Фото freepik.com
Финансовые отношения в российских, американских и китайских семьях различаются удивительным образом. Если в Китае взрослые дети помогают деньгами родителям, то в Америке все наоборот. Там родители тратят пенсионные сбережения на оплату обучения следующего поколения. Больше 40% взрослых американцев лишились пенсионных накоплений, а дыра в американских пенсионных фондах достигла 7 трлн долл. В России же родители оплачивают не только образование детей, но и покупку им жилья. При этом около половины взрослых россиян вообще не считают необходимым финансовую помощь своим работоспособным детям.
Родители взрослых детей в США все чаще финансируют нужды своих взрослых и работоспособных детей.
Многие американцы лишаются даже своих пенсионных накоплений и отложенных на черный день денег, показало новое исследование компании Bankrate.
Почти 70% американских родителей, у которых есть взрослые дети, несут существенную финансовую нагрузку на ту или иную помощь своим чадам. Около 43% опрошенных родителей истратили на помощь детям свои пенсионные сбережения. И 51% американских родителей взрослых детей заявили, что растратили свои сбережения, отложенные на случай непредвиденных ситуаций. При этом каждый пятый, понесший расходы, сообщил, что это была «значительная жертва». Американские домохозяйства с низкими доходами чаще тратят на детей свою финансовую подушку. Так, 58% домохозяйств с годовым доходом менее 50 тыс. долл. пошли на финансовые жертвы, чтобы помочь своим взрослым детям, тогда как только 46% семей с годовым доходом 100 тыс. долл. и более пошли на аналогичные жертвы. Подобные траты истощают пенсионные накопления, а их дефицит составляет уже 7 трлн долл., сообщает агентство Bloomberg.
Более половины американских семей продолжают финансово помогать своим взрослым детям, показали другие опросы компании Retirement Investment. При этом каждый пятый респондент заявил, что жертвовал для помощи своим детям собственными пенсионными сбережениями. Примечательно, что почти половина (40%) американских родителей заявили, что их взрослые дети продолжают жить вместе с ними. Исследовательский центр Pew Research Center ранее сообщал, что половина взрослых американцев в возрасте от 18 до 29 лет проживали по крайней мере с одним из родителей. «Основная причина, по которой многие взрослые дети остаются дома, связана с высокой стоимостью жилья», – утверждают исследователи.
Для россиян финансовая помощь со стороны старшего поколения также привычная вещь. Правда, потратить на детей свои пенсионные накопления в РФ будет непросто. Да и вряд ли российские родители смогут создать заметную дыру в пенсионной системе из-за помощи детям (дыры в отечественной пенсионной системе появляются по другим причинам). Согласно недавним данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 43% россиян считают допустимым помогать деньгами взрослым детям. С возрастом доля таковых растет. Среди 45–59-летних так считают уже 47%, а среди людей 60 лет и старше – 54%.
Из данных опроса следует, что 70% граждан считают допустимым помогать взрослым детям в получении образования, а 65% заявили, что следует оказывать поддержку в воспитании внуков. При этом 56% готовы помогать в аренде или приобретении жилья.
Социологи делают вывод, что большее одобрение получает та финансовая помощь со стороны родителей, которая позволяет встать на ноги, сформировать фундамент самостоятельной жизни. Однако на практике реальной помощи россияне получают от родителей меньше. К примеру, указывают исследователи, финансовую помощь в получении образования получила только половина опрошенных, а помощь в покупке или аренде жилья – только треть.
У россиян также нет единого мнения относительно того, когда их взрослые дети должны начинать жить отдельно от родителей. Как следует из данных ВЦИОМа, каждый пятый россиянин считает, что такого возраста нет для сыновей, каждый четвертый – что такого возраста нет для дочерей. В среднем граждане считают приемлемым начало «самостоятельной» жизни в 22 года. Однако на практике это не всегда так. Из проведенного несколько лет назад исследования НАФИ следовало, что только 42% опрошенных начали жить отдельно от родителей в промежуток с 18 лет до 21 года. При этом среди молодых людей до 25 лет 54% продолжало жить с родителями, а среди 35–44-летних – 14%. Подчеркивалось, что жители Санкт-Петербурга и Москвы начинали «взрослую» жизнь позже, что аналитики связывали с более высокой стоимостью жилья в крупных городах. Более раннее начало самостоятельной жизни в городах поменьше они объясняли учебной миграцией.
