0
21728
Газета Экономика Печатная версия

10.04.2023 20:03:00

Пока в торговле спад, в сфере ремонта – опережающий рост

Россияне пытаются продлить жизнь бытовой технике и электронике

Тэги: торговля, спад, доходы, ремонт, бытовая техника, электроника

Все статьи по теме "Санкционные войны"

On-Line версия

торговля, спад, доходы, ремонт, бытовая техника, электроника Фото freepik.com

Покупка бытовой техники и электроники вошла в топ непредвиденных трат россиян, выяснили социологи. Но не все идут в магазин искать новые смартфоны или стиральные машины взамен сломанных. На фоне перемен в ассортименте и падения доходов все популярнее становятся услуги ремонта. На специализированных платформах эксперты фиксируют скачок спроса в полтора-два раза по сравнению с тем, что было в начале 2022 года. Россияне чинят все: мобильные телефоны, бытовую технику, компьютеры, игровые приставки.

Покупка бытовой техники и электроники оказалась на втором месте по частоте непредвиденных трат в течение последних 12 месяцев – после незапланированных расходов на здоровье. Это выяснили в Аналитическом центре НАФИ по итогам опроса 1600 граждан.

Так, судя по исследованию, большинство респондентов (76%) за последний год сталкивались с непредвиденными тратами. Из них половина оказывались в ситуации, когда неожиданно были нужны деньги на лекарства или медицинские обследования. А о необходимости срочно обновить какую-либо бытовую технику и электронику сообщили 31% респондентов. Далее – с небольшим отрывом, в 30% случаев, упоминались одежда и обувь.

Однако не только в магазинах потребители пытаются решить проблемы, возникшие с бытовой техникой или какой-либо аппаратурой. Судя по данным специализированных платформ, все больше россиян отправляются к мастерам по ремонту и в сервисные центры.

«В случае поломки техники россияне все чаще предпочитают обращаться к мастерам, чтобы продлить срок ее службы», – сообщили представители «Авито Услуги». По их данным, в первом квартале спрос на услуги по ремонту техники вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, за этот же период стало больше и объявлений от частных мастеров и сервисных центров – на 45%.

«Среди наиболее популярных запросов на ремонт с января по март – ремонт мобильных устройств (рост на 71%), крупной и мелкой бытовой техники (рост на 71% и на 47% соответственно), компьютеров (на 56%), телевизоров (на 42%) и игровых приставок (на 95%)», – перечислили представители платформы.

Тенденцию, возможно, не столь бурного, но все же опережающего роста сферы ремонта фиксирует и Росстат. По его данным, в январе–феврале 2023-го объем таких услуг, как ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, увеличился в сопоставимых ценах на 2,5% к аналогичному периоду 2022-го.

А например, для сравнения: оборот розничной торговли всеми непродовольственными товарами за тот же период сократился в стране более чем на 11% в сопоставимых ценах. Примерно такой же разрыв наблюдался и по итогам 2022 года.

Руководитель категории услуг «Ремонт и установка техники» на «Авито Услугах» Александр Семочкин основными причинами роста спроса на ремонт назвал доступность и широкий выбор услуг именно в онлайне. Ведь объявления размещают как частные мастера, так и специализированные компании малого и среднего бизнеса. По его уточнению, предприниматели, которые развивают бизнес в этом сегменте, все активнее продвигают услуги в интернете, а для потребителей онлайн-пространство становится удобным местом для поиска услуг в доступном ценовом сегменте.

Указывают эксперты и на другие причины выявленного роста спроса. Во многом он обусловлен желанием населения сохранить в обращении имеющиеся у него товары тех брендов, которые в том или ином виде ушли или грозились уйти из РФ, считает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Не исключено, что некоторые выбирают ремонт из-за экономических факторов, проблем с доходами, не позволяющих им купить новые товары, допустил эксперт.

Отметил он и такую деталь. «Возможно, экономическая ситуация повлияла на занятость населения, часть граждан стали безработными и перешли в сферу ремонта, поэтому и предложение таких услуг выросло, что отразилось на спросе», – говорит Баранов.

«Рост спроса на ремонт техники на вторичном рынке может быть связан с развитием рынка услуг от самозанятых, а также с психологическим фактором: за последний год некоторые производители приняли решение отказаться от поддержки пользователей в России, и покупатели были вынуждены адаптироваться к новым условиям», – соглашается председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев.

Тем не менее и в сфере ремонтных услуг есть свои проблемы, которые выявились уже в прошлом году. В частности, судя по обзору Высшей школы экономики (ВШЭ), в основе которого проводимые Росстатом опросы руководителей организаций сферы услуг, в секторе ремонта как автотранспорта, так и бытовой техники по итогам 2022 года существенно снизилась предпринимательская уверенность.

«Казалось бы, что при заметном сокращении поставок и продаж автомобилей и сложной бытовой техники роль ремонта для продления жизни старой техники должна возрастать, – комментируют авторы обзора. – Скорее всего проблемы состоят в поисках, сроках доставки и ценах на новые детали для проведения ремонта».

Ведь, по оценкам ВШЭ, «как правило, люди осуществляют технический ремонт, если он не превышает 35–40% от стоимости покупки новой, примерно аналогичной техники».

Обращаясь за услугами ремонта, потребители должны быть готовы к тому, что не всегда ремонт будут выполнять с использованием «родных» комплектующих, в ход могут пойти те детали, которые окажутся доступными на текущий момент, отметил Баранов. По прогнозу эксперта, начнет меняться и сам рынок: «Будут важны репутация мастеров, качество ремонта, продолжительность эксплуатации изделий после него». 

Между тем, как уточнил Караваев, количество обращений клиентов по страховым случаям у крупнейших торговых сетей бытовой электроники остается на уровне прошлого года. «Сейчас ретейлеры успешно адаптировали логистические процессы, обеспечили широкий ассортимент техники и электроники во всех ценовых сегментах и взяли на себя дополнительные меры поддержки покупателей», – пояснил он, уточнив, что крупнейшие ретейлеры дают теперь собственную годовую гарантию на товары ушедших брендов.


Читайте также


Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Иван Родин

Госдума рассматривает закон об ограничении права собственности 500 человек

0
827
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
1906
Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
2342
Россия как самодостаточная цивилизация

Россия как самодостаточная цивилизация

Михаил Ковальчук

Необходимо напомнить миру, что он состоит не из интернет-пузырей

0
4622

Другие новости