0
4261
Газета Экономика Печатная версия

12.04.2023 20:23:00

Чиновники обещают разработать "проекты по стимулированию спроса" на беспилотники

Технологический суверенитет по БПЛА эксперты оценивают в 60–70%

Тэги: технологический суверенитет, бпла, беспилотная авиация, электроника

On-Line версия

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"


технологический суверенитет, бпла, беспилотная авиация, электроника Андрей Белоусов (слева) и Михаил Мишустин могут недооценивать потенциал «левшей» по выпуску дронов в РФ. Фото РИА Новости

Россия наращивает свою долю в производстве электроники. В прошлом году освоен выпуск более тысячи продуктов в этой сфере, а к 2030 году «присутствие отечественной продукции в этой сфере должно занять 70% рынка», заявляют члены российского правительства. Эта доля, возможно, станет ориентиром и для других направлений инновационного развития, и в частности для развития беспилотных систем, которые президент Владимир Путин называл катализатором сквозных технологий для многих систем, а значит, и для технологического суверенитета в целом.

«За прошлый год освоен выпуск более тысячи продуктов электроники. Продолжим наращивать темпы, чтобы в этом году удвоить российскую долю на внутреннем рынке. В абсолютном объеме этого еще, конечно, недостаточно, но ставим задачу к 2030 году нарастить свое присутствие до 70%», – подчеркнул вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров, выступая в среду на правительственном часе в Совете Федерации.

Россия будет добиваться лидерства в сфере искусственного интеллекта, робототехники, беспилотных систем и других инновационных направлениях, заявил председатель правительства Михаил Мишустин на прошедшей накануне стратегической сессии, где обсуждалась концепция технологического развития страны до 2030 года. Концепция достижения технологического суверенитета обсуждается с марта прошлого года. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, который представил документ, необходима перестройка самой логики взаимодействия.

Накануне Белоусов провел первое заседание правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем (БАС). О том, что правительство должно в ближайшее время сформировать национальный проект по таким системам, говорил президент Владимир Путин в феврале на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ). По его словам, именно беспилотные системы – катализатор сквозных технологий в области навигации, связи, систем накопления энергии, новых материалов, искусственного интеллекта, двигателестроения, микро- и макроэлектроники (см. «НГ» от 09.02.23).

В рамках будущего нацпроекта чиновники обсуждают подготовку четырех федеральных проектов: по стимулированию спроса на отечественные БАС, стимулированию разработки, стандартизации и серийного производства БАС и комплектующих, развитию инфраструктуры обеспечения безопасности и формирования специализированной системы сертификации, а также кадров для отрасли.

Федеральные проекты по стимулированию спроса и производства беспилотных авиационных систем разрабатываются Минпромторгом. Они базируются на основе утвержденного ранее плана государственного гражданского заказа на беспилотные авиационные системы до 2030 года, утверждают в российском правительстве.

Сейчас, однако, сообщается, что запрошены проекты закупок, в том числе и услуг от всех госорганов и подведомственных организаций. Уже определено и через кого пойдут средства на формирование отрасли: поддерживать закупки будут Государственная транспортная лизинговая компания, «Платформа Национальная технологическая инициатива» и ВЭБ.РФ. Такие министерства, как Минэнерго, Минстрой и Минсельхоз, должны стимулировать спрос в подведомственных отраслях и внедрять переход всего «пилотного» на «беспилотное».

Чтобы параметры нацпроекта были корректными, Минцифры, Росреестр и Роскосмос анализируют мировой рынок беспилотников, операторов данных, сервисов и потребности пользователей. Минтранс и Росавиация оценивают зарубежный опыт, системы сертификации, и сформируют план подготовки документов. Минфин и Минпромторг заняты проработкой механизмов финансирования.

Задача развития систем БПЛА в России является комплексной, сказал «НГ» редактор издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. «Беспилотные системы являются системами двойного назначения. Государственные инвестиции в военный сегмент систем БПЛА позволяют не только добиться успехов в этом сегменте, но также помогают развитию гражданских БПЛА за счет использования общих технологий. С другой стороны, стимулирование развития гражданского рынка, на что могут быть направлены усилия в части облегчения соответствующей регуляторики, способно в итоге обеспечить существенный приток новых инвестиций в разработки. Полагаю, российские власти изыскивают возможности сделать так, чтобы эта взаимосвязанная система заработала».

По словам эксперта, в различных классах беспилотных систем ситуация с покрытием потребностей ВС РФ в БПЛА отечественной продукцией различна. «Российская сторона имеет дефицит в малоразмерных БПЛА мультироторной схемы. Этот дефицит отчасти покрывается за счет иностранных систем, прежде всего китайских, – говорит Федутинов. – В более тяжелых категориях ситуация иная. В некоторых сегментах дефицита нет – например, те же тактические БПЛА «Орлан-10» в свое время закупались и поставлялись в войска в весьма приличных количествах. А вот, скажем, сообщений об использовании тяжелых разведывательно-ударных БПЛА «Иноходец», (заводское наименование «Орион») не найти, что наводит на мысль, что и на фронте их почти нет. И за счет импорта эту брешь не закроешь – о зарубежных поставках здесь речи не идет».

«Насколько мне известно, потенциальная потребность госзаказчиков, без учета военных, на ближайшие 7-8 лет оценивается в 500 тыс. дронов разных классов. Такая цифра сейчас обсуждается и, как ожидается, будет документально закреплена в соответствующей госпрограмме, подкрепленной финансами», - сказал «НГ» источник в отрасли, не пожелавший называться.

«Предприятия Ростеха выпускают как гражданские, так и военные беспилотники разных типов. Например, дроны-камикадзе «Ланцет» и «КУБ» от «Калашникова» массово применяются в зоне СВО. Их поставки осуществляются в рамках госзаказа, мы готовы поставлять их сколько надо - в соответствии с потребностями вооруженных сил. Потребности в данном случае определяет заказчик - Минобороны России, - сообщили «НГ» в Ростехе. - За последние годы мы далеко продвинулись в развитии гражданских беспилотных систем. Можно выделить серию беспилотников, которые также производятся на «Калашникове» и используются для мониторинга местности, состояния сетей ТЭК, поисковых работ и многих других задач. В сегменте БПЛА вертолетного типа заметно продвинулись «Вертолеты России». В частности, в марте 2023 года дрон БАС-200 впервые в России выполнил доставку почты на Крайнем Севере, перевезя груз из Салехарда в Лабытнанги через реку Обь. Мы планируем наращивать выпуск гражданских БПЛА, чтобы полностью закрыть потребности в них отечественных заказчиков. Параметры гарантированного госзаказа, по нашей информации, сейчас находятся в стадии обсуждения».

Эксперты отмечают недостаток энтузиазма или поворотливости правительства в поддержке отечественных производителей БПЛА. На фоне проведения СВО вопрос развития своих систем является одним из ключевых, сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров, председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «Потребности РФ в БПЛА покрываются отечественной продукцией процентов на 60–70. Наша страна занимает одно из ведущих мест по потребностям в этой области. Хотя мы можем похвастаться почти всеми типами беспилотников собственного производства, но не их количеством, – отметил эксперт. – У нас много разработок беспилотников, авиамоделистов в стране тоже очень много. Но их используют только как бесплатных поставщиков, мол, сами на патриотических чувствах сделают. Системной работы с ними со стороны правительства нет. Например, у ДОСААФ России есть два отличных авиаремонтных завода, которые могут и должны выпускать беспилотники. Но у правительства с ними связи нет. Почему – непонятно».

«Надо активнее привлекать малые трудовые коллективы и частных конструкторов из народа, которые делают просто удивительные вещи, – продолжает Андриевский. – На шоу в Подмосковье на поле Московского авиаремонтного завода (МАРЗ) я испытал шок от полета беспилотного реактивного МИГ-35, уменьшенного примерно в 15 раз. Это великолепно! Необходимо провести качественную оценку спроса на авторов подобных проектов. Кроме того, необходимо немного уменьшить стоимость БПЛА отечественного производства». 

Связь планов правительства по развитию отрасли БПЛА с реальными потребностями по гражданским беспилотникам, конечно, есть, сообщили «НГ» в Минпромторге. «Минпромторг России совместно с другими ФОИВ (федеральными органами исполнительной власти – «НГ») провели работу по сбору информации о потребностях в БАС различных отраслей промышленности. 31 марта на совещании у первого вице-премьера А.Р. Белоусова утвердили план гражданского госзаказа (ГГЗ). Меры поддержки сбыта и производства в рамках федеральных проектов и объемы их финансирования будут формироваться исходя из понимания спроса», – заявили там.

На сегодняшний день потребности России в существенной мере удовлетворяются отечественными дронами: в нашей стране десятки предприятий серийной выпускают беспилотники, различающихся по типам конструкции и назначению, отметили в ведомстве. «В 2021 году в России было произведено около 2,5 тыс. беспилотников, в 2022-м – свыше 5 тыс. единиц, главным образом легкие мультироторы. Следует отметить, что наибольший потенциал для роста спроса существует для легких мультироторов и самолетов в силу решаемых с их помощью задач».

Потребности войск приходится покрывать самоучкам-самоделкиным. О том, как БЛА стоимостью 500 долл., собранные в гаражах, эффективно противостоят тяжелой дорогостоящей технике, наша газета рассказывала в номере от 28.03.2023. Кустарные аппараты оказались эффективнее танков и артиллерии, а волонтеры собирают «на коленке» уже тысячи взрывающихся беспилотников. Но государство пока не замечено в быстрой поддержке самоделкиных, госмашина делает все обстоятельно, через комиссии, планы, стратегии и концепции. Услуги большой «машины», очевидно и стоить будут больше. По сетям ходит ролик, где человек, похожий на погибшего недавно в результате теракта военкора Максима Фомина, известного под псевдонимом Владлен Татарский, обещает представить данные о том, как в войска поставляются по завышенным ценам боевые БЛА. Вместо 30-70 тыс за 600 тыс. руб. Но не успел...


Читайте также


Россия как самодостаточная цивилизация

Россия как самодостаточная цивилизация

Михаил Ковальчук

Необходимо напомнить миру, что он состоит не из интернет-пузырей

0
9602
ВСУ несут потери на фронте, но нацеливаются на Москву

ВСУ несут потери на фронте, но нацеливаются на Москву

Владимир Мухин

США помогут Украине специалистами для обслуживания истребителей F-16 и систем ПВО

0
9845
Как защитить топливную инфраструктуру от атак беспилотников

Как защитить топливную инфраструктуру от атак беспилотников

Михаил Сергеев

Распределенные системы хранения могут снизить ущерб от пожаров на нефтяных терминалах

0
5002
Обратная сторона информационного взрыва

Обратная сторона информационного взрыва

Олег Сосунов

Через 20–25 лет дата-центры станут основными потребителями электроэнергии в мире

0
11080

Другие новости