0
5221
Газета Экономика Печатная версия

17.04.2023 20:35:00

Падающий спрос на дизель сигнализирует о перспективе рецессии

Аналитики отмечают признаки замедления экономик США, Китая и стран Европы

Тэги: мировая экономика, дизельное топливо, спрос, промышленная активность, нефть, цены


мировая экономика, дизельное топливо, спрос, промышленная активность, нефть, цены Потребность в дизельном топливе в этом году может быть ниже, чем планировалось. Фото РИА Новости

Угроза рецессии или замедления крупнейших экономик остается главным экономическим риском – в том числе и для России. В последние дни наблюдается снижение спроса на дизельное топливо как в США и Европе, так и в Китае. При этом спрос сокращается даже при явном снижении цен на топливо в США. Эксперты считают, что падение спроса на дизель можно расценивать как сигнал к снижению промышленной и потребительской активности, указывающий на вероятность рецессии.

В понедельник цены на нефть марки Brent снижались до 85,78 долл. за баррель. В начале торгов котировки доходили до 86,28 долл. При этом на прошлой неделе Brent подорожала на 1,4%. Цены на российскую нефть, наоборот, выросли. Как сообщили в Минфине, средняя цена на нефть Urals с 15 марта по 14 апреля 2023 года составила 51,15 долл. за баррель против 50,8 долл. в предыдущем периоде.

Аналитики нефтяного рынка ожидают формирования существенного дефицита на мировом рынке черного золота. Дефицит предложения на мировом рынке нефти в третьем квартале составит 2 млн барр. в сутки, прогнозируют в Международном энергетическом агентстве. «Серьезный дефицит нефти во втором полугодии ожидался и ранее, но очередное сокращение (добычи странами ОПЕК+. – «НГ») грозит дальнейшим сжатием предложения и ростом нефтяных котировок в период, когда инфляционное давление и так наносит ущерб уязвимым потребителям», – говорилось в обзоре агентства.

Несмотря на прогнозируемый дефицит на рынке нефти, ряд показателей уже свидетельствует о снижении спроса в мире на нефтепродукты и, в частности, на дизельное топливо. По данным Bloomberg, на рынке дизельного топлива наблюдаются некоторые признаки замедления активности. В США спрос на топливо может сократиться на 2% в 2023 году, прогнозируют в агентстве S&P Global. И если не считать 2020 год – этот спад будет самым серьезным сокращением спроса на дизель в США с 2016 года. Аналитики S&P не исключают, что это приведет «к одному из худших экономических последствий», не считая финансового кризиса 2008–2009 годов и пандемии.

Падение спроса на дизель ослабевает во многих крупнейших экономиках мира. Аналитики, опрошенные агентством, в первую очередь предлагают оценивать падение спроса на дизельное топливо по грузоперевозкам, на которые приходится большая часть потребления этого вида топлива. Так, на грузоперевозки уходит 70% дизеля в США и 60% – в Китае.

Подчеркивается, что большее падение спроса на дизельное топливо в США будет особенно заметным на Западном побережье из-за массовых увольнений в технологическом секторе и продолжающемся банковском кризисе. В S&P ожидают, что здесь спрос на топливо упадет аж на 5% по итогам года.

В American Trucking Associations сообщают, что потребление дизельного топлива пострадало из-за снижения производства на заводах, строительства домов и розничных продаж. По данным аналитической компании FreightWaves, объем грузоперевозок в марте достиг самого низкого сезонного уровня за последние пять лет.

Цены на дизельное топливо в США также снижаются. Согласно данным Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), средняя розничная цена на дизельное топливо в США упала по итогам первой недели на 0,7 цента, или 0,2% к предыдущей неделе. В годовом выражении цены на дизель упали на 19,2%. В EIA полагают, что потребление бензина останется на уровне 2022 года – 8,8 млн барр. в сутки, что было на 40 тыс. барр. в сутки ниже значений 2021 года.

Снижение спроса на дизель наблюдается и в других странах. По данным Министерства транспорта Китая, только по итогам первой недели апреля количество грузовиков, курсирующих по китайским автомагистралям, упало на 8%. За тот же период пропускная способность контейнеров в ключевых портах КНР снизилась на 5%. При этом коммерческие запасы дизельного топлива по всей стране, за исключением государственных нефтеперерабатывающих заводов, выросли до восьмимесячного максимума в начале апреля, следует из данных OilChem.

Во второй половине года КНР ожидает «больше снижения, чем роста спроса на дизельное топливо», считают опрошенные агентством Bloomberg экономисты.


81-4-1480.jpg
Объем грузоперевозок в США оказался
на минимальных уровнях в марте.   
Фото Reuters
В Европе также отмечается слабый спрос на дизель. В конце марта фьючерсы на дизельное топливо в Европе на Межконтинентальной бирже падали на 55% к рекордным значениям марта 2022 года.