Довольно противоречивые явления наблюдаются в Китае. С одной стороны, КНР остается довольно традиционным обществом, где сохраняется крепкая связь между родителями и детьми. В то же время доля китайцев, проживающих со своими родителями, постепенно снижается. Так, если в 2002 году 64% взрослых жили вместе с родителями, то сейчас – 53%. Это связывают с растущим желанием переехать от родителей до брака или для того, чтобы жить и работать в другом городе.
При этом в Китае действует закон о правах пожилых людей, в котором оговариваются правила заботы о пожилых родителях. В документе говорится о том, что взрослые дети должны регулярно поддерживать контакт со своими родителями, иначе они будут оштрафованы или задержаны. Для того чтобы этот закон вступил в силу, родители должны подать жалобу на своих детей. Если совершеннолетние дети не смогут посетить родителей самостоятельно, суд может дать им распоряжение о посещении родителей на дому в установленные дни в течение месяца.
Китайские ученые в исследовании, опубликованном в Международном журнале равенства в здравоохранении, обращают внимание, что финансовая поддержка и неформальный уход являются двумя основными составляющими поддержки взрослых детей своим родителям. Китайские эксперты объясняют это быстрым старением населения. «К концу 2021 года количество пожилых людей старше 60 лет в Китае достигло 267 млн человек, что составляет 18,9% от общей численности населения. Кроме того, по сравнению с количеством пожилых людей в 2000 году, когда Китай стал стареющим обществом, к 2050 году число пожилых людей старше 60 лет в Китае увеличится до 488 млн, что составит 35,6% от общей численности населения», – пишут китайские аналитики. Хотя в Китае создана система первичного пенсионного страхования, размер пенсии, как правило, недостаточен для полноценной жизни. «Около 150 млн пожилых китайцев ежемесячно получают пенсию от 100 до 200 юаней (около 16–32 долл.), а значит, что при отсутствии финансовой поддержки со стороны взрослых детей доход большинства пожилых людей не превысит черту бедности. Не случайно уровень бедности среди пожилых людей в Китае достигает 30%», – отмечают исследователи.
«Российское общество остается традиционным. Семья участвует в жизни своих членов вне зависимости от того, какого возраста они достигли и каким уровнем самостоятельности обладают. Поддержка взрослых детей и воспитание внуков и правнуков в РФ совершенно естественны», – считает социолог Александр Прудник.
Замдиректора Института социальной политики Высшей школы экономики Оксана Синявская обращает внимание, что в России также есть норма в семейном кодексе, обязывающая трудоспособных детей содержать нетрудоспособных родителей. «Другое дело, что фактические трансферты везде, практически во всех культурах, идут в основном от родителей к взрослым детям, потому что это отвечает и представлениям людей, и подкрепляется более хорошей финансовой обеспеченностью еще не совсем старых родителей. Так как взрослые дети часто не имеют работы. Или же работающие дети тратят почти все свои заработки на обеспечение своих маленьких детей. При этом зарплаты родителей часто бывают выше, чем у их работающих детей. Часть родителей-пенсионеров в РФ могут продолжать работать», – рассуждает она.«В нашем обществе сильно развита связь между поколениями. В России нормой является долгое сохранение единых финансов. У молодежи ниже доходы и больше потребностей, соответственно это вызывает переток денег от старших к младшим», – продолжает доцент РАНХиГС Игорь Голубченко. А директор департамента «ИВА Партнерс» Артем Тузов уверен, что тенденция большей финансовой зависимости молодых людей от родителей будет нарастать.
Доцент РЭУ им. Плеханова Татьяна Захарова сообщает, что опрос студентов 1-2 курса РЭУ показал, что оплачивать обучение студентам помогают 64,7% родителей. «Иная ситуация происходит, когда родители нуждаются в помощи и поддержке. По опросам студентов 1-2 курса помогают родителям 30% студентов», - говорит она.