Фото freepik.com
Покупка бытовой техники и электроники вошла в топ непредвиденных трат россиян, выяснили социологи. Но не все идут в магазин искать новые смартфоны или стиральные машины взамен сломанных. На фоне перемен в ассортименте и падения доходов все популярнее становятся услуги ремонта. На специализированных платформах эксперты фиксируют скачок спроса в полтора-два раза по сравнению с тем, что было в начале 2022 года. Россияне чинят все: мобильные телефоны, бытовую технику, компьютеры, игровые приставки.
Покупка бытовой техники и электроники оказалась на втором месте по частоте непредвиденных трат в течение последних 12 месяцев – после незапланированных расходов на здоровье. Это выяснили в Аналитическом центре НАФИ по итогам опроса 1600 граждан.
Так, судя по исследованию, большинство респондентов (76%) за последний год сталкивались с непредвиденными тратами. Из них половина оказывались в ситуации, когда неожиданно были нужны деньги на лекарства или медицинские обследования. А о необходимости срочно обновить какую-либо бытовую технику и электронику сообщили 31% респондентов. Далее – с небольшим отрывом, в 30% случаев, упоминались одежда и обувь.
Однако не только в магазинах потребители пытаются решить проблемы, возникшие с бытовой техникой или какой-либо аппаратурой. Судя по данным специализированных платформ, все больше россиян отправляются к мастерам по ремонту и в сервисные центры.
«В случае поломки техники россияне все чаще предпочитают обращаться к мастерам, чтобы продлить срок ее службы», – сообщили представители «Авито Услуги». По их данным, в первом квартале спрос на услуги по ремонту техники вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, за этот же период стало больше и объявлений от частных мастеров и сервисных центров – на 45%.
«Среди наиболее популярных запросов на ремонт с января по март – ремонт мобильных устройств (рост на 71%), крупной и мелкой бытовой техники (рост на 71% и на 47% соответственно), компьютеров (на 56%), телевизоров (на 42%) и игровых приставок (на 95%)», – перечислили представители платформы.
Тенденцию, возможно, не столь бурного, но все же опережающего роста сферы ремонта фиксирует и Росстат. По его данным, в январе–феврале 2023-го объем таких услуг, как ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, увеличился в сопоставимых ценах на 2,5% к аналогичному периоду 2022-го.
А например, для сравнения: оборот розничной торговли всеми непродовольственными товарами за тот же период сократился в стране более чем на 11% в сопоставимых ценах. Примерно такой же разрыв наблюдался и по итогам 2022 года.
Руководитель категории услуг «Ремонт и установка техники» на «Авито Услугах» Александр Семочкин основными причинами роста спроса на ремонт назвал доступность и широкий выбор услуг именно в онлайне. Ведь объявления размещают как частные мастера, так и специализированные компании малого и среднего бизнеса. По его уточнению, предприниматели, которые развивают бизнес в этом сегменте, все активнее продвигают услуги в интернете, а для потребителей онлайн-пространство становится удобным местом для поиска услуг в доступном ценовом сегменте.
Указывают эксперты и на другие причины выявленного роста спроса. Во многом он обусловлен желанием населения сохранить в обращении имеющиеся у него товары тех брендов, которые в том или ином виде ушли или грозились уйти из РФ, считает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Не исключено, что некоторые выбирают ремонт из-за экономических факторов, проблем с доходами, не позволяющих им купить новые товары, допустил эксперт.
Отметил он и такую деталь. «Возможно, экономическая ситуация повлияла на занятость населения, часть граждан стали безработными и перешли в сферу ремонта, поэтому и предложение таких услуг выросло, что отразилось на спросе», – говорит Баранов.
«Рост спроса на ремонт техники на вторичном рынке может быть связан с развитием рынка услуг от самозанятых, а также с психологическим фактором: за последний год некоторые производители приняли решение отказаться от поддержки пользователей в России, и покупатели были вынуждены адаптироваться к новым условиям», – соглашается председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев.
Тем не менее и в сфере ремонтных услуг есть свои проблемы, которые выявились уже в прошлом году. В частности, судя по обзору Высшей школы экономики (ВШЭ), в основе которого проводимые Росстатом опросы руководителей организаций сферы услуг, в секторе ремонта как автотранспорта, так и бытовой техники по итогам 2022 года существенно снизилась предпринимательская уверенность.
«Казалось бы, что при заметном сокращении поставок и продаж автомобилей и сложной бытовой техники роль ремонта для продления жизни старой техники должна возрастать, – комментируют авторы обзора. – Скорее всего проблемы состоят в поисках, сроках доставки и ценах на новые детали для проведения ремонта».
Ведь, по оценкам ВШЭ, «как правило, люди осуществляют технический ремонт, если он не превышает 35–40% от стоимости покупки новой, примерно аналогичной техники».
Обращаясь за услугами ремонта, потребители должны быть готовы к тому, что не всегда ремонт будут выполнять с использованием «родных» комплектующих, в ход могут пойти те детали, которые окажутся доступными на текущий момент, отметил Баранов. По прогнозу эксперта, начнет меняться и сам рынок: «Будут важны репутация мастеров, качество ремонта, продолжительность эксплуатации изделий после него».
Между тем, как уточнил Караваев, количество обращений клиентов по страховым случаям у крупнейших торговых сетей бытовой электроники остается на уровне прошлого года. «Сейчас ретейлеры успешно адаптировали логистические процессы, обеспечили широкий ассортимент техники и электроники во всех ценовых сегментах и взяли на себя дополнительные меры поддержки покупателей», – пояснил он, уточнив, что крупнейшие ретейлеры дают теперь собственную годовую гарантию на товары ушедших брендов.