Помимо этого премия за дизельное топливо к фьючерсам на нефть в Европе недавно упала до самого низкого уровня более чем за год. В частности, бенчмарк маржи переработки дизельного топлива в Северо-Западной Европе упал до 17,7 долл. за баррель на прошлой неделе, что стало самым низким уровнем с 25 февраля 2022 года, сообщают в агентстве Reuters. При этом в октябре прошлого года маржа прибыли от переработки сырой нефти в дизельное топливо в Европе достигла рекордных 80 долл. за баррель из-за опасений, что Европа не сможет заменить российский импорт. Отметим, маржа переработки считается важным индикатором, отражающим спрос как на нефтепродукты, так и на саму нефть. Кроме того, она является индикатором прибыльности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), выпускающих различные нефтепродукты. И чем выше показатель, тем выше прибыль компаний и стабильнее спрос на нефть.

Эксперты считают, что спрос на дизельное топливо в определенной степени является опережающим индикатором экономической активности, в том числе указывая и на динамику расходов домохозяйств. И ожидаемое падение спроса на дизельное топливо указывает в первую очередь на растущие риски рецессии в экономике, подчеркивают экономисты. Так, вероятность рецессии в США оценивается в 65%, а вероятность европейской рецессии в 49%.

«Ключевым риском снижения мировых цен на нефть сейчас является растущая вероятность рецессии в США и Европе из-за банковского кризиса. Если это произойдет, то ОПЕК+ во главе с Россией и Саудовской Аравией скорее всего снова сократит добычу», – считает старший персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Артем Акдерли. При этом риски роста цен, по его словам, более ограничены. «Они включают: полное восстановление китайского спроса с выходом из политики нулевого COVID и вероятность того, что рецессия либо не произойдет, либо будет неглубокой и недолгой, что, вероятно, отразится в более высоких котировках на нефть, чем текущие цены», – сообщает он.

На сегодня основными рисками снижения мирового спроса на дизельное топливо является вероятность рецессии в США и ЕС, соглашается аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «Однако на практике видно, что страны ОПЕК+ стабилизируют мировой рынок нефти, при необходимости сокращая объемы добычи», – говорит он, сомневаясь в возможности снижения мировых цен на нефть. По его мнению, поддержку спросу на нефть и нефтепродукты окажет ожидаемое восстановление китайской экономики во второй половине года.

«Если бы не внезапное решение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, то мы сегодня, вероятно, наблюдали бы цены барреля нефти значительно ниже 70 долл.», – говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. «Мартовское падение нефтяных котировок было спровоцировано кризисом доверия к банкам США и частично Европы. Но здесь важно понимать, что рецессионное сокращение спроса на нефть уже идет с осени 2022 года, так что банковский кризис в марте был всего лишь информационным триггером для того, к чему рынок нефти и так готовился», – уточняет он. Потенциальный масштаб падения цен на нефть подразумевал достижение нижней границы широкого диапазона в 40–60 долл. за баррель Brent. «Это падение на 50% с мартовского уровня в 83 долл. за баррель полностью устраивало США и другие страны с развитой экономикой, потому что позволяло быстро и за счет экспортеров нефти решить проблемы с высокой инфляцией, но никак не устраивало ОПЕК+. Поэтому расширенный нефтяной картель и решился пойти на сокращение добычи», – говорит Федоров. Эксперт сомневается, что в 2023 году будет возможно полностью отменить рецессионное падение нефтяных котировок, но смягчить и уменьшить их масштаб ОПЕК+ в состоянии. Аналитик не исключает, что рецессионный спад на нефтяном рынке может пройти теперь по верхнему диапазону – то есть 60 долл. за баррель. 


Читайте также


Над топливным рынком нависла угроза демпинга

Над топливным рынком нависла угроза демпинга

Анастасия Башкатова

Саудовская Аравия может опять вступить в негласную ценовую схватку с Россией

0
1249
"Роснефть" соединила Уфу и Оренбург автотуристическим маршрутом

"Роснефть" соединила Уфу и Оренбург автотуристическим маршрутом

Татьяна Астафьева

Путешественникам предлагают посетить самые интересные достопримечательности сразу двух регионов РФ

0
525
Массовая льготная ипотека ударила по бюджету

Массовая льготная ипотека ударила по бюджету

Анастасия Башкатова

Рыночные ставки по жилищным кредитам перешагнули за 21% годовых

0
2946
У нефтяных цен мало шансов для роста

У нефтяных цен мало шансов для роста

Ольга Соловьева

ОПЕК ожидает увеличения спроса на сырье лишь в отдаленной перспективе

0
1857

Другие новости