0
4415
Газета Экономика Печатная версия

12.04.2023 20:23:00

Чиновники обещают разработать "проекты по стимулированию спроса" на беспилотники

Технологический суверенитет по БПЛА эксперты оценивают в 60–70%

Тэги: технологический суверенитет, бпла, беспилотная авиация, электроника

On-Line версия

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"


технологический суверенитет, бпла, беспилотная авиация, электроника Андрей Белоусов (слева) и Михаил Мишустин могут недооценивать потенциал «левшей» по выпуску дронов в РФ. Фото РИА Новости

Россия наращивает свою долю в производстве электроники. В прошлом году освоен выпуск более тысячи продуктов в этой сфере, а к 2030 году «присутствие отечественной продукции в этой сфере должно занять 70% рынка», заявляют члены российского правительства. Эта доля, возможно, станет ориентиром и для других направлений инновационного развития, и в частности для развития беспилотных систем, которые президент Владимир Путин называл катализатором сквозных технологий для многих систем, а значит, и для технологического суверенитета в целом.

«За прошлый год освоен выпуск более тысячи продуктов электроники. Продолжим наращивать темпы, чтобы в этом году удвоить российскую долю на внутреннем рынке. В абсолютном объеме этого еще, конечно, недостаточно, но ставим задачу к 2030 году нарастить свое присутствие до 70%», – подчеркнул вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров, выступая в среду на правительственном часе в Совете Федерации.

Россия будет добиваться лидерства в сфере искусственного интеллекта, робототехники, беспилотных систем и других инновационных направлениях, заявил председатель правительства Михаил Мишустин на прошедшей накануне стратегической сессии, где обсуждалась концепция технологического развития страны до 2030 года. Концепция достижения технологического суверенитета обсуждается с марта прошлого года. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, который представил документ, необходима перестройка самой логики взаимодействия.

Накануне Белоусов провел первое заседание правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем (БАС). О том, что правительство должно в ближайшее время сформировать национальный проект по таким системам, говорил президент Владимир Путин в феврале на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ). По его словам, именно беспилотные системы – катализатор сквозных технологий в области навигации, связи, систем накопления энергии, новых материалов, искусственного интеллекта, двигателестроения, микро- и макроэлектроники (см. «НГ» от 09.02.23).

В рамках будущего нацпроекта чиновники обсуждают подготовку четырех федеральных проектов: по стимулированию спроса на отечественные БАС, стимулированию разработки, стандартизации и серийного производства БАС и комплектующих, развитию инфраструктуры обеспечения безопасности и формирования специализированной системы сертификации, а также кадров для отрасли.

Федеральные проекты по стимулированию спроса и производства беспилотных авиационных систем разрабатываются Минпромторгом. Они базируются на основе утвержденного ранее плана государственного гражданского заказа на беспилотные авиационные системы до 2030 года, утверждают в российском правительстве.

Сейчас, однако, сообщается, что запрошены проекты закупок, в том числе и услуг от всех госорганов и подведомственных организаций. Уже определено и через кого пойдут средства на формирование отрасли: поддерживать закупки будут Государственная транспортная лизинговая компания, «Платформа Национальная технологическая инициатива» и ВЭБ.РФ. Такие министерства, как Минэнерго, Минстрой и Минсельхоз, должны стимулировать спрос в подведомственных отраслях и внедрять переход всего «пилотного» на «беспилотное».

Чтобы параметры нацпроекта были корректными, Минцифры, Росреестр и Роскосмос анализируют мировой рынок беспилотников, операторов данных, сервисов и потребности пользователей. Минтранс и Росавиация оценивают зарубежный опыт, системы сертификации, и сформируют план подготовки документов. Минфин и Минпромторг заняты проработкой механизмов финансирования.

Задача развития систем БПЛА в России является комплексной, сказал «НГ» редактор издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. «Беспилотные системы являются системами двойного назначения. Государственные инвестиции в военный сегмент систем БПЛА позволяют не только добиться успехов в этом сегменте, но также помогают развитию гражданских БПЛА за счет использования общих технологий. С другой стороны, стимулирование развития гражданского рынка, на что могут быть направлены усилия в части облегчения соответствующей регуляторики, способно в итоге обеспечить существенный приток новых инвестиций в разработки. Полагаю, российские власти изыскивают возможности сделать так, чтобы эта взаимосвязанная система заработала».

По словам эксперта, в различных классах беспилотных систем ситуация с покрытием потребностей ВС РФ в БПЛА отечественной продукцией различна. «Российская сторона имеет дефицит в малоразмерных БПЛА мультироторной схемы. Этот дефицит отчасти покрывается за счет иностранных систем, прежде всего китайских, – говорит Федутинов. – В более тяжелых категориях ситуация иная. В некоторых сегментах дефицита нет – например, те же тактические БПЛА «Орлан-10» в свое время закупались и поставлялись в войска в весьма приличных количествах. А вот, скажем, сообщений об использовании тяжелых разведывательно-ударных БПЛА «Иноходец», (заводское наименование «Орион») не найти, что наводит на мысль, что и на фронте их почти нет. И за счет импорта эту брешь не закроешь – о зарубежных поставках здесь речи не идет».

