселератору Агентства стратегических инициатив (АСИ) по развитию промышленного туризма.
Изначально развивать промышленный туризм решили около 20 регионов, а по итогам 2022 года их число выросло уже до 50, добавил замминистра. «Появились субъекты, которые разрабатывают региональные стратегии промышленного туризма. Это «дорожная карта», которая встроена в общую стратегию развития туризма в регионе», – пояснил он.
Самой большой популярностью у туристов пользуются предприятия пищевой промышленности (24%), затем упоминаются легкая промышленность (13%), машиностроение (12%), металлургия и добывающая промышленность (по 7%), а также технопарки и индустриальные парки, сообщил Беспрозванных.
«Новая модель экономического роста основана на активном освоении внутреннего спроса и на формировании экономического, в том числе технологического, суверенитета», – разъяснил на том же заседании помощник президента Максим Орешкин. И промышленный туризм, существующий на стыке, органично вписывается в эту модель, позволяя «открывать промышленность для граждан нашей страны», следует из его пояснений.
«Чем больше мы будем показывать то, как работает наша промышленность, тем больше людей, молодежи будут вдохновляться этой сферой, больше будут приходить на работу, реализовывать новые проекты и давать обратный эффект для новой модели экономического роста, – считает Орешкин. – Очевидно, эта тема будет в ближайшие годы привлекать все больший интерес».
Проблемы кадрового голода в промышленности становятся все острее. Как показал опрос промпредприятий, результаты которого приводятся в обзоре Института экономической политики им. Гайдара, в апреле этого года был зарегистрирован «самый масштабный дефицит рабочей силы для всего периода мониторинга показателя в 1996–2023 годах». Были побиты все предыдущие «рекорды» 2008 года, января и октября 2022 года.
А в обзоре Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ поясняется, что «в условиях трансформации экономики и решения задачи создания технологического суверенитета для промышленности необходимы не просто квалифицированные менеджеры и рабочие, умеющие хорошо создавать промышленное производство старого образца, а люди с новыми промышленно-ориентированными компетенциями, обладающие навыками совершенно другого типа, соответствующего уровню преобразований четвертой промышленной революции и цифровой эпохи».
Как пояснила «НГ» профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь, основная целевая аудитория, для которой наиболее интересно развитие промышленного туризма, – студенты: «Посещение промышленных предприятий – неотъемлемая часть их практики; в первую очередь это касается инженерных специальностей». Но также промышленный туризм может помочь с профориентацией школьников.
Это может стать эффективным инструментом в рамках комплексного образовательно-просветительского подхода, считает менеджер по работе со студентами и молодыми специалистами компании Ancor Екатерина Сребродольская. «Уже сейчас мы видим примеры, когда крупные промышленные компании начинают работать с молодежью еще со школы, «ведут» целые классы, поддерживают отдельные специализации в техникумах, создают собственные кафедры в университетах», – говорит эксперт.
И когда есть постоянная открытая коммуникация производственных корпораций с молодежью, тогда легче продемонстрировать, что работа в промышленном секторе может быть интересной и перспективной. И рассказывать об этой работе тоже нужно по-современному.
«Некоторые компании экспериментируют с новыми технологиями, VR-презентациями, игровыми форматами. Большую роль играет господдержка подобных инициатив, программы по профориентированию», – перечислила Сребродольская и все же уточнила, что, по ее оценкам, сейчас активностей в этом направлении «не очень много».
Если же говорить в целом про развитие промышленного туризма, то, как пояснил «НГ» замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов, это уже давно важная составляющая в процессе создания положительного имиджа того или иного региона, это тоже способ привлечения и инвесторов, и туристов.
Как рассказал изданию Миронов, сама идея появилась в XVII веке в форме гран-тура, затем она развивалась в XIX веке (для посещения могли выбрать виноградники, шоколадные фабрики, производства кружев, ликеро-водочные заводы), затем с новым энтузиазмом к этой идее вернулись после Второй мировой войны, примеров становилось все больше как в Европе и США, так и в азиатских странах – в частности, в Китае (см. «НГ» от 06.12.17).
Автомобилестроение, объекты пищевой и машиностроительной отраслей, ракетостроение и робототехника – продолжила список пользующихся спросом направлений промышленного туризма доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Никольская.
«В России промышленный туризм получил активное развитие с 1980 годов: каждый регион имеет свой туристический бренд и объекты показа, – сообщила также Никольская. – Это кондитерские фабрики, оружейные заводы, фабрики, позволяющие повысить конкурентоспособность регионов и их инвестиционную привлекательность».
Применительно к России также актуален тезис о том, что промышленный, как и любой другой, вид туризма играет на руку в целом экономике всего региона.
Правда, несмотря на то что правительство теперь уделяет этому направлению повышенное внимание, в России промышленный туризм, по мнению Миронова, пока «складывается стихийно» и относительно мировых стандартов развит еще недостаточно.
«Предприниматели либо боятся раскрыть коммерческую тайну, либо не уверены, что экскурсия на производство кого-либо заинтересует. Особенно на фоне разрушающихся или перепрофилированных под бизнес-центры корпусов советских фабрик», – делится наблюдениями Миронов.
Есть проблемы, сдерживающие развитие промышленного туризма, – это, как говорит Никольская, «отсутствие законодательной базы, реестра объектов показа промышленных предприятий, слабое продвижение и кадровое обеспечение». Между тем, как в феврале сообщила на встрече с президентом гендиректор АСИ Светлана Чупшева, в 2022-м уже около 400 промышленных предприятий начали проводить экскурсии как для взрослых туристов, так и для школьников и студентов. Примеров немало, Чупшева упомянула в том числе Саяно-Шушенскую ГЭС и космодром Восточный. «В этом году планируем, что у нас еще где-то 300 предприятий присоединятся к этому проекту, – отметила Чупшева. – Мы показываем нашу новую промышленность, которой гордимся». Судя по акселератору АСИ, список отраслей, развивающих туризм, максимально разнообразный: от производств сыра или сахара до горно-обогатительного и электрометаллургического комбинатов.