0
5416
Газета Экономика Печатная версия

17.04.2023 20:35:00

Падающий спрос на дизель сигнализирует о перспективе рецессии

Аналитики отмечают признаки замедления экономик США, Китая и стран Европы

Тэги: мировая экономика, дизельное топливо, спрос, промышленная активность, нефть, цены


мировая экономика, дизельное топливо, спрос, промышленная активность, нефть, цены Потребность в дизельном топливе в этом году может быть ниже, чем планировалось. Фото РИА Новости

Угроза рецессии или замедления крупнейших экономик остается главным экономическим риском – в том числе и для России. В последние дни наблюдается снижение спроса на дизельное топливо как в США и Европе, так и в Китае. При этом спрос сокращается даже при явном снижении цен на топливо в США. Эксперты считают, что падение спроса на дизель можно расценивать как сигнал к снижению промышленной и потребительской активности, указывающий на вероятность рецессии.

В понедельник цены на нефть марки Brent снижались до 85,78 долл. за баррель. В начале торгов котировки доходили до 86,28 долл. При этом на прошлой неделе Brent подорожала на 1,4%. Цены на российскую нефть, наоборот, выросли. Как сообщили в Минфине, средняя цена на нефть Urals с 15 марта по 14 апреля 2023 года составила 51,15 долл. за баррель против 50,8 долл. в предыдущем периоде.

Аналитики нефтяного рынка ожидают формирования существенного дефицита на мировом рынке черного золота. Дефицит предложения на мировом рынке нефти в третьем квартале составит 2 млн барр. в сутки, прогнозируют в Международном энергетическом агентстве. «Серьезный дефицит нефти во втором полугодии ожидался и ранее, но очередное сокращение (добычи странами ОПЕК+. – «НГ») грозит дальнейшим сжатием предложения и ростом нефтяных котировок в период, когда инфляционное давление и так наносит ущерб уязвимым потребителям», – говорилось в обзоре агентства.

Несмотря на прогнозируемый дефицит на рынке нефти, ряд показателей уже свидетельствует о снижении спроса в мире на нефтепродукты и, в частности, на дизельное топливо. По данным Bloomberg, на рынке дизельного топлива наблюдаются некоторые признаки замедления активности. В США спрос на топливо может сократиться на 2% в 2023 году, прогнозируют в агентстве S&P Global. И если не считать 2020 год – этот спад будет самым серьезным сокращением спроса на дизель в США с 2016 года. Аналитики S&P не исключают, что это приведет «к одному из худших экономических последствий», не считая финансового кризиса 2008–2009 годов и пандемии.

Падение спроса на дизель ослабевает во многих крупнейших экономиках мира. Аналитики, опрошенные агентством, в первую очередь предлагают оценивать падение спроса на дизельное топливо по грузоперевозкам, на которые приходится большая часть потребления этого вида топлива. Так, на грузоперевозки уходит 70% дизеля в США и 60% – в Китае.

Подчеркивается, что большее падение спроса на дизельное топливо в США будет особенно заметным на Западном побережье из-за массовых увольнений в технологическом секторе и продолжающемся банковском кризисе. В S&P ожидают, что здесь спрос на топливо упадет аж на 5% по итогам года.

В American Trucking Associations сообщают, что потребление дизельного топлива пострадало из-за снижения производства на заводах, строительства домов и розничных продаж. По данным аналитической компании FreightWaves, объем грузоперевозок в марте достиг самого низкого сезонного уровня за последние пять лет.

Цены на дизельное топливо в США также снижаются. Согласно данным Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), средняя розничная цена на дизельное топливо в США упала по итогам первой недели на 0,7 цента, или 0,2% к предыдущей неделе. В годовом выражении цены на дизель упали на 19,2%. В EIA полагают, что потребление бензина останется на уровне 2022 года – 8,8 млн барр. в сутки, что было на 40 тыс. барр. в сутки ниже значений 2021 года.

Снижение спроса на дизель наблюдается и в других странах. По данным Министерства транспорта Китая, только по итогам первой недели апреля количество грузовиков, курсирующих по китайским автомагистралям, упало на 8%. За тот же период пропускная способность контейнеров в ключевых портах КНР снизилась на 5%. При этом коммерческие запасы дизельного топлива по всей стране, за исключением государственных нефтеперерабатывающих заводов, выросли до восьмимесячного максимума в начале апреля, следует из данных OilChem.

Во второй половине года КНР ожидает «больше снижения, чем роста спроса на дизельное топливо», считают опрошенные агентством Bloomberg экономисты.


81-4-1480.jpg
Объем грузоперевозок в США оказался
на минимальных уровнях в марте.   
Фото Reuters
В Европе также отмечается слабый спрос на дизель. В конце марта фьючерсы на дизельное топливо в Европе на Межконтинентальной бирже падали на 55% к рекордным значениям марта 2022 года.

Помимо этого премия за дизельное топливо к фьючерсам на нефть в Европе недавно упала до самого низкого уровня более чем за год. В частности, бенчмарк маржи переработки дизельного топлива в Северо-Западной Европе упал до 17,7 долл. за баррель на прошлой неделе, что стало самым низким уровнем с 25 февраля 2022 года, сообщают в агентстве Reuters. При этом в октябре прошлого года маржа прибыли от переработки сырой нефти в дизельное топливо в Европе достигла рекордных 80 долл. за баррель из-за опасений, что Европа не сможет заменить российский импорт. Отметим, маржа переработки считается важным индикатором, отражающим спрос как на нефтепродукты, так и на саму нефть. Кроме того, она является индикатором прибыльности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), выпускающих различные нефтепродукты. И чем выше показатель, тем выше прибыль компаний и стабильнее спрос на нефть.

Эксперты считают, что спрос на дизельное топливо в определенной степени является опережающим индикатором экономической активности, в том числе указывая и на динамику расходов домохозяйств. И ожидаемое падение спроса на дизельное топливо указывает в первую очередь на растущие риски рецессии в экономике, подчеркивают экономисты. Так, вероятность рецессии в США оценивается в 65%, а вероятность европейской рецессии в 49%.

«Ключевым риском снижения мировых цен на нефть сейчас является растущая вероятность рецессии в США и Европе из-за банковского кризиса. Если это произойдет, то ОПЕК+ во главе с Россией и Саудовской Аравией скорее всего снова сократит добычу», – считает старший персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Артем Акдерли. При этом риски роста цен, по его словам, более ограничены. «Они включают: полное восстановление китайского спроса с выходом из политики нулевого COVID и вероятность того, что рецессия либо не произойдет, либо будет неглубокой и недолгой, что, вероятно, отразится в более высоких котировках на нефть, чем текущие цены», – сообщает он.

На сегодня основными рисками снижения мирового спроса на дизельное топливо является вероятность рецессии в США и ЕС, соглашается аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «Однако на практике видно, что страны ОПЕК+ стабилизируют мировой рынок нефти, при необходимости сокращая объемы добычи», – говорит он, сомневаясь в возможности снижения мировых цен на нефть. По его мнению, поддержку спросу на нефть и нефтепродукты окажет ожидаемое восстановление китайской экономики во второй половине года.

«Если бы не внезапное решение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, то мы сегодня, вероятно, наблюдали бы цены барреля нефти значительно ниже 70 долл.», – говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. «Мартовское падение нефтяных котировок было спровоцировано кризисом доверия к банкам США и частично Европы. Но здесь важно понимать, что рецессионное сокращение спроса на нефть уже идет с осени 2022 года, так что банковский кризис в марте был всего лишь информационным триггером для того, к чему рынок нефти и так готовился», – уточняет он. Потенциальный масштаб падения цен на нефть подразумевал достижение нижней границы широкого диапазона в 40–60 долл. за баррель Brent. «Это падение на 50% с мартовского уровня в 83 долл. за баррель полностью устраивало США и другие страны с развитой экономикой, потому что позволяло быстро и за счет экспортеров нефти решить проблемы с высокой инфляцией, но никак не устраивало ОПЕК+. Поэтому расширенный нефтяной картель и решился пойти на сокращение добычи», – говорит Федоров. Эксперт сомневается, что в 2023 году будет возможно полностью отменить рецессионное падение нефтяных котировок, но смягчить и уменьшить их масштаб ОПЕК+ в состоянии. Аналитик не исключает, что рецессионный спад на нефтяном рынке может пройти теперь по верхнему диапазону – то есть 60 долл. за баррель. 


Читайте также


Байден готовит «прощальный удар» по России

Байден готовит «прощальный удар» по России

Юрий Паниев

Белый дом намерен ввести новые санкции против нефтяного экспорта РФ

0
776
О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

Чем объясняется самостоятельность отдельных элит в отношениях с Россией

0
728
«Щелкунчик» Навки стал новогодним подарком для любителей фигурного катания

«Щелкунчик» Навки стал новогодним подарком для любителей фигурного катания

Елена Крапчатова

Созданное при поддержке «Роснефти» ледовое шоу впечатляет необычными театральными номерами, спецэффектами и декорациями

0
1626
1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

Страна проходит через кризис доверия к денежной политике руководства Центробанка

0
2298

Другие новости