«Насколько мне известно, потенциальная потребность госзаказчиков, без учета военных, на ближайшие 7-8 лет оценивается в 500 тыс. дронов разных классов. Такая цифра сейчас обсуждается и, как ожидается, будет документально закреплена в соответствующей госпрограмме, подкрепленной финансами», - сказал «НГ» источник в отрасли, не пожелавший называться.

«Предприятия Ростеха выпускают как гражданские, так и военные беспилотники разных типов. Например, дроны-камикадзе «Ланцет» и «КУБ» от «Калашникова» массово применяются в зоне СВО. Их поставки осуществляются в рамках госзаказа, мы готовы поставлять их сколько надо - в соответствии с потребностями вооруженных сил. Потребности в данном случае определяет заказчик - Минобороны России, - сообщили «НГ» в Ростехе. - За последние годы мы далеко продвинулись в развитии гражданских беспилотных систем. Можно выделить серию беспилотников, которые также производятся на «Калашникове» и используются для мониторинга местности, состояния сетей ТЭК, поисковых работ и многих других задач. В сегменте БПЛА вертолетного типа заметно продвинулись «Вертолеты России». В частности, в марте 2023 года дрон БАС-200 впервые в России выполнил доставку почты на Крайнем Севере, перевезя груз из Салехарда в Лабытнанги через реку Обь. Мы планируем наращивать выпуск гражданских БПЛА, чтобы полностью закрыть потребности в них отечественных заказчиков. Параметры гарантированного госзаказа, по нашей информации, сейчас находятся в стадии обсуждения».

Эксперты отмечают недостаток энтузиазма или поворотливости правительства в поддержке отечественных производителей БПЛА. На фоне проведения СВО вопрос развития своих систем является одним из ключевых, сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров, председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «Потребности РФ в БПЛА покрываются отечественной продукцией процентов на 60–70. Наша страна занимает одно из ведущих мест по потребностям в этой области. Хотя мы можем похвастаться почти всеми типами беспилотников собственного производства, но не их количеством, – отметил эксперт. – У нас много разработок беспилотников, авиамоделистов в стране тоже очень много. Но их используют только как бесплатных поставщиков, мол, сами на патриотических чувствах сделают. Системной работы с ними со стороны правительства нет. Например, у ДОСААФ России есть два отличных авиаремонтных завода, которые могут и должны выпускать беспилотники. Но у правительства с ними связи нет. Почему – непонятно».

«Надо активнее привлекать малые трудовые коллективы и частных конструкторов из народа, которые делают просто удивительные вещи, – продолжает Андриевский. – На шоу в Подмосковье на поле Московского авиаремонтного завода (МАРЗ) я испытал шок от полета беспилотного реактивного МИГ-35, уменьшенного примерно в 15 раз. Это великолепно! Необходимо провести качественную оценку спроса на авторов подобных проектов. Кроме того, необходимо немного уменьшить стоимость БПЛА отечественного производства». 

Связь планов правительства по развитию отрасли БПЛА с реальными потребностями по гражданским беспилотникам, конечно, есть, сообщили «НГ» в Минпромторге. «Минпромторг России совместно с другими ФОИВ (федеральными органами исполнительной власти – «НГ») провели работу по сбору информации о потребностях в БАС различных отраслей промышленности. 31 марта на совещании у первого вице-премьера А.Р. Белоусова утвердили план гражданского госзаказа (ГГЗ). Меры поддержки сбыта и производства в рамках федеральных проектов и объемы их финансирования будут формироваться исходя из понимания спроса», – заявили там.

На сегодняшний день потребности России в существенной мере удовлетворяются отечественными дронами: в нашей стране десятки предприятий серийной выпускают беспилотники, различающихся по типам конструкции и назначению, отметили в ведомстве. «В 2021 году в России было произведено около 2,5 тыс. беспилотников, в 2022-м – свыше 5 тыс. единиц, главным образом легкие мультироторы. Следует отметить, что наибольший потенциал для роста спроса существует для легких мультироторов и самолетов в силу решаемых с их помощью задач».

Потребности войск приходится покрывать самоучкам-самоделкиным. О том, как БЛА стоимостью 500 долл., собранные в гаражах, эффективно противостоят тяжелой дорогостоящей технике, наша газета рассказывала в номере от 28.03.2023. Кустарные аппараты оказались эффективнее танков и артиллерии, а волонтеры собирают «на коленке» уже тысячи взрывающихся беспилотников. Но государство пока не замечено в быстрой поддержке самоделкиных, госмашина делает все обстоятельно, через комиссии, планы, стратегии и концепции. Услуги большой «машины», очевидно и стоить будут больше. По сетям ходит ролик, где человек, похожий на погибшего недавно в результате теракта военкора Максима Фомина, известного под псевдонимом Владлен Татарский, обещает представить данные о том, как в войска поставляются по завышенным ценам боевые БЛА. Вместо 30-70 тыс за 600 тыс. руб. Но не успел...


Читайте также


Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Владимир Мухин

До начала мирных переговоров партнеры Украины желают выполнить несколько специфических задач

0
1697
Киев готовят к переговорам с Москвой "с позиции силы"

Киев готовят к переговорам с Москвой "с позиции силы"

Владимир Мухин

Боевые возможности переданных Украине F-16 собираются усилить новой партией ракет "воздух–воздух"

0
6993
Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
12558
3. В РФ решено создать войска беспилотных сил

3. В РФ решено создать войска беспилотных сил

Массовое использование дронов теперь важнейшее средство ведения боевых действий

0
18485

Другие